СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Прокариотическая клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Прокариотическая клетка". Урок разработан по технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Прокариотическая клетка"»

Прокариотическая клетка

Цель: изучить особенности строения и размножения прокариот.

Планируемые результаты:

Познавательные - уметь работать с различными источниками информации, систематизация информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Осуществляют постановку и формулирование проблемы, осваивают приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные - уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: проектор, ноутбук, электронный микроскоп, чашки Петри с питательной средой,

Ход урока



  1. Организационный этап

Разделение учащихся на группы

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе сосуществовал.

 Их можно встретить  в нефтяных водах на глубине 1700м , во льдах Арктики, где температура – 83 градуса, в горячих источниках, где температура +85-90 градусов

  • они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.

  • они живут на Земле более 3 млрд. лет

  • их количество превышает число людей на земном шаре.

  • Ребята, Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (Дети сообщают, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду. С которыми мы впервые познакомились в 7 классе.

  • Как называются клетки организмов в которых нет ядер?



Тема урока: Строение прокариотической клетки

Почему эта тема важна и актуальна для изучения?

  1. Актуализация знаний

Утверждения

В начале урока

В конце урока

Бактерии можно увидеть в световой и электронный микроскоп.



Бактерии могут жить только в кислородной среде.



Бактерии размножаются спорами.



При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.



Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.



У бактерий отсутствует ряд органоидов.



Проблема: Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, координатора и регулятора всех функций клетки. Объясните, каким же образом контролируется и регулируется нормальный ход всех внутриклеточных процессов в клетках бактерий.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Работа в группах

1 группа: «Среда обитания и форма бактерий»

2 группа: «Строение бактерий»

3 группа: «Размножение бактерий»

4 группа: «Разнообразие бактерий по способу питания»

5 группа: «Тип дыхания бактерий»

  1. Первичная проверка понимания

Выступления групп, обращение к утверждениям.

6) Первичное закрепление

Прием синектик.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) Параграф 25

2) Сколько бактерий в 1 мм3 воздуха, если известно, что в 1 мм3 морского воздуха содержится 1 бактерия, городского парка – в 400 раз больше, на городской улице – в 12 раз больше, чем в парке, в непроветренной комнате – в 56 раз больше, чем на городской улице, а на скотном дворе – в 7 раз больше, чем в непроветренной комнате?

3) Придумать научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. Оформить свое произведение как сценарий фильма или мультфильма.

4)Приготовить сообщение по теме: «Значение бактерий».



8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Высказывания великих мыслителей. Учащиеся выбирают выражение соответствующее их деятельности на уроке.

  1. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер

  2. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ

  3. Познание начинается с удивления. Аристотель

  4. Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – я научусь. Конфуций





































Утверждения

В начале урока

В конце урока

Бактерии можно увидеть в световой и электронный микроскоп.



Бактерии могут жить только в кислородной среде.



Бактерии размножаются спорами.



При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.



Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.



У бактерий отсутствует ряд органоидов.



Утверждения

В начале урока

В конце урока

Бактерии можно увидеть в световой и электронный микроскоп.



Бактерии могут жить только в кислородной среде.



Бактерии размножаются спорами.



При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.



Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.



У бактерий отсутствует ряд органоидов.





Размножение бактерий

Большинство бактерий размножаются путем деления клетки на 2 части посредством перетяжки или в результате образования делящейся перегородки.

Для бактерий характерен высокий темп размножения: деление происходит быстро (через 20-30 минут). При такой интенсивности потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов. Однако размножение их ограничено климатическими условиями, действием солнечного света, борьбой между видами, накопления продуктов обмена веществ и т. д. При неблагоприятных условиях палочковидные бактерии способны образовывать споры. Спорообразование не является размножением, т.к. из каждой клетки формируется одна спора и число особей при этом не возрастает. Спора развивается внутри клетки бактерии: до 60% воды переходит в связанное состояние, протопласт сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Оболочка бывшей клетки разрушается и спора освобождается. Она способна сохранять жизнеспособность в течении многих лет (устойчива против высушивания, высоких и низких температур, ядовитых веществ). При наступлении благоприятных условий споры набухают, оболочки разрываются и молодые сформировавшиеся клетки выходят наружу. Таким образом, спора (у бактерий) - стадия переживания неблагоприятных условий. Вывод. Быстрое размножение, способность к спорообразованию обеспечили не только сохранение этих примитивных организмов с древнейших времен до наших дней (с архейской эры), но и их повсеместное распространение.

Половой процесс отмечен лишь в немногих случаях (у кишечной палочки). В 1946 г. у бактерий было обнаружено половое размножение, но в самой примитивной форме. Гамет в данном случае не образуется, однако наиважнейшее событие полового размножения, а именно обмен генетическим материалом, происходит и в этом случае.

Разнообразие бактерий по способу питания

По способу питания бактерии делятся на гетеротрофные и автотрофные. Автотрофные самостоятельно синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества. Гетеротрофные делятся на сапротрофов, паразитов и симбионтов. Бактерии - сапротрофы питаются органическими остатками отмерших растений и животных, продуктами питания человека. Они вызывают гниение и брожение органических веществ. Бактерии- паразиты поселяются в организмах растений, животных и человека и существуют за счет хозяина. 
Сапротрофы - это бактерии гниения, брожения и почвенные бактерии. Они вызывают процесс гниения. Гниение - это расщепление белков, жиров и других соединений под действием бактерий. В результате гниения выделяются соединения, имеющие неприятный запах. Процесс гниения в природе имеет большую роль, поскольку очищает поверхность Земли от отмерших остатков животных и растений. 
Бактерии-паразиты живут за счет других живых организмов. Одни из них, болезнетворные, могут вызывать заболевания у животных и человека (чума, тиф, туберкулез, перитонит, ангину, ботулизм, газовую гангрену и т.п.), другие паразитируют у растений. 
Бактерии-симбионты обладают способностью к симбиозу с высшими растениями. Например, азотфиксирующие бактерии живут на корнях бобовых растений. Их называют клубеньковыми бактериями. Они поглощают азот из почвы и воздуха, используют его в жизненных процессах и превращают в соединения, доступные для использования бобовых.







Тип дыхания бактерий

По типу дыхания бактерий делят на аэробов и анаэробов, имеются микробы и с переходным типом дыхания.

Аэробы могут жить и развиваться при свободном доступе кислорода воздуха. Необходимую энергию для жизненных процессов они получают путем, поглощения кислорода и окисления питательных материалов. Например: Железобактерии, серобактерии.

Анаэробы способны развиваться без доступа кислорода. Свободный кислород воздуха на этих микробов оказывает вредное, губительное влияние. Строгие анаэробы такие как: столбнячная палочка, бактерии маслянокислого брожения совсем не переносят кислорода. Необходимую энергию они получают путем расщепления органических веществ углеводов, белков, жиров, органических кислот, спиртов.

Факультативные анаэробы используют те же вещества, но применительно к условиям своего существования могут изменять анаэробный тип своего дыхания на аэробный. (Молочнокислые бактерии, палочки брюшного тифа, грамотрицательные палочки).















1 группа

Изучите стр. 122 и составьте кластер среда обитания и форма бактерий.



2 группа

Изучите стр. 122 найдите в тексте параграфа нужную информацию, используйте рис.64 изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив особенности строения.



3 группа

Изучите раздаточный материал по теме: «Размножение бактерий» и подготовьте устный ответ.


4 группа

Изучите раздаточный материал по теме: «Разнообразие бактерий по способу питания» и составьте схему.



5 группа

Изучите раздаточный материал по теме: «Тип дыхания бактерий» составьте схему.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!