СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока химии в 8 классе "оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс ХИМИЯ Дата проведения___________________

Урок 2.   ТЕМА: Оксиды

Цель: Повторить и закрепить знания об оксидах

Задачи:

- актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ;

 - систематизировать информацию о составе и свойствах оксидов,

- развивать умения сравнивать и обобщать, составлять формулы сложных веществ, давать названия веществам;

- продолжать формирование понятия о связи оксидов с другими неорганическими соединениями, представлений об  их использовании в повседневной жизни человека;

-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование и реактивы: образцы или фотографии изделий и материалов на основе оксидов (стекло, песок, минеральные краски др.), рабочая тетрадь.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать:

понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли),

Учащиеся должны уметь:

определять: принадлежность вещества к оксидам по химической формуле;

различать: оксиды по формулам;

составлять: формулу оксида по названию вещества.

Методические рекомендации по проведению учебного занятия

Тип урока: повторение

 

 

Ход урока            

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.
  • Объяснение  правил работы на уроке

Основные вопросы обучающей части урока:

- классификация оксидов на кислотные и основные;

-химические свойства оксидов,

-получение оксидов;

- применение оксидов.

  • Совместное выяснение цели и задач урока

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Систематизацию знаний о классификации и свойствах оксидов лучше всего провести, анализируя вместе со школьниками информацию, приведенную в табл. 2 учебника. При этом необходимо обратить внимание на химические свойства кислотных оксидов ( реагируют с водой, образуя кислоты; реагируют со щелочами, образуя соль и воду; реагируют с основными оксидами, образуя соль и воду) и основных оксидов (реагируют с водой, образуя щёлочи; реагируют с кислотами, образуя соль и воду), иллюстрируя каждое положение записью уравнений реакций.

 Работа может осуществляться фронтально с записью результатов на доске или в парах с последующей самопроверкой.

     Оксиды - это соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород .

Классификация оксидов.

         Оксиды делятся на две группы: солеобразующие и несолеобразующие, а каждую из групп, в свою очередь, подразделяют на несколько подгрупп.

 

НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ (безразлич-ные, индеферентные)

СО, SiO2, N2O, NO

ОКСИДЫ

СОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ

ОСНОВНЫЕ

K2O, CaO, CuO.

АМФОТЕРНЫЕ

Al2O3, ZnO, BeO

КИСЛОТНЫЕ

СО2, N2O5, SO3

 

 

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

Несолеобразующие оксиды - это оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами , ни со щелочами и не образуют солей.

         Солеобразующие оксиды  - это оксиды, которые взаимодействуют с кислотами или щелочами с образованием солей и воды. Солеобразующие оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные.

По агрегатному состоянию оксиды делятся на твердые (CaO, MgO,  SiO2, P2O5), жидкие (SO3, H2O, Cl2O7)  и газообразные ( CO2, N2O, NO, SO2).

По растворимости в воде оксиды делятся на растворимые (основные оксиды щелочных и щелочноземельных металлов,

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока химии в 8 классе "оксиды"»

8 класс ХИМИЯ Дата проведения___________________ Урок 2. ТЕМА: Оксиды

Цель: Повторить и закрепить знания об оксидах

Задачи:

- актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ;

- систематизировать информацию о составе и свойствах оксидов,

- развивать умения сравнивать и обобщать, составлять формулы сложных веществ, давать названия веществам;

- продолжать формирование понятия о связи оксидов с другими неорганическими соединениями, представлений об их использовании в повседневной жизни человека;

-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование и реактивы: образцы или фотографии изделий и материалов на основе оксидов (стекло, песок, минеральные краски др.), рабочая тетрадь.

Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать:

понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли),

Учащиеся должны уметь:

определять: принадлежность вещества к оксидам по химической формуле;

различать: оксиды по формулам;

составлять: формулу оксида по названию вещества.

Методические рекомендации по проведению учебного занятия

Тип урока: повторение



Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.

  • Объяснение правил работы на уроке

Основные вопросы обучающей части урока:

- классификация оксидов на кислотные и основные;

-химические свойства оксидов,

-получение оксидов;

- применение оксидов.

  • Совместное выяснение цели и задач урока

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Систематизацию знаний о классификации и свойствах оксидов лучше всего провести, анализируя вместе со школьниками информацию, приведенную в табл. 2 учебника. При этом необходимо обратить внимание на химические свойства кислотных оксидов ( реагируют с водой, образуя кислоты; реагируют со щелочами, образуя соль и воду; реагируют с основными оксидами, образуя соль и воду) и основных оксидов (реагируют с водой, образуя щёлочи; реагируют с кислотами, образуя соль и воду), иллюстрируя каждое положение записью уравнений реакций.

Работа может осуществляться фронтально с записью результатов на доске или в парах с последующей самопроверкой.

Оксиды - это соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород .

Классификация оксидов.

Оксиды делятся на две группы: солеобразующие и несолеобразующие, а каждую из групп, в свою очередь, подразделяют на несколько подгрупп.

ОКСИДЫ




СОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ


НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ (безразлич-ные, индеферентные)

СО, SiO2, N2O, NO


КИСЛОТНЫЕ

СО2, N2O5, SO3







ОСНОВНЫЕ

K2O, CaO, CuO.

АМФОТЕРНЫЕ

Al2O3, ZnO, BeO





Несолеобразующие оксиды - это оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами , ни со щелочами и не образуют солей.

Солеобразующие оксиды - это оксиды, которые взаимодействуют с кислотами или щелочами с образованием солей и воды. Солеобразующие оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные.

По агрегатному состоянию оксиды делятся на твердые (CaO, MgO, SiO2, P2O5), жидкие (SO3, H2O, Cl2O7) и газообразные ( CO2, N2O, NO, SO2).

По растворимости в воде оксиды делятся на растворимые (основные оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, практически все кислотные оксиды(кроме SiO2)) и нерастворимые ( все остальные основные оксиды, амфотерные оксиды, SiO2).

Химические свойства оксидов.

Общими свойствами основных, кислотных и амфотерных оксидов являются кислотно-основные взаимодействия, которые можно выразить следующей схемой:

+ Н2О

Соль

Кислота

Кислотный оксид

Основный оксид

Основные оксиды образуют только металлы и, как правило, в степени окисления +1 и +2 (исключение: BeO, ZnO, SnO, PbO).

Основные оксиды взаимодействуют:

1) с кислотами по схеме: Основный оксид + Кислота = Соль + Вода

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

2) с кислотными оксидами по схеме:

Основный оксид + Кислотный оксид = Соль

3K2O + P2O5 = 2K3PO4

3) c водой взаимодействуют только оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов по следующей схеме: Основный оксид + Вода= Щелочь

CaO + H2O = Ca(OH)2

Кислотные оксиды – это оксиды, которым в качестве гидроксидов, соответствуют кислоты.

Кислотные оксиды образуют все неметаллы независимо от степени окисления (исключение – несолеобразующие оксиды) и металлы в степни окисления + 5 и выше.

Кислотные оксиды взаимодействуют:

  1. с основаниями, образуя соль и воду : Кислотный оксид + Основание = Соль + Вода

N2O5 + 2NaOH = 2NaNO3 + H2O

  1. с основными оксидами, образуя соль:

Кислотный оксид + Основный оксид = Соль

CO2 + MgO = MgCO3

  1. водой кислотные оксиды взаимодействуют с образованием кислот (исключение SiO2):

Кислотный оксид + Вода = Кислота

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4

Оксиды могут быть получены различными способами.

  1. Взаимодействие простых веществ – металлов и неметаллов – с кислородом:

2Cu + O2 = 2CuO 4P + 5O2 = 2P2O5

  1. Горением на воздухе сложных веществ ( при этом, как правило, образуются оксиды тех элементов, из которых состоит это сложное вещество).

СН4 +2О2= СО2 + 2Н2О

3) Разложением сложных веществ, например нерастворимых оснований:

Сu(OH)2 → CuO + H2O

некоторых кислот: H2SiO3 → SiO2 + H2O

некоторых солей: CaCO3 → CO2 + CaO

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Для закрепления знаний можно предложить дополнительное задание (по вариантам):

  1. С какими из перечисленных веществ - оксид серы(VI), гидроксид калия, серная кислота, вода – будет вступать в реакцию оксид кальция? Составьте соответствующие уравнения реакций, укажите их тип.

  2. С какими из перечисленных веществ – вода, оксид кальция, гидроксид калия, соляная кислота – будет вступать в реакцию оксид углерода (IV)? Составьте соответствующие уравнения реакций, укажите их тип.

Кислотными оксидами являются все вещества в ряду:

1) MnO, FeO, CuO, Mn2O7 , CrO3, SO3, NO2, N2O, NO, Al2O3, MgO, CO, Al2O3, MgO, CO.

Для закрепления изученного материала предлагаем расчетную задачу:

Определите массу (г) карбоната натрия, который можно получить при взаимодействии углекислого газа объёмом 6,72 дм3 (н.у.) с раствором гидроксида натрия?

Во время РЕФЛЕКСИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА учитель получает информацию о проблемных зонах для последующей коррекции знаний и умений учащихся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание.

§ 3, задания 4, 5, 6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!