Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)»
Конспект урока по теме:
«Роль художественного описания в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». (7 класс)
Цели урока:
Формирование умения анализировать художественное произведение
Определение роли художественного описания в раскрытии замысла автора и характеров героев
Воспитание тонко чувствующего человека, умеющего сострадать
Вступительное слово учителя:
Ребята, вы прочитали рассказ. Вспомните, какие чувства испытывали вы? (ответы учеников: жалость, удивление, интерес к тому, что прочитали)
Некоторые ученые-литературоведы уточняют жанр рассказов сборника «Записки охотника» как философские притчи. Объясните. (ответы учеников: притча – нравоучительный рассказ, т.е. поучает, в нем выражена мудрость, читатель вынужден искать поучение ).
Определение темы и постановка задач урока:
Учитель: А поможет нам автор – при условии, если мы будем очень внимательными, вдумчивыми читателями.
Беседа по содержанию рассказа
Почему рассказ называется «Бирюк»?
Проверка индивидуального задания: толкование слова «бирюк» по словарю В.И. Даля – современника И.С. Тургенева. (1) зверь; 2) нелюдимый, угрюмый человек (ставшее нарицательным имя).
Как в действительности звали героя?
Когда, при каких обстоятельствах герои называют его бирюком?
Какие средства создания характеристики героя вы увидели в рассказе? (портрет, описание жилища (интерьер), пейзаж).
Анализ пейзажа.
Что называется пейзажем? (картина природы)
С этим видом авторской речи мы встречались? В каких произведениях? (А.С. Пушкин «Полтава», М.Ю. Лермонтов «Песня о»).
Рассказ И.С. Тургенева начинается с описания грозы, во время которой встречаются охотник-рассказчик и лесник. Попытаемся раскрыть смысл пейзажа. (выразительное чтение отрывка – учебник стр. 240)
Задание классу:
Когда будете читать, отметьте для себя, словосочетания, которые помогли вам ярко представить грозу. (Выявил о повторении слова: внезапно)
Что это, ошибка автора?
Почувствовали ли вы, что гроза – слово многозначительное и обозначает не только явление природы, но и еще «грозу» между людьми.
Вывод этой части урока:
Тургенев – мастер пейзажа. Мы видим, слышим, ощущаем грозу. А какие краски использует автор? (темные)
В ореоле какого цвета появляется главный герой? (при блеске (серебряный, золотистый) молнии (озарила молния)). Пояснение учителя: Издревле на Руси цвет добра и справедливости
Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии, озаренного с головы до ног? (1) чтобы мы лучше увидели; 2) всмотрелись; 3) добр, справедлив).
Вывод делают обучающиеся:
В тетрадях заполняется таблица:
Бирюк
добр, справедлив грозен, суров
Подтвердите, что лесник добр уже по отношению к рассказчику-охотнику. (Не бросил, вывел из леса, предложил пойти в избу).
Вывод: Описание пейзажа помогло нам определить два противоположных качества героя: он и добр, и грозен.
О роли описания интерьера.
Все художественные описания взаимосвязаны, дополняют друг друга для характеристики героя. При свете молнии охотник увидел и избушку лесника.
Как называется описание жилища (запись в тетрадях)? (интерьер)
Чтение наизусть отрывка из текста – учебник стр. 242
Задание классу:
Сравните с иллюстрацией. Обычно художники в центре картины изображают главное. Какая же главная деталь в описании избушки?
Как об этом говорит И.С. Тургенев?
Что же нам лучина освещает? Что мы увидели в избушке? (вывод делают обучающиеся (нищету, убожество).
А как это описание помогает понять характер лесника. Какой он? (честный, бескорыстный).
Предположительный вывод обучающихся: охраняет лес, усердно, честно служит барину, но ничего не имеет, «служит не за страх, а за совесть».
С каким чувством охотник описывает избу? («сердце во мне заныло»)
А когда изба показалась еще печальнее? (когда узнаем о судьбе лесника, что один воспитывает двоих детей, жена его предала, обманула).
Вывод: Бирюк – перестал верить людям, ожесточился, нелюдим.
О роли портрета.
Охотник с удвоенным любопытством посмотрел на лесника.
С кем сравнивает охотник Бирюка. (с молодцем)
Где мы встречали подобное описание? (в былинах о богатырях)
Делаем вывод, что Бирюк красивый внешне, мужественный, смелый.
Можете ли вы определить, как автор относится к герою? (любуется, восхищается)
Еще один портрет – мужика-вора. Какое чувство вызывает этот портрет? (жалость)
Вывод: два портрета. Но при описании внешности Бирюка автор как бы любуется, какой это внешне красивый человек.
Проверка записи в тетрадях:
Итак, Бирюк:
Грозен, озлоблен Добрый, спокойный, честный, бескорыстный,
мужественный, красивый, смелый
Работа с текстом: найдите ответы на вопрос: Как сам лесник относится к своему прозвищу? (меня зовут обязанность).
На страже, какого закона стоит Бирюк Фомой, должность свою справляю, а слово должность однокоренное слову: долг =? (не укради)
А почему он нарушил закон? (пожалел, сочувствует, сострадает)
Легко ли это ему было? Задание: описание пейзажа, в котором передается отношение природы. («кузнечик кричал…», «дождик стучал…»).
Вывод: Значит, Бирюк стоит перед проблемой выбора. В нем борются 2 чувства: долга и сострадания.
Почему? (чтение диалога стр. 246)
А как рассказчик отнесся к тому, что Бирюк отпустил мужика? (удивился, т.е. не ожидал, внезапно).
Вернемся к пейзажным зарисовкам. Автор пишет: «В лесу чуть-чуть светлело».
Почему же, несмотря на это «чуть-чуть» природа у Тургенева остается мрачной? Ведь гроза прошла? (Жизнь у Бирюка остается мрачной. Отпустив, посочувствовав, лесник еще и жертвует собой – готов на самопожертвование).
Но так ли пессимистично, грустно звучит рассказ? Что побеждает? (добро, добрые чувства).
Как смогли мы разгадать этого загадочного Бирюка? Что главное в нем? Продолжите эпиграф … (обращаем внимание на эпиграф).
Учитель читает из Евангелия: «… Человек оправдывается делами…» (комментарий учеников).
Вывод урока: в сияющем ореоле мы увидели «золотые россыпи» в душе русского мужика, мужество, честность, умение сочувствовать, сопереживать, знающим чувство долга, которое не забывается ни при каких обстоятельствах.
Домашнее задание.
Д/з: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я увидел главного героя рассказа.
Примерная запись в тетрадях:
Добр, справедлив Бирюк Грозен
спокойный озлобленный
(уверенный в своей правоте)
«мастер своего дела» честный,
бескорыстный
мужественный, суровый,
внешне красивый богатырь
красивый душой