СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Падежи имен существительных (повторение)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям начальных классов подробный конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Падежи имен существительных (повторение)"»

Романова Оксана Викторовна 4 класс Русский язык


Тема урока: «Падежи имени существительного (повторение)».

Цели преподавания: 1. Повторение падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).

2. Развитие мышления, внимания, речи, умения правильно использовать падежные формы существительных в речи.

3. Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам.

Цели обучения: 1. Знать падежи имени существительного и вопросы к ним; уметь правильно ставить падежные вопросы; уметь различать падежные и смысловые вопросы; уметь определять синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенном падежах; уметь сопоставлять и сравнивать значение слов; анализировать и делать выводы.

2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать одноклассников, понимать речь других. Уметь работать в группе и в паре. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают падежи имени существительного и вопросы к ним; умеют правильно ставить падежные вопросы; умеют различать падежные и смысловые вопросы; умеют определять синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенном падежах; умеют сопоставлять и сравнивать значение слов; анализируют и делают выводы.

Ресурсы: Учебник «Русский язык, 4 класс», презентация, карточки-опоры для алгоритма, карточка-подсказка (для определения целей урока), карточки (падежи, вопросы, предлоги), таблицы падежей, карточки с текстом (для работы в группе), стикеры, клей, «Листы самооценки» (для учащихся).


Ход урока:


  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы урок пошел вам впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Сегодня, как и всегда, на уроке потребуется ваше внимание. Предлагаю вам игру «Фонетическая цепочка». Один ученик произносит имя существительное, следующий – называет новое слово, которое начинается с последнего звука первого слова. Вам понятно? Тогда начинаем.


2. Актуализация знаний. Составление алгоритма.

- Скажите, как вы думаете, почему в разминке мы называли имена существительные?

– Какой раздел русского языка изучает все части речи, в том числе и имена существительные? (Морфология).

- Что вы знаете об имени существительном?

- Составим алгоритм «Имя существительное» на доске. (Учащиеся выходят к доске и прикрепляют карточки – опоры).

Имя существительное

самостоятельная

часть речи

обозначает предмет

вопросы кто? что?

одушевленное – неодушевленное

собственное – нарицательное

род

число

падеж

подлежащее, дополнение, обстоятельство

- Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного.

- Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного.


3. Постановка темы и целей урока. Мотивация к деятельности.

- Откройте тетради и проговариваем стихотворение - помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

- Записываем дату, классная работа.

(На доске записаны слова с пропущенными буквами.)

- Вставьте пропущенную букву, назовите орфограмму и проверочное слово (устно). Запишите только буквы, которые пропущены.

Д..ректор, пе..он, пого.ка, здра..ствуй, окрес.ность, ша.ка. (И.Р.Д.В.Т.П.)

- Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.)

- Почему они пришли к нам на урок?

- Какую цель мы можем поставить? Чему будем учиться? (Смотрите карточку-подсказку).

Будем изучать …

Постараемся вспомнить …

Научимся определять (выделять) …

Повторим …

- В конце урока мы посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.

- Сколько падежей в русском языке?

- А вы знаете, что в других языках мира иначе: например, в немецком - их 4, а в финском - насчитывается целых 15. Ваша задача - изучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения.


4. Работа над новым материалом.

1. Работа в группах. Составление таблицы падежей.

- Заполните таблицу: укажите названия падежей, на какие вопросы отвечают существительные в данном падеже, с какими предлогами употребляются. Вклейте карточки в таблицу.

Падежи

Вопросы

Предлоги



















- Взаимопроверка (по слайду). Взаимооценивание «2 звезды и 1 желание». (Группы попарно меняются своими работами.)

- Сделаем вывод:

- Падеж имен существительных определяется по … и …

- Какой падеж имеет начальная форма имени существительного?

- Какие падежи называются косвенными?

- Что называется склонением?

  1. Самостоятельная работа. Склонение имен существительных.

- Просклоняйте слова зонт, сестра, небо. (Задания записаны на цветных карточках).

- Самопроверка по образцу. Оценивание работы «Сигнал рукой».


Физминутка.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.


3. Работа в группах. Определение падежа имен существительных.

- Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:

Жить за каменной стеной (Т.п.).

Как в воду кануть (В.п.).

Встать с левой ноги (Р.п.).

Делать из мухи (Р.п.) слона (В.п.).

Всё в ажуре (П.п.).

- Самопроверка. Каждая группа называет по 1 словосочетанию.

- Кто выполнил все задание без ошибок? Кто допустил 1, 2, 3 ошибки?

- Молодцы!

- А вы знаете, что Родительный падеж раньше называли родственным, Творительный – орудийным. А название Предложного падежа придумал М. В. Ломоносов.

4. Рассказ учителя.

- Хотите услышать сказку о падежах? Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.

Сказка о падежах.

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?

5. Работа в парах.

- Определите падеж у выделенных существительных (даны карточки с текстом).

Под скалой сидело сорок с лишним волков. Волк-одиночка уже около года был их вожаком. В юности он два раза попадал в волчий капкан. На Скале совета никто не разговаривал. Волчата кувыркались на середине площадки, кругом сидели их отцы и матери.

- Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? (Р. Киплинг «Маугли»).

- Самопроверка (на слайде). Самооценивание.

- Оцените свою работу. («Сигнал рукой»).

6. Устная работа. Загадки о падежах.

- А сейчас ваша задача – угадать, о каком падеже идёт речь.

Предлогов с детства не люблю,

С собой их рядом не терплю.

Мои вопросы – ЧТО? и КТО? –

Не перепутает никто.

КОГО же нет?

Я очень беспокоюсь.

ЧЕГО же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

Какой падеж, скорее подскажите!

КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом “к” порой дружу,

С предлогом “по” гулять хожу.

Запомни обязательно,

Дружок, падеж ты ...

КОГО винить, спросите у меня,

Без обвинений не проходит дня.

Но я могу не только обвинять,

ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.

Предлоги “в”, и “на”, и “под”

Со мной найдёте без хлопот.

Предлоги “через”, “про” и “за”

Вам тоже бросятся в глаза.

Так кто же умный самый тут,

Кто скажет, как меня зовут?

Творите – КЕМ? Творите – ЧЕМ?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам “перед”, “под” и “над”

В любой момент я очень рад.

Коль ты сообразительный,

Узнай падеж ...

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, –

Свои секреты мне лишь открывают.

Мне без предлогов белый свет не мил,

Без них, родных, и дня б я не прожил.

Моё вам имя отгадать не сложно,

Коль я с предлогами, то я – ...


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

- Как вы считаете, цели нашего урока достигнуты?

- Что мы узнали в результате урока?

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- А кто, на ваш взгляд, из класса сегодня работал лучше всех? (ответы детей).

- Понравилась ли вам работа в группе? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. (Лист самооценки).

  1. На уроке я работал:

а) активно б) пассивно

  1. Своей работой на уроке я:

а) доволен б) не доволен

  1. За урок я:

а) устал б) не устал

  1. Урок для меня показался:

а) коротким б) длинным в) обычным

  1. Мое настроение:

а) улучшилось б) стало хуже в) осталось прежним

  1. Задания урока для меня были:

а) легкими б) тяжелыми

- Д/з: с.76 (таблица), у.157.

- Оценки за урок. Комментарий работы в группах.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!