СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Соли, их классификация и свойства".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Соли, их классификация и свойства» проходил в  8 классе общеобразовательной школы с базовым уровнем  среднего образования, который  изучается в теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» по учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс», М.: «Дрофа», 2011 г.

Тип урока: комбинированный урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Соли, их классификация и свойства".»

Конспект урока по теме

«Соли, их классификация и свойства».

Цели урока:

-образовательные: дать понятие солям как классу электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие химические свойства.

- развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

- воспитательные: воспитывать у уч-ся навыки самостоятельной и совместной с ребятами работы, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха.

Задачи:

-обучающие: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами солей в свете ТЭД.

-развивающие: развивать интерактивную, информационную и коммуникативную компетентности; продолжить развитие умений и навыков записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений с участием солей, навыков химического эксперимента.

-воспитательные: формирование межличностных отношений через работу в группах , подчеркнуть значимость солей в жизни человека.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок самостоятельной работы с карточками, лабораторная работа.

Методы и методические приемы: объяснительно - иллюстративный, практический.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, инструктивные карточки; реактивы: р-ры Na2CO3, NaNO3, H2SO4, HCl, NaCl,  Fe, NaOH , FeSO4, СuSO4, BaCl2, AgNO3 , NaCl, Ba(NO3)2, KOH, K2SO4, (NH4)2Cr2O7.



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте


Проверка и учет знаний

  • Проверка домашнего задания. Приложение 1




Актуализация знаний

На демонстрационном столе образцы:

  1. мел

  2. сода техническая

  3. медный купорос

  4. поваренная соль

Составьте химические формулы и назовите?

Какому классу относится данные соединения?

Опишите свойства солей?



Как вы думайте ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно! Открывайте тетради, пишите тема нашего сегодняшнего урока соли, их классификация и свойства.

В цель нашего урока рассмотреть классификация солей, охарактеризовать общие химические свойства.


Что такое соли?

CaCO3 - карбонат кальция

Na2CO3 - карбонат натрия

CuSO4 - сульфат меди

NaCl - хлорид натрия






Соли.


Твердые вещества, они отличаются, друг от друга по цвету и по растворимости в воде.

О солях и свойствах.









это сложные вещества, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка.

















Слайд 1

Изучение нового материала

В начале XIX века шведский химик И. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, полученных заменой атомов водорода в кислоте металлом. И по этому признаку различают соли средние, кислые и основные.

Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

С этими солями вы уже знакомы и знайте их номенклатуру.

Назовите данное соединение?

Na2SO4

А как диссоциируют такие соли?

Кислые соли– продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте на атомом металла.

Диссоциируют кислые соли следующим образом:

NaHSO4     Na+ + HSO4-

Название этих солей складываются из названий солей с прибавлением слова гидро - например: NaHСO3 – гидросульфат натрия.

Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

Основные соли диссоциируют так:

Название этих солей складываются из названий солей с прибавлением слова гидроксо - например: CaOHCl – гидроксохлорид кальцияю.



Химические свойства солей сводятся к четырем реакциям. Первые две реакции обмена уже были подробно рассмотрены ранее.

Вспомните химические свойства кислот, щелочей. Чем кислоты и щелочи взаимодействуют?





Вспомните тему «Химические реакции». Сколько типов химических реакции вы знайте, перечислите?

При изучении, каких типов химических реакций встречались соли?


И так какой вывод можно сделать?

С какими веществами вступают в реакцию соли?



А для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, необходимо приступить к лабораторной работе.

Слушают и записывают схему.


- сульфат натрия


Na2SO4 →2Na+ +SO42-




NaHSO4     Na+ + HSO4-



NaHSO4 – гидросульфат натрия




CaOHCl  CaOH+ + Cl-








кислоты реагируют с солями, щелочи реагируют с солями.




















4- обмен, соединение, разложение, замещение.

реакции замещения солей с металлами, реакции обмена солей с солями, реакции разложения солей при нагревании.

Вывод: соли вступают в реакции с металлами, с солями, с кислотами, щелочами, разлагаются при нагревании.


Слайд -2













Слайд-3



Слайд 4












Слайд 5










Слайд 6












Слайд 7

Экспериментальный этап

Используя лабораторное оборудование, выполните опыты по изучению химических свойств солей: Ребята во всех трёх пробирках происходит реакция?

1. Взаимодействие солей с кислотами.

При каких условиях соли взаимодействуют с кислотами?


Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Почему реакции между NaNO3 и H2SO4

не идет?


2. Взаимодействие солей с щелочами.

при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Почему реакции между KOH и Ba(NO3)2 не идет?

Взаимодействие солей с металлами.

при каких условиях соли взаимодействуют с металлами?

Что наблюдаете? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

3. Взаимодействие солей с солями

при каких условиях соли взаимодействуют с солями? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Почему реакция между NaCl и K2SO4 не идет?


5. Демонстрация учителем реакции разложения дихромата аммония.


Учащиеся выполняют лаборатории опыты, составляют уравнения возможных реакций, отвечают на поставленные вопросы.

Вывод: Формулируют правила: Нет, в третьем не идет реакция.

- при взаимодействии солей с кислотами (реакции обмена) образуются другая соль и другая кислота (реакции идут до конца, если выпадает осадок, образуется газообразное вещество)

AgNO3+HCl=AgCl↓+HNO3

Na2CO3+HCl=NaCl+CO2↑+H2O




Потому, что не образуется осадок или газ.

- при взаимодействии солей со щелочами (реакции обмена) образуются другая соль и другое основание (реакции идут до конца, если выпадает осадок)


CuSO4 + 2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4




Потому, что не образуется осадок или газ.



- при взаимодействии солей с металлами (реакции замещения) образуются другая соль и металл Реакции идут, если

1. металл стоит левее в ряду напряжений

2. обе соли растворимы

3. металлы не взаимодействуют с водой.

CuSO4+Fe=FeSO4+Cu


- при взаимодействии солей с солями (реакции обмена) образуются две соли (реакции идут до конца, если выпадает осадок)

Na2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2NaCl





Потому, что не образуется осадок.


Слайд 8

Закрепление изученного материала

Задание: Из перечня формул Са(НSO4)2, (CaOH)2SO4 , Ca(NO3)2, NaHCO3, Na3PO4, MgOHNO3 выпишите отдельно:

1-группа средние соли;

2-группа кислые соли

3-группа основные соли

Проверь себя. На слайде потом проверяем.


Слайд 9,10

Рефлексия

Если вы считаете, что поняли тему урока - поднимите руку.

Кто считает, что не достаточно усвоил материал - поднимите руку.

А теперь поднимите руку - кто не понял материал.



Информация о домашнем задании

Выставляет оценки.

§ 41  упр. 2, 5.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!