СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме:

«Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)

 

Цели урока:

  1. Формирование умения анализировать художественное произведение
  2. Определение роли художественного описания в раскрытии замысла автора и характеров героев
  3. Воспитание тонко чувствующего человека, умеющего сострадать

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)»

Конспект урока по теме:

«Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)


Цели урока:

  1. Формирование умения анализировать художественное произведение

  2. Определение роли художественного описания в раскрытии замысла автора и характеров героев

  3. Воспитание тонко чувствующего человека, умеющего сострадать


  1. Вступительное слово учителя:

  • Ребята, вы прочитали рассказ. Вспомните, какие чувства испытывали вы? (ответы учеников: жалость, удивление, интерес к тому, что прочитали)

  • Некоторые ученые-литературоведы уточняют жанр рассказов сборника «Записки охотника» как философские притчи. Объясните. (ответы учеников: притча – нравоучительный рассказ, т.е. поучает, в нем выражена мудрость, читатель вынужден искать поучение ).


  1. Определение темы и постановка задач урока:

  • Какова тема нашего урока?

  • О чем мы будем размышлять?


Учитель: А поможет нам автор – при условии, если мы будем очень внимательными, вдумчивыми читателями.


  1. Беседа по содержанию рассказа

    • Почему рассказ называется «Бирюк»?

    • Проверка индивидуального задания: толкование слова «бирюк» по словарю В.И. Даля – современника И.С. Тургенева. (1) зверь; 2) нелюдимый, угрюмый человек (ставшее нарицательным имя).

    • Как в действительности звали героя?

    • Когда, при каких обстоятельствах герои называют его бирюком?

    • Какие средства создания характеристики героя вы увидели в рассказе? (портрет, описание жилища (интерьер), пейзаж).


  1. Анализ пейзажа.

    • Что называется пейзажем? (картина природы)

    • С этим видом авторской речи мы встречались? В каких произведениях? (А.С. Пушкин «Полтава», М.Ю. Лермонтов «Песня о»).

    • Рассказ И.С. Тургенева начинается с описания грозы, во время которой встречаются охотник-рассказчик и лесник. Попытаемся раскрыть смысл пейзажа. (выразительное чтение отрывка – учебник стр. 240)

Задание классу:

    • Когда будете читать, отметьте для себя, словосочетания, которые помогли вам ярко представить грозу. (Выявил о повторении слова: внезапно)

    • Что это, ошибка автора?

    • Почувствовали ли вы, что гроза – слово многозначительное и обозначает не только явление природы, но и еще «грозу» между людьми.

Вывод этой части урока:

  • Тургенев – мастер пейзажа. Мы видим, слышим, ощущаем грозу. А какие краски использует автор? (темные)

  • В ореоле какого цвета появляется главный герой? (при блеске (серебряный, золотистый) молнии (озарила молния)). Пояснение учителя: Издревле на Руси цвет добра и справедливости

  • Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии, озаренного с головы до ног? (1) чтобы мы лучше увидели; 2) всмотрелись; 3) добр, справедлив).

Вывод делают обучающиеся:

  • Автор как бы приглашает нас: всмотритесь, разглядите его. Каков главный герой?

В тетрадях заполняется таблица:


Бирюк

добр, справедлив грозен, суров

  • Подтвердите, что лесник добр уже по отношению к рассказчику-охотнику. (Не бросил, вывел из леса, предложил пойти в избу).


Вывод: Описание пейзажа помогло нам определить два противоположных качества героя: он и добр, и грозен.


  1. О роли описания интерьера.

    • Все художественные описания взаимосвязаны, дополняют друг друга для характеристики героя. При свете молнии охотник увидел и избушку лесника.

    • Как называется описание жилища (запись в тетрадях)? (интерьер)

    • Чтение наизусть отрывка из текста – учебник стр. 242

Задание классу:

  • Сравните с иллюстрацией. Обычно художники в центре картины изображают главное. Какая же главная деталь в описании избушки?

  • Как об этом говорит И.С. Тургенев?

  • Что же нам лучина освещает? Что мы увидели в избушке? (вывод делают обучающиеся (нищету, убожество).

  • А как это описание помогает понять характер лесника. Какой он? (честный, бескорыстный).

Предположительный вывод обучающихся: охраняет лес, усердно, честно служит барину, но ничего не имеет, «служит не за страх, а за совесть».

  • С каким чувством охотник описывает избу? («сердце во мне заныло»)

  • А когда изба показалась еще печальнее? (когда узнаем о судьбе лесника, что один воспитывает двоих детей, жена его предала, обманула).

Вывод: Бирюк – перестал верить людям, ожесточился, нелюдим.


  1. О роли портрета.

    • Следующий вид описания включает в себя Тургенев-портрет. (дается понятие)

Охотник с удвоенным любопытством посмотрел на лесника.

    • С кем сравнивает охотник Бирюка. (с молодцем)

    • Где мы встречали подобное описание? (в былинах о богатырях)

    • Делаем вывод, что Бирюк красивый внешне, мужественный, смелый.

    • Можете ли вы определить, как автор относится к герою? (любуется, восхищается)

    • Еще один портрет – мужика-вора. Какое чувство вызывает этот портрет? (жалость)

Вывод: два портрета. Но при описании внешности Бирюка автор как бы любуется, какой это внешне красивый человек.

Проверка записи в тетрадях:

Итак, Бирюк:


Грозен, озлоблен Добрый, спокойный, честный, бескорыстный,

мужественный, красивый, смелый

    • Почему же лесник, человек с такими качествами, близкий к природе удостоился такого прозвища «Бирюк»?

    • Чтение отрывка стр. 242

Работа с текстом: найдите ответы на вопрос: Как сам лесник относится к своему прозвищу? (меня зовут обязанность).

  • На страже, какого закона стоит Бирюк Фомой, должность свою справляю, а слово должность однокоренное слову: долг =? (не укради)

  • А почему он нарушил закон? (пожалел, сочувствует, сострадает)

  • Легко ли это ему было? Задание: описание пейзажа, в котором передается отношение природы. («кузнечик кричал…», «дождик стучал…»).

Вывод: Значит, Бирюк стоит перед проблемой выбора. В нем борются 2 чувства: долга и сострадания.

  • Почему? (чтение диалога стр. 246)

  • А как рассказчик отнесся к тому, что Бирюк отпустил мужика? (удивился, т.е. не ожидал, внезапно).

  • Вернемся к пейзажным зарисовкам. Автор пишет: «В лесу чуть-чуть светлело».

  • Почему же, несмотря на это «чуть-чуть» природа у Тургенева остается мрачной? Ведь гроза прошла? (Жизнь у Бирюка остается мрачной. Отпустив, посочувствовав, лесник еще и жертвует собой – готов на самопожертвование).

  • Но так ли пессимистично, грустно звучит рассказ? Что побеждает? (добро, добрые чувства).

  • Как смогли мы разгадать этого загадочного Бирюка? Что главное в нем? Продолжите эпиграф … (обращаем внимание на эпиграф).

  • Учитель читает из Евангелия: «… Человек оправдывается делами…» (комментарий учеников).

Вывод урока: в сияющем ореоле мы увидели «золотые россыпи» в душе русского мужика, мужество, честность, умение сочувствовать, сопереживать, знающим чувство долга, которое не забывается ни при каких обстоятельствах.


  1. Домашнее задание.


Д/з: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я увидел главного героя рассказа.

Примерная запись в тетрадях:



Добр, справедлив Бирюк Грозен




спокойный озлобленный

(уверенный в своей правоте)




«мастер своего дела» честный,

бескорыстный



мужественный, суровый,

внешне красивый богатырь






красивый душой







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!