СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Повторение имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- предназначен для национальных школ с малочисленным количеством учащихся в классах. На уроке использованы исследовательская, информационно-коммуникативная технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Повторение имени существительного"»

Тема урока. Повторение имени существительного. (Слайд 1)

Класс: 6

Цели урока.

  1. Обучающие: углубить первоначальные знания об имени существительном и вновь усвоенные теоретические сведения по теме.

  2. Развивающие: совершенствовать практические умения и навыки в развитии речи учащихся.

  3. Воспитательная: воспитание нравственных качеств, как милосердие, доброта, дружба. (Слайд 2)

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.

Форма урока. Игра-путешествие на планету Морфологиус

Элементы используемых технологий: исследовательская, информационно-коммуникативная

Оборудование: презентация, аудиозапись, карточки для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-путешествие, полетим на планету «Морфологиус». Королем этой планеты является Имя существительное. Принцы и принцессы – это Имя прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное. Слугами являются Предлог, Союз, Частица, Междометие. (слайд 3)

Как вы думаете, почему королем планеты является Имя существительное? (ответы учащихся).

Действительно, Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов – мама, папа. Имя существительное – самая представительная по количеству слов часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из девяти тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи, что составляет 44%, следовательно, это самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

А хотите попасть на эту планету? Тогда проверим вашу готовность к полету.

Задание 1.

- Всем известно, что в русском языке существительные в единственном числе принадлежат к одному из трех родов. Что же положено в основу распределения существительных по родам? Задумывались ли вы над тем, почему слова мир, стол, дом мужского рода, милосердие, село, солнце – среднего, а дружба, доброта, родина, планета – женского рода?(слайд 4) (Ответы учащихся).

- Скажите, есть ли категория рода в родном (татарском) языке?

- Нет. Категория рода является характерной особенностью имен существительных в русском языке. Имена существительные, имеющие форму единственного числа, различаются (но не изменяются) по родам. Каждое существительное вообще имеет только один род и не переходит в другой. Имена существительные бывают мужского рода (стол, конь), женского рода (карта, соль, линия), среднего рода (море, имя, дно). Имеются и существительные общего рода: забияка, разиня, сирота, плакса и т. д. Их синтаксическая сочетаемость зависит от пола называемого лица: Он — большой забияка.

    Однако грамматическая категория рода трудна для учащихся - татар не столько тем, что она отсутствует в татарском языке, сколько тем, что получает выражение в формах согласования имен и глаголов прошедшего времени в связной речи (белый платок, наступающее лето; отец пришел). Отсюда ошибки типа: «Отряд остановился на отдых у широкого реки» (вместо у широкой реки).

Есть следующие способы определения рода имен существительных — названий людей, значительно облегчающие изучение этой категории в татарской школе: лексический способ (отец — ата,  мать — ана),   синтаксический  способ («отец» -мой, «мать» — моя), морфологический способ (Петров — Петрова, учитель — учительница, брат — сестра).

Задание 2. Перечислить падежи с вопросами. (слайд 5)

  1. Работа по теме.

  1. В добрый путь!

Слово учителя.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Сегодня группы – это экипажи космических кораблей. Закрываем глаза и летим. (Звучит космическая музыка). Внимание! 3-2-1-старт! Полетели!

На свете творятся чудеса. За считанные секунды мы оказались на этой планете. (Карта на доске и слайд 6). Посмотрите на карту планеты. Здесь есть и гора Склонений, есть и пещеры, речка Ошибок, островок НЕ, даже Падежное море.

Король Существительное очень добр, он творит только добро, и хочет, чтобы вы тоже стали хорошими и добрыми людьми. Он просит, чтобы мы помогли жителям планеты, которые оказались в затруднительном положении. Будьте милосердны.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Всю свою планету

Людям отдавайте!

Доброта, милосердие, товарищество, дружба. (слайд 7) Вспомним пословицы о доброте и дружбе. («За добро добром платят», «Добрые дела человека красят», «Если дружба велика – будет Родина крепка», «Доброе слово железные двери открывает»). (Слайд 8)

А какие пословицы о доброте на татарском языке знаете? (Яхшылыкка яхшылык белән җавап бир”, “Таш белән атканга аш белән ат”, Йөз сум акчаң булганчы йөз дустың булсачы”). (Слайд 9)

Слово милосердие разберем по составу. Милосердие - это сложное слово, образовано от слов милый и сердце. Запишем значение этого слова в словари. (один ученик на доске разбирает) (Милосердие – милость сердца, доброе сердце. Милосердный – тот, кто чувствует боль других).

Вернемся на планету. Вы, земляне, проведете свои исследования на планете и этим поможете жителям планеты. Вы будете исследовать пещеру Разносклоняемых существительных, пещеру Несклоняемых существительных, море НЕ, речку Ошибок, которая раньше называлась “Смекалкой”. Посмотрим, какая же им нужна помощь. (карточки, прикрепленные на карте, раздаются по группам – экипажам).

  1. Выполнение в парах заданий – исследований.

Первая пара - первый экипаж – пещера Разносклоняемых существительных.

Вторая пара - второй экипаж – пещера Несклоняемых существительных

Третья пара - третий экипаж – островок Не.

Четвертая пара - четвертый экипаж- речка Ошибок

3. Отчеты экипажей.

1V. Обобщение знаний.

Все справились с заданием, таким образом, помогли жителям планеты вернуть им прежние названия, вернуться в свои дома – пещеры. Спасибо всем. Надеюсь, вы тоже будете грамотными учениками.

А теперь в обратный путь. Путешествие наше закончилось, но я думаю, что огонь путешественника-исследователя в вас не угаснет. Еще много интереснейших приключений ждут вас и на других планетах. Всем спасибо, все экипажи хорошо работали, за это вы получаете баллы ( выставление оценок)

V. Домашнее задание. (Слайд 1

Написать о своих впечатлениях по проведенному уроку в свободной форме.




Приложение

Задания для работы в парах.

№1

Разносклоняемые существительные (слайд 10, 11)


  1. Рассказать о разносклоняемых существительных

  2. Прочитайте письмо и помогите разносклоняемым существительным. Выпишите их, определите падеж.

Дорогой друг! Прости, не знаю (твое имя). Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает (время)? И по ботанике заняться изучением (семя) пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в (стремя) . То ли они из другого (племя)? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном (пламя).

Как бы вы ответили на этот вопрос?

  1. Выполните тестовые задания.

  1. Укажите разносклоняемое существительное:

А) иней; В) темя; Г) гостиная; Д) комиссия.

2. Выберите правильный ответ.

а) б) в) г)

много врем… я я ени яни

в стрем… е яни ени ени

плем… я я я я

№2

Несклоняемые существительные (слайд 12, 13)


  1. В нашей пещере живет много несклоняемых существительных. Но они заболели. Один неграмотный ученик неправильно написал их окончания. Помогите им.

У Розы нет пальта. Он хорошо играет на пианине. Я любовался вечерней Сочи.

  1. Составьте словосочетание со словом кенгуру. Определите род этого существительного.

  2. Выполните тестовые задания.

  1. Укажите несклоняемое существительное.

А)сумма; В) метро; Г) коридор; Д) Сербия.

2. Выберите правильный ответ.

а) б) в) г)

красив… Баку ый ое ый ая

умн… шимпанзе ая ое ый ая

нов… шоссе ая ое ое ая

3

Правописание существительных с НЕ (слайд 14, 15)( Море НЕ)


  1. Выпишите из ряда слов существительные, в которых НЕ является частью корня. Составьте и запишите с одним из выписанных существительных сложное предложение, подчеркните грамматическую основу.

Небылица, негодование, невод, недостаток, неосторожность, неожиданность, небрежность.

  1. Спишите загадки и пословицы, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с существительными. Найдите ответы к загадкам, объясните смысл пословиц.

(Не) огонь, а жжется, (не) куст, а с листочками, (не) рубашка, а сшита, (не) человек, а рассказывает. (Не) море, (не) земля, корабли (не) плавают, а ходить нельзя. Голодная воля лучше сытой (не) воли. (Не) друг поддакивает, а друг спорит.

№4

Речка Ошибок (слайд 16, 17)


1.Прочитайте выразительно стихотворение, спишите выделенные предложения, исправляя ошибки. Назовите орфограммы, которые придется выучить автору письма.

Грустные вести

Приплыло по речке письмо,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет он? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут…

На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…

(Шабаев)

2. Выполнить тестовые задания.

1. Найдите слово с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных». Объясните свой выбор.

А) руч…нка; В) гребеш…к; Г) (зарос) хвощ…м; Д) ореш…к.

2. Найдите слово с ошибкой в правописании суффиксов. Объясните свой выбор.

А) возчик; В) буфетчица; Г) рассказчик; Д) сварчик

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!