СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Строительство царства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Строительство царства" (при Иване Грозном)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Строительство царства"»

Урок по истории России 7 класс Дата _____________

«Строительство царства»

Цели урока:

  • Обучающая: формирование представлений обучающихся о сути, характере и значении реформ Ивана IVво второй половине XV в.;

  • Развивающая: создание условий для развития умений давать собственную оценку историческим событиям, навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развития речи обучающихся, для развития у обучающихся активной мыслительной деятельности через активные формы самостоятельной работы с текстом.

  • Воспитательная: формирование активной жизненной и гражданской позиции в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей.



Задачи урока:

Личностные:

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

  • формирование умений работать в группах

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, её анализа; умение определять цель, проблему в деятельности;

Познавательные УУД:

  • владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;

  • строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Предметные:

  • определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

  • объяснять значение понятий: централизованное государство, реформа, приказ, стрельцы, служилые люди, Судебник, Стоглав;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Технология: проблемного обучения (с элементами кейс – технологии)

Базовый учебник:  Андреев И.Л., История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник /И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров, И.В.Амосова. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт.

Понятийный аппарат: централизованное государство, реформа, приказ, стрельцы, служилые люди, Судебник, Стоглав

Даты: 1533-1584 гг., 1547-1584 гг., 1512 г., 1550 г., 1551 г., 1556 г.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

- учебник Андреев И.Л., История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник /И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров, И.В.Амосова

- раздаточный материал (карты-задания с отрывками исторических документов: извлечения из «Судебника» 1550 г., «Об отмене кормлений» (1556 г.),  из записок статского посла Д. Флетчера«О государстве Русском», «Уложение о службе» (1556 г.),  «Стоглава» (1551 г.)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1)Оргмомент

Приветствие учащихся. Поверка присутствующих

Приветствие учителя

Готовность к уроку:

Т- труд Р – ручка

У – учебник Д – дневник


2) Проверка ДЗ

1)Проверка учащихся по параграфу №4 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Индивидуально-письменное)

2)Устный ответ стр.30 №4. (1 чел).

3)Фронтальный опрос

- Когда состоялось венчание Ивана IV на царство?

- Какое это имело значение?





















- Когда состоялось восстание в Москве?

- Какой мы можем сделать вывод из этого события?



- Что такое Избранная рада?



- Что произошло в 1549 г.?





- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»?


- Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века. Как назывался правитель в России в 15 веке

- А при Иване IV?


- Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе?


- Как назывались центральные органы управления?

- Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны?

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Выполняют задание



Ответ на вопрос №4



(16 января 1547 г.)



1)Венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России.

2)Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь

3)Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим.


(июнь 1547 г.)

(Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти)



(Созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ)


(Иван IV собрал первый Земский собор – высший сословно-представительный орган при царе)


(Прием «Понятийное колесо»)



(Великий князь).

(Государь всея Руси, царь)



(Боярская дума).



(Приказы).

(наместники).


3) Переход к изучению нового материала













Определение темы и целей урока

Перед Иваном IV стояли большие задачи. Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада.

Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

Темой сегодняшнего урока будет «Строительство царства», а эпиграфом к уроку послужат слова А.Н.Толстого (показать на написанные на доске тему и эпиграф).

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Иван Грозный… завершил дело, начатое его отцом и дедом, - … он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников – князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха»

Слушают учителя



















Работа с эпиграфом









А.Н.Толстой

Что нам предстоит выяснить?



- Какие это были реформы.

- С какой целью проводились эти реформы.

- Каковы их последствия и значение.

- Какие новые органы управления государством были созданы во второй половине XV в.


Изучение нового материала

п.1 (стр33) Царский судебник

Вспомним – что такое судебник? При каком правителе был создан первый судебник? Год?

Давайте выясним, что нового было внесено в судебник при Иване Грозном?





Что нового было внесено в судебник Иваном Грозным?

п.2,3,4,5 изучается учащимися самостоятельно на основе работы с таблицей

Проверка таблицы


(свод законов Русского государства) (При Иване 3) (1497г).


Просмотр учащимися видеоматериала (источник – история государства Российского. Cерия 282. Иоанн Образователь Государственный (часть 2)

Анализируют видеофильм

Учащиеся заполняют таблицу

Название реформы, год, содержание.

Подведение итога

Работа с источником

Стр.40-41.

Мнение о реформах Ивана Грозного. Вопросы стр.41.

Рефлексия

Проводят рефлексию Сегодня на уроке я узнал…. Было интересно… хотел больше бы узнать о….

Проводят рефлексию

ДЗ

§6, документ стр.40-41, вопросы стр.39


Записывают ДХ



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка ДЗ по пар.4.

Вариант №1

Венчание на царство - торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.

Земский собор - высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века

Посад – торговая часть города

Макарий - митрополит Московский и всея Руси при Иване Грозном

Январь 1547 г. – венчание на царство Ивана Грозного

1549- созвали первый Земский собор при Иване Грозном

Вариант №2

Избранная рада - круг лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах.

Регентский совет - ременное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

Самодержавец – правитель

Сильвестр - русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века

Февраль 1547г. – Иван Грозный женился на Анастасии Романовне (старый московский боярский род)

Июнь 1547г. – восстание в Москве


Судебник

установил единые размеры судебных пошлин и наместнических «кормов»,

перечисляются разные виды штрафа, наказания за них; наказание за взятки и несправедливый приговор

увеличен размер пожилого при свободном переходе крестьян в Юрьев день.

Значение:

сделал право доступным, придал ему публичный характер,

Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства.


Информационная карта

Реформа

Год проведения реформы

Цель реформы

Содержание реформы

Значение

Судебная

(принят Судебник Ивана IV)

1550

Усовершенствование свода законов Ивана III, так как принятые ранее законы уже не могли в полной мере регулировать новые отношения, появившиеся в социально-экономической сфере; «улучшить отправление правосудия».

Судебник

-установил единые размеры судебных пошлин и наместнических «кормов»,

- наказание за взятки,

- увеличен размер пожилого при свободном переходе крестьян в Юрьев день.


Судебник

сделал право доступным, придал ему публичный характер,

Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства.

Реформа местного управления


1556 г.


Ограничение власти кормленщиков, наместников


Отмена кормлений (1555 г.)

Губная реформа: учреждены выборные должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне. Выборные органы: вершили суд; следили за соблюдением законов и порядка: собирали подати.

Выборные должности лучше заботились о местных нуждах, так как были зависимы и подконтрольны местному населению и были в большей степени подконтрольны центральной власти, поскольку получали жалование от государства и напрямую подчинялись приказам в Москве.

- Новые органы самоуправления укрепили доверие к центру.


Реформа центрального управления

1550 г.


Создание  новых органов государственного управления – приказов, отвечавших за определенные направления государственной деятельности.


Всего к концу правления Ивана Грозного было известно более 20 приказов, которые управляли различными делами:
Посольский - дипломатическими отношениями с другими государствами;
Разрядный - организацией вооруженных сил;
Поместный - распределял поместья между служилыми людьми;

Стрелецкий - ведал стрелецким войском;
Разбойный - руководил борьбой с преступностью;
Ямской - почтовой службой;
Земский - охраной порядка в Москве;
Челобитный - принимал жалобы на имя царя и проводил по ним расследования.


Приказная система способствовала усилению централизации и созданию более совершенной системы управления.


Военная реформа


1550 г., 1556 г.

Укрепление молодого централизованного Российского государства, усиление его военной мощи путём создания нового войска, способного противостоять могущественным соседям.

1550 г. - образование стрелецкого войска, которое получало вооружение, жалование от государства и считалось постоянно находящимся на государственной службе; ограничение местничества (т.е. назначения на должность по принципу родовитости, ущемляющему власть монарха) во время походов. Развитие артиллерийского дела.

1556 г. – принятие Уложения о службе, которое установило единый порядок несения военных повинностей для помещиков и вотчинников. Устанавливалось твёрдое соотношение количества земли и воинов, которых должен был привести помещик на войну. Налаживался учёт и контроль за их готовностью к военному походу. Закреплялся «призывной» возраст зачисления дворян на службу – 15 лет.

Была создана боеспособная армия для проведения активной внешнеполитической деятельности; укреплена оборона и безопасность государственных границ.


Церковная реформа

(принятие Стоглава)

1551 г.


Поднятие авторитета церкви. Упорядочение церковных правил; укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия и ограничение накопления церковью богатств.


- Принят единый общерусский пантеон святых;

- регламентирована церковная жизнь – службы, обряды;

- церковные земли передавались под контроль царя,

- был введен церковный суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост.


Стоглавое уложение укрепило дисциплину, что способствовало процессам централизации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!