МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
ХИМИЯ
Конспект урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Класс 8
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - МЕТАЛЛЫ
Учитель: Колесникович
Татьяна Владимировна
2016
Тема: Простые вещества - металлы
Цель: сформировать представления о физических свойствах металлов.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать сведения о физических свойствах металлов; научить сравнить физические свойства металлов; продолжить формирование знаний учащихся о строении вещества
2. Развивающие: продолжить развитие кругозора учащихся о разнообразии веществ, научить использовать знания о физических свойствах металлов при применении металлов; развивать устную речь учащихся;
3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически относится к оценке своих знаний.
4. Цели исследовательской работы:
Сделать вывод о применении металлов в соответствии с их свойствами.
5. Общеучебные цели:
Формировать умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Формы организации: диалог, монолог, полилог.
Методы и методические приемы: общенаучные (наблюдение, прогнозирование), словесные (рассказ, беседа, дополняемая работой с текстом), наглядные (демонстрация таблиц, презентаций, коллекций).
1. Организация начала урока (1 мин.)
Создание психологической атмосферы урока; подготовка оборудования и настройка презентации. Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)
Металлы, заметьте, бывают везде:
На суше и в море,в воздушной среде.
Металлы мы "видим" в различных вещах,
В серёжках и кольцах, других мелочах.
Ученик: Сегодня на уроке мы будем изучать металлы.
Учитель: Записываем тему урока в тетрадь: «Простые вещества - металлы».
Слайд №1(см. приложение)
Учитель: Давайте посмотрим на цели нашего урока и дополним их.
Слайд №2 (см. приложение)
Повторить
Изучить
Сравнить
Обобщить
Объективно оценить
3. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
Учитель: На какие группы можно разделить все химические элементы?
Ученик: Металлы, неметаллы
Учитель: Какой тип связи характерен для металлов?
Ученик: Металлическая
Учитель: Какие физические свойства характерны для металлов?
Ученик: Пластичность, ковкость, тепло-электропроводность
Ученик: Какие свойства алюминия используют при его применении?
Учитель: Нетоксичность, пластичность, электропроводность.
Учитель: Чем обусловлены физические свойства металлов?
Ученик: Металлической связью
4. Изучение нового материала (25 мин.)
Учитель: Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 90 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна. В истории человеческой цивилизации выделяют следующие периоды, связанные с использованием металлов.
Прослушайте сообщения и заполните таблицу:
Слайд №3 (см. приложение)
Эпоха | Век медный | Век бронзовый | Век железный |
Характеристика эпохи | | | |
Учитель: Металлы окружают нас везде. Давайте остановимся на некоторых.
Прослушайте сообщения о металлах (алюминий, золото, олово) и запишите о каждом по 3 факта:
Слайд № 4 (см. приложение)
Физкультминутка: встаньте и закройте глаза. Представьте ПСХЭ Д.И.Мендееева. Найдите азот, висмут, железо, калий (увлажнение слизистой и гимнастика для глаз; смена положения тела в пространстве)
Почему металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним таблицу в тетради с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов» (работа по группам)
Таблица «Физические свойства металлов»
Слайд № 5 (см. приложение)
Металл | Агрегатное состояние | Цвет, прозрач-ность | Блеск | Прочность | Пластич-ность | Тепло-, электропровод-ность |
Al | | | | | | |
Cu | | | | | | |
Fe | | | | | | |
Прослушивание результатов от каждой группы
5. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний (3 мин.)
У ч и т е л ь: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.
Век железа был давно в зените,
Но уже у химиков в руках
Засверкал как драгоценность алюминий
Этот легкий сказочный металл.
Учащиеся: Металлический блеск.
Титан — химический реактор
И очень прочная броня,
Компрессор, рельсы, элеватор,
Конструкций легких кружева.
Учащиеся: Прочность, пластичность.
У ч и т е л ь: Посмотри! Блестящий чайник
И пузатый самовар
Тонким слоем покрывает
Никель — сказочный металл.
У ч а щ и е с я: Металлический блеск.
У ч и т е л ь: Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить.
У ч а щ и е с я: электропроводность.
У ч и т е л ь: Мы видим олово повсюду
Консервных банок блеск
Металлу памятником будет
Еще наверно, сотни лет.
У ч а щ и е с я: Металлический блеск.
У ч и т е л ь: Все знают, что в лампе обычной
Вольфрам — раскаленная нить,
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить.
У ч а щ и е с я: Теплопроводность.
6. Контроль и самопроверка знаний (4 мин.)
У ч и т е л ь: Заполните карточки-задания .
«Атом __________, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровней, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________». (каждому учащемуся разные химические элементы).
7. Подведение итогов урока (3 мин.)
Выберите нужную букву:
Слайд №6 (см. приложение)
А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б) Усвоил материал частично.
В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.
8. Информация о домашнем задании (1 мин.)
Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: §14
Урок окончен.
Приложение 1
Инструктивная карточка
Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните колонки таблицы.
1. Возьмите в руки проволоку из алюминия. Укажите агрегатное состояние
2. Укажите цвет. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».
3. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».
4. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в четвертую колонку «+» или «-».
5. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в пятую колонку «+» или «-».
6. Укажите тепло- и электропроводность металла.
7. Проделайте то же самое с медью, железом.
Приложение 2
1. «Атом Li, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
2. «Атом Mg, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
3. «Атом Al, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
4. «Атом Na, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
5. «Атом Ca, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровней, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
6. «Атом K, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».
7. «Атом Zn, имеет заряд ядра _________, ________ электронных уровня, _________ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами ____________________».