СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Работа сердца" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по бтологии 8 класс по теме "Работа сердца"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Работа сердца" 8 класс»

8 класс
По теме «Строение и работа сердца»

 1.    Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

 

Индивидуальная работа по карточкам

Задание на карточке:

Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

1. Недостаточность лейкоцитов

2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свёртывание крови.

6. Образование гемоглобина, эритроцитов.

7. Иммунитет

8. Фагоцитоз

9. Нарушение функции красного костного мозга.

10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.


I Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II Причины малокровия

III Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

IV Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

V Условие предотвращения малокровия.

VI Способ уничтожения бактерий в организме.

VII Одна из причин не свёртываемости крови.

VIII Невосприимчивость организма к инфекциям.

IX Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

X Проявления нарушения постоянства состава крови.

 

Код для проверки:  I-5; II-2;  III-4;   IV-7; V-6;  VI-8;  VII-3;  VIII-7;  IX-9;   X-1;2;3;

Работа с классом

Понятийный диктант по теме «Кровь».

Дать определения этим понятиям.

Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Плазма. Гомеостаз. Фибриноген. Фибрин. Донор. Реципиент. Гемоглобин. Оксигемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Иммунитет. Малокровие. Внутренняя среда организма. Аллергия. Аллерген. Вакцина. Лечебная сыворотка.

Изучение новой темы

Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились к Науке.

Сила.           Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум.         Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди  не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце.       Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука.        Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но и немало зла.

                      Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открывать людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

                      Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

                      Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недоброго удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце. 

К какой части тела ни приложишь ты руку ( прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Учёные сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, оно всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне всё предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство.

За 70 лет жизни человека сокращетсясь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий и капитальный ремонт.

Учитель.    Тема нашего урока « работа сердца»

Действительно, нет другого такого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые,  по сей день.

Учитель.     Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «Живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1968 года от Вильяма Гарвея ведёт своё  начало научная кардиология – наука о сердце и системе кровообращения.

(Написать на доске и в тетрадях).

 Итак, назовите: какие органы образуют кровеносную систему? 

Учитель:     Давайте вспомним эволюционный путь сердца, который оно прошло в процессе исторического развития животного мира.

Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Строение сердца в процессе эволюции усложнялось, совершенствовалось.

Ланцетник – роль сердца выполняет брюшной сосуд. Он обеспечивает движение крови.

Рыбы  двухкамерное сердце, обеспечивает движение крови, это привело к повышению кровяного давления, что способствовало общему повышению жизненного уровня.

Земноводные – Трёхкамерное: два предсердия и желудочек. При одновременном сокращении предсердий, кровь поступает в желудочек, но мало смешивается в нём. Т.К. желудочек по своей структуре напоминает губку(множество перегородок) В результате в правой части оказывается смешанная кровь, бедная кислородом, а в левой- богатая кислородом. Кроме того у земноводных существует целая целесообразная система распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между лёгкими, мозгом, внутренними органами.

Пресмыкающиеся ( большинство– сердце трёхкамерное с неполной   перегородкой сложной формы. Кровь тоже может смешиваться, и у них сохраняется система перераспределения крови в сердце и регуляция поступления крови в разных количествах в разные сосуды.

Птицы, млекопитающие – четырёхкамерное. Приобретают способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне (теплокровность).

Учитель.             Уже несколько раз за сегодняшний урок  мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? 

 выводы:

Сердце человека четырёхкамерное, состоит из 2-х предсердий, 2-х желудочков.

Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

Сердце придаёт движение крови благодаря своим сокращениям. (Сердечная мышца (миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиощитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками, играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.)

Учитель.             Сейчас мы охарактеризовали сердце как удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает!

Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается и жизнь?

                Для ответа на этот вопрос обратимся к статье учебника «Сердечный цикл» и заполним таблицу в тетради. (самостоятельно)

Фазы сердечного цикла.

Учитель.             Запомните, створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные всегда - закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Учитель.             Сердце сокращается четко и точно 60-70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями, их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимость в течение  всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности  человека. При физической нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается за счёт сокращения паузы (общего расслабления).

      Чем обусловлена высокая работоспособность сердца?

С давних времён люди пытались познать свой организм, интересовались функциями органов и, конечно, сердца. Видное место среди ярких имён эпохи Возрождения занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя медицины. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической  церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжёг свои рукописи и стал придворным  врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.

Учитель.             Но почему же всё-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос никто не мог, даже сам Везалий. Ведь уровень  знаний той эпохи был ещё низок. Ответ на него человечество получило через три столетия.

Как объяснить роковой случай с Везалием? Подумайте и попробуйте ответить на этот вопрос.

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Сердце животных, например лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращений сердца сохраняется.

Также можно сохранить изолированным сердце и у теплокровных, хотя состав физиологического раствора несколько иной.

Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.

 Думайте. Высказывайте ваши версии. 

Учитель.             Какими основными свойствами, определяющими ей непрерывную деятельность, обладает сердечная мышца?

Ответ предполагаемый: АВТОМАТИЯ, ВОЗБУДИМОСТЬ, СОКРАТИМОСТЬ, ПРОВОДИМОСТЬ.

Учитель.             Но было бы ошибочно думать, что в целом сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое передаётся из головного мозга. Это позволяет сердечно – сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Учитель.             Сейчас предлагаю за строго определённое время познакомиться и понять смысл статьи «Сердечный цикл». По ходу можно выделить в тетради ключевые слова.

 Итак, время пошло.

Какие ключевые слова, понятия можно выделить в данном тексте. 

 Домашнее задание

Изучить п.23, ответить на вопросы.

Знать объяснения терминам.

Подготовить сообщения о методах изучения работы сердца.

Учитель.             На протяжении многих веков учёные исследуют и изучают деятельность сердца. Особенно важно исследование работы сердца у человека, т.к. здоровье – важнейшее условие гармонического развития личности.

  Учитель.   Ребята! Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Дима, Денис, Вася?

Да, бьются ваши сердца. Такие как ваши кулачки.

Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит доброе сердце? А слышали, как говорят? «Сердце болит, ноет». Вспомните, а болело ли оно у вас?

Наши сердца настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы соритесь – учащённо и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: ОСТАНОВИСЬ, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно.

Подведение итогов

Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

1. Недостаточность лейкоцитов

2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свёртывание крови.

6. Образование гемоглобина, эритроцитов.

7. Иммунитет

8. Фагоцитоз

9. Нарушение функции красного костного мозга.

10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.



I Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II Причины малокровия

III Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

IV Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

V Условие предотвращения малокровия.

VI Способ уничтожения бактерий в организме.

VII Одна из причин не свёртываемости крови.

VIII Невосприимчивость организма к инфекциям.

IX Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

X Проявления нарушения постоянства состава крови.


Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

1. Недостаточность лейкоцитов

2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свёртывание крови.

6. Образование гемоглобина, эритроцитов.

7. Иммунитет

8. Фагоцитоз

9. Нарушение функции красного костного мозга.

10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.


I Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II Причины малокровия

III Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

IV Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

V Условие предотвращения малокровия.

VI Способ уничтожения бактерий в организме.

VII Одна из причин не свёртываемости крови.

VIII Невосприимчивость организма к инфекциям.

IX Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

X Проявления нарушения постоянства состава крови.



Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

1. Недостаточность лейкоцитов

2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свёртывание крови.

6. Образование гемоглобина, эритроцитов.

7. Иммунитет

8. Фагоцитоз

9. Нарушение функции красного костного мозга.

10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.



I Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II Причины малокровия

III Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

IV Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

V Условие предотвращения малокровия.

VI Способ уничтожения бактерий в организме.

VII Одна из причин не свёртываемости крови.

VIII Невосприимчивость организма к инфекциям.

IX Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

X Проявления нарушения постоянства состава крови.



Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

1. Недостаточность лейкоцитов

2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свёртывание крови.

6. Образование гемоглобина, эритроцитов.

7. Иммунитет

8. Фагоцитоз

9. Нарушение функции красного костного мозга.

10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.


I Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II Причины малокровия

III Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.

IV Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

V Условие предотвращения малокровия.

VI Способ уничтожения бактерий в организме.

VII Одна из причин не свёртываемости крови.

VIII Невосприимчивость организма к инфекциям.

IX Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.

X Проявления нарушения постоянства состава крови.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!