СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Прокариотическая клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Прокариотическая клетка" разработан с использованием современных образовательных технологий. Используются на уроке и мультимедийная презентация, видео и аудиоматериалы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Прокариотическая клетка"»

Урок в 11 классе «Природные экосистемы»

Цель: создать условия для расширения и актуализации знаний учащихся о природных экосистемах; рассмотреть факторы среды, влияющие на существование экосистем, на примере Каспийского моря.

Задачи

Образовательная:

  • сформировать представления учащихся о природных экосистемах.

  • познакомить учащихся со структурой, свойствами экосистем.

  • сформировать знания о процессах, происходящих в экосистемах.

  • выявить влияние экологических факторов на природные экосистемы.

Воспитательная: 

  • формирование мировоззренческой идеи единства живой природы;

  • совершенствовать у учащихся системное представление об организации живой природы;

  • развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию;

  • обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся;

  • развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; 

  • воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах.

Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, телефоны (планшеты), ватман, маркеры, песочные часы.

Ход урока:

    1. Организационный момент:

  • просмотр видео «Салатавия – мой край родной»

- Здравствуйте! Я – Билалова Хава Газиявовна, и приехала я к вам из этой прекрасной земли - Салатавия.

- Сейчас, я бы хотела обсудить с вами, что вы увидели на видеофрагменте? (лес, горы, река)

- Да, и это все моя малая родина – моя Салатавия.

- Как вы думаете, к каким компонентам природы относятся горы, река, лес, луг? (экосистема)

- И как будет называться тема нашего урока? (Природные экосистемы)

- Запишите тему урока в рабочих листах.

    1. Актуализация знаний:

- Для того, чтобы перейти к нашей теме, нам необходим определенный багаж знаний. И сейчас, я вам предлагаю повторить пройденный материал, и поможет нам в этом кластер, который мы будем составлять на доске.

Кластер составляется на доске учащимися по мере того, как отвечают на вопросы:

- Что называется экосистемой? (биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними)

- Кто является автором термина? (А.Тенсли, 1935)

- Какие компоненты составляют экосистему? (экотоп: климатоп, эдафотоп + биоценоз: продуценты (от лат. producens – создающий), консументы (от лат. consume - потребляю), редуценты (от лат. reducens - возвращающий))

- Какими свойствами обладает экосистема? (целостность, саморазвитие, саморегуляция, самовоспроизведение, устойчивость)

- Какие связи существуют в экосистеме? (топические (от лат. topos - место); трофические (от лат. trophe - питаюсь); форические (от лат. foras - наружу); фабрические (от лат. fabrica – мастерская)

- Уровни экосистем? (микро – капля воды, лужица, ствол дерева, аквариум; мезо – лес, пруд, озеро, река; макро - океан, континент, ПЗ; глобальная экосистема - биосфера)

- Какие бывают экосистемы, по происхождению? (Природные, антропогенные)

- Спасибо, молодцы!

    1. Изучение нового материала:

- Внимание на экран.

  • Просмотр видео «озеро Горенжо»

- Что вы увидели?

- Да, это озеро – памятник природы Казбековского района – озеро Горенжо, что в переводе с аварского языка означает пиявка.

- Озеро является экосистемой?

- Какая это экосистема? (природная, водная)

- Внимание на экран.

  • Просмотр видео «Махачкала»

- Узнали? Да, это город Махачкала. А город – экосистема? Какая? (урбанизированная)

- В городе встречаются природные экосистемы?

- Какая уникальная природная экосистема есть в Махачкале? (Каспийское море-озеро)

- Чем уникален Каспий? (происхождение, флора и фауна)

- Какие факторы среды оказывают влияние на экосистему?

- Всё ли хорошо в Каспийском море?

- Хорошо. К этому вопросу мы вернемся после выполнения следующего задания.

  • Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания - 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.

Мы должны уважать мнение каждого. Если ты живешь и работаешь в коллективе, ты должен уметь выслушивать, давать возможность выступить, выслушать, постараться понять. Это залог плодотворного сотрудничества.

Групповая работа:

  1. знакомство с материалом;

  2. распределение заданий внутри группы;

  3. индивидуальное выполнение задания;

  4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

  6. подведение итогов группового задания.

- Для работы у вас на столах кейсы с заданиями. Вы можете использовать разные источники информации: учебники, QR – коды, которые сможете просканировать через телефон или планшет.




1 группа

  1. В Каспийском море наблюдается снижение численности кильки. С чем это связано? Каковы последствия исчезновения кильки?

  2. Составьте 2-3 цепи питания, используя предложенные организмы.

2 группа

  1. Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. В 1995 году уровень достиг отметки -26,7 м. С 1996 года опять наметилась тенденция к понижению. Но в 2001 году уровень воды стал вновь повышаться и достиг отметки -26,3 метра. В 2011 году уровень Каспия достиг – 27 метров. К чему может привести дальнейший подъем уровня воды Каспия? Каковы причины колебаний уровня воды Каспийского моря?

  2. Гидробиологии обнаружили, что в воде при концентрации солей 30 г/л – 64 вида животных, при концентрации 100 г/л – 38 видов, при 160 г/л – 12 видов, при 200 г/л – 1 вид. При какой солености жизнь в водоеме отсутствует? Грозит ли уничтожение животных Каспийского моря, из-за повешения солености воды?

3 группа

  1. В 1820 году была пробурена первая нефтяная скважина в Каспийском море и началась транспортировка нефти водным путем. Какой вред наносится экосистеме Каспия?

  2. Определите другие проблемы Каспия, связанные с деятельностью человека.

Выступление групп (проблемы моря выписать на отдельные листы и при презентации заклеить на доску)

- Какие экологические проблемы Каспийского моря выявили?

- Какой компонент данной экосистемы страдает больше всего?

- Какие меры принимают государства мира для защиты живых организмов?

- Создаются заповедники, национальные парки. Многие растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу.

А также 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики  Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана была подписана региональная международная конвенция - Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea).  Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 г.

Целью Конвенции, которая часто именуется Тегеранской конвенцией, является «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов» (статья 2 Конвенции).

- Что значит Красная книга?

Знакомство с Красной книгой, ее страницами.

  • Первая Красная книга была создана в 1966 году международным Союзом охраны природы и природных ресурсов при ООН, а Красная книга СССР появилась в 1978 году. В Красной книге 2001 года занесено 533 вида растений и 412 видов животных. Они изображены на цветных страницах:

  • черные страницы – вымершие виды; категория 0

  • красные страницы – находящиеся на грани исчезновения; категория 1

  • желтые страницы – уязвимые виды, численность, которых быстро уменьшается; категория 2

  • белые страницы – редкие виды, численность которых всегда была мала; категория 3

  • серые страницы – мало изученные виды; категория 4

  • зеленые страницы – восстановленные виды; категория 5


  • В 1998 году вышло в свет первое издание Красной книги Республики Дагестан, а в 2009 г. вышло второе издание, в которую внесены 176 видов растений и 206 видов животных.

- Ребята, я предлагаю вам, создать свою Красную книгу - Красную книгу Каспия.

  • Работа в группах (объяснить, как работать в группе; обозначить время на выполнение заданий; проговорить с детьми несколько раз)

- Предлагаю вам поработать сообща.

- Каждая группа получает свое задание. Время на выполнение задания – 10 минут. Выступать могут и отдельные спикеры или же вся группа вместе.

  • Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя разные источники информации: Красная книга Дагестана, QR- коды. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы.

1 группа – красные – составляют красные страницы книги, используя QR – код:

2 группа – желтые – составляют желтые страницы книги, используя QR - код:

3 группа – белые – составляют белые страницы книги, используя Красную книгу Республики Дагестан.

  • В нашей книге не будет черных страниц, и, надеюсь, что в дальнейшем будущем останутся только зеленые страницы и появится множество книг, которые будут описывать уникальные растительные и животные организмы.

Выступление групп (по мере выступления групп, страницы собираются в брошюру)

  • Прослушивание аудиозаписи «Шум моря», на доске фотография «Каспийское море»

- Ребята, что вы чувствуете?

- Это наше богатство, уникальная экосистема, которую мы с вами обязаны сохранить для будущих поколений.

- Вы отлично поработали, и я думаю, вы продолжите работу по изучению экологии Каспийского моря и найдете новые пути решения сложившихся проблем.

    1. Закрепление.

- На ваших рабочих листах даны задания ЕГЭ по теме нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам выполнить данные задания, время на выполнение – 3 минуты.

Взаимопроверка.

- Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

    1. Рефлексия – «ключевое слово»

- Попрошу встать всех в круг. Выскажите, пожалуйста, по одному слову, которое на ваш взгляд характеризует наш урок.

- Мы с вами люди, в наших руках будущее не только наше, но и всего человечества и нашей планеты. Именно от нас зависит, будет ли человек прогрессировать и существовать на Земле или же исчезнет, как и многие виды живых организмов.

- Я вас благодарю за плодотворную работу, было приятно с вами сотрудничать. Удачи в будущем!

6. Домашнее задание:

- параграф 61;

- творческое задание: подготовить презентацию по темам «Экологические проблемы Каспия», «Уникальная экосистема - Каспийское море» (на выбор)
























1 группа – красные – составляют красные страницы книги, используя QR – код:

  • Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя QR- код. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы.


Лозунги:

  • Они тоже имеют право на жизнь

  • Научись обращать внимание не только на себя

  • Вымирание не починить

  • Кто помогает природе, помогает себе

  • Отсутствие жестокости признак цивилизованного общества

  • Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно! 

  • Не позволяйте Красной книге превратиться в многотомник, куда занесены все растения и животные на планете

  • Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя. 
Берегите всех зверей внутри природы, 
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)










2 группа – желтые – составляют желтые страницы книги, используя QR – код:

  • Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя ссылку на интернет-страницу. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы.



Лозунги:

  • Они тоже имеют право на жизнь

  • Научись обращать внимание не только на себя

  • Вымирание не починить

  • Кто помогает природе, помогает себе

  • Отсутствие жестокости признак цивилизованного общества

  • Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно! 

  • Не позволяйте Красной книге превратиться в многотомник, куда занесены все растения и животные на планете

  • Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя. 
Берегите всех зверей внутри природы, 
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)









3 группа – белые – составляют белые страницы книги, используя Красную книгу Республики Дагестан.


  • Задание: Составить мини-проект «Красная книга Каспия», используя Красную книгу Республики Дагестан. В конце работы, нужно выбрать лозунг из предложенного списка и презентовать свои страницы.



Лозунги:

  • Они тоже имеют право на жизнь

  • Научись обращать внимание не только на себя

  • Вымирание не починить

  • Кто помогает природе, помогает себе

  • Отсутствие жестокости признак цивилизованного общества

  • Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно! 

  • Не позволяйте Красной книге превратиться в многотомник, куда занесены все растения и животные на планете

  • Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя. 
Берегите всех зверей внутри природы, 
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)













1 группа

  1. В Каспийском море наблюдается снижение численности кильки. С чем это связано? Каковы последствия исчезновения кильки?

  2. Составьте 2-3 цепи питания, используя предложенные организмы.



2 группа

  1. Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. В 1995 году уровень достиг отметки -26,7 м. С 1996 года опять наметилась тенденция к понижению. Но в 2001 году уровень воды стал вновь повышаться и достиг отметки -26,3 метра. В 2011 году уровень Каспия достиг – 27 метров. К чему может привести дальнейший подъем уровня воды Каспия? Каковы причины колебаний уровня воды Каспийского моря?

  2. Гидробиологии обнаружили, что в воде при концентрации солей 30 г/л – 64 вида животных, при концентрации 100 г/л – 38 видов, при 160 г/л – 12 видов, при 200 г/л – 1 вид. При какой солености жизнь в водоеме отсутствует? Грозит ли уничтожение животных Каспийского моря, из-за повешения солености воды?

3 группа

  1. В 1820 году была пробурена первая нефтяная скважина в Каспийском море и началась транспортировка нефти водным путем. Какой вред наносится экосистеме Каспия?

  2. Определите другие проблемы Каспия, связанные с деятельностью человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!