Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Строительство царства"»
Урок по истории России 7 класс Дата _____________
«Строительство царства»
Цели урока:
Обучающая: формирование представлений обучающихся о сути, характере и значении реформ Ивана IVво второй половине XV в.;
Развивающая: создание условий для развития умений давать собственную оценку историческим событиям, навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развития речи обучающихся, для развития у обучающихся активной мыслительной деятельности через активные формы самостоятельной работы с текстом.
Воспитательная: формирование активной жизненной и гражданской позиции в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма, понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей.
Задачи урока:
Личностные:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Предметные:
определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;
объяснять значение понятий: централизованное государство, реформа, приказ, стрельцы, служилые люди, Судебник, Стоглав;
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Технология: проблемного обучения (с элементами кейс – технологии)
Базовый учебник: Андреев И.Л., История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник /И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров, И.В.Амосова. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт.
Понятийный аппарат: централизованное государство, реформа, приказ, стрельцы, служилые люди, Судебник, Стоглав
Даты: 1533-1584 гг., 1547-1584 гг., 1512 г., 1550 г., 1551 г., 1556 г.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
- учебник Андреев И.Л., История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник /И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров, И.В.Амосова
- раздаточный материал (карты-задания с отрывками исторических документов: извлечения из «Судебника» 1550 г., «Об отмене кормлений» (1556 г.), из записок статского посла Д. Флетчера«О государстве Русском», «Уложение о службе» (1556 г.), «Стоглава» (1551 г.)
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1)Оргмомент | Приветствие учащихся. Поверка присутствующих | Приветствие учителя Готовность к уроку: Т- труд Р – ручка У – учебник Д – дневник |
2) Проверка ДЗ | 1)Проверка учащихся по параграфу №4 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Индивидуально-письменное) 2)Устный ответ стр.30 №4. (1 чел). 3)Фронтальный опрос - Когда состоялось венчание Ивана IV на царство? - Какое это имело значение?
- Когда состоялось восстание в Москве? - Какой мы можем сделать вывод из этого события? - Что такое Избранная рада? - Что произошло в 1549 г.?
- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»? - Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века. Как назывался правитель в России в 15 веке - А при Иване IV? - Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? - Как назывались центральные органы управления? - Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны? На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в. | Выполняют задание Ответ на вопрос №4 (16 января 1547 г.) 1)Венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. 2)Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь 3)Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим. (июнь 1547 г.) (Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти)
(Созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ) (Иван IV собрал первый Земский собор – высший сословно-представительный орган при царе) (Прием «Понятийное колесо»)
(Великий князь). (Государь всея Руси, царь)
(Боярская дума).
(Приказы). (наместники). |
3) Переход к изучению нового материала
Определение темы и целей урока | Перед Иваном IV стояли большие задачи. Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся. Темой сегодняшнего урока будет «Строительство царства», а эпиграфом к уроку послужат слова А.Н.Толстого (показать на написанные на доске тему и эпиграф). ЭПИГРАФ УРОКА: «Иван Грозный… завершил дело, начатое его отцом и дедом, - … он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников – князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха» | Слушают учителя
Работа с эпиграфом
|
| А.Н.Толстой Что нам предстоит выяснить? | - Какие это были реформы. - С какой целью проводились эти реформы. - Каковы их последствия и значение. - Какие новые органы управления государством были созданы во второй половине XV в. |
Изучение нового материала | п.1 (стр33) Царский судебник Вспомним – что такое судебник? При каком правителе был создан первый судебник? Год? Давайте выясним, что нового было внесено в судебник при Иване Грозном?
Что нового было внесено в судебник Иваном Грозным? п.2,3,4,5 изучается учащимися самостоятельно на основе работы с таблицей Проверка таблицы | (свод законов Русского государства) (При Иване 3) (1497г). Просмотр учащимися видеоматериала (источник – история государства Российского. Cерия 282. Иоанн Образователь Государственный (часть 2) Анализируют видеофильм Учащиеся заполняют таблицу Название реформы, год, содержание. |
Подведение итога | Работа с источником | Стр.40-41. Мнение о реформах Ивана Грозного. Вопросы стр.41. |
Рефлексия | Проводят рефлексию Сегодня на уроке я узнал…. Было интересно… хотел больше бы узнать о…. | Проводят рефлексию |
ДЗ | §6, документ стр.40-41, вопросы стр.39 | Записывают ДХ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проверка ДЗ по пар.4.
Вариант №1 Венчание на царство - торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Земский собор - высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века Посад – торговая часть города Макарий - митрополит Московский и всея Руси при Иване Грозном Январь 1547 г. – венчание на царство Ивана Грозного 1549- созвали первый Земский собор при Иване Грозном | Вариант №2 Избранная рада - круг лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах. Регентский совет - ременное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха. Самодержавец – правитель Сильвестр - русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века Февраль 1547г. – Иван Грозный женился на Анастасии Романовне (старый московский боярский род) Июнь 1547г. – восстание в Москве |
Судебник
установил единые размеры судебных пошлин и наместнических «кормов»,
перечисляются разные виды штрафа, наказания за них; наказание за взятки и несправедливый приговор
увеличен размер пожилого при свободном переходе крестьян в Юрьев день.
Значение:
сделал право доступным, придал ему публичный характер,
Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства.
Информационная карта
Реформа | Год проведения реформы | Цель реформы | Содержание реформы | Значение |
Судебная (принят Судебник Ивана IV) | 1550 | Усовершенствование свода законов Ивана III, так как принятые ранее законы уже не могли в полной мере регулировать новые отношения, появившиеся в социально-экономической сфере; «улучшить отправление правосудия». | Судебник -установил единые размеры судебных пошлин и наместнических «кормов», - наказание за взятки, - увеличен размер пожилого при свободном переходе крестьян в Юрьев день. | Судебник сделал право доступным, придал ему публичный характер, Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства. |
Реформа местного управления | 1556 г. | Ограничение власти кормленщиков, наместников | Отмена кормлений (1555 г.) Губная реформа: учреждены выборные должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне. Выборные органы: вершили суд; следили за соблюдением законов и порядка: собирали подати. | Выборные должности лучше заботились о местных нуждах, так как были зависимы и подконтрольны местному населению и были в большей степени подконтрольны центральной власти, поскольку получали жалование от государства и напрямую подчинялись приказам в Москве. - Новые органы самоуправления укрепили доверие к центру. |
Реформа центрального управления | 1550 г. | Создание новых органов государственного управления – приказов, отвечавших за определенные направления государственной деятельности. | Всего к концу правления Ивана Грозного было известно более 20 приказов, которые управляли различными делами: Посольский - дипломатическими отношениями с другими государствами; Разрядный - организацией вооруженных сил; Поместный - распределял поместья между служилыми людьми; Стрелецкий - ведал стрелецким войском; Разбойный - руководил борьбой с преступностью; Ямской - почтовой службой; Земский - охраной порядка в Москве; Челобитный - принимал жалобы на имя царя и проводил по ним расследования. | Приказная система способствовала усилению централизации и созданию более совершенной системы управления. |
Военная реформа | 1550 г., 1556 г. | Укрепление молодого централизованного Российского государства, усиление его военной мощи путём создания нового войска, способного противостоять могущественным соседям. | 1550 г. - образование стрелецкого войска, которое получало вооружение, жалование от государства и считалось постоянно находящимся на государственной службе; ограничение местничества (т.е. назначения на должность по принципу родовитости, ущемляющему власть монарха) во время походов. Развитие артиллерийского дела. 1556 г. – принятие Уложения о службе, которое установило единый порядок несения военных повинностей для помещиков и вотчинников. Устанавливалось твёрдое соотношение количества земли и воинов, которых должен был привести помещик на войну. Налаживался учёт и контроль за их готовностью к военному походу. Закреплялся «призывной» возраст зачисления дворян на службу – 15 лет. | Была создана боеспособная армия для проведения активной внешнеполитической деятельности; укреплена оборона и безопасность государственных границ. |
Церковная реформа (принятие Стоглава) | 1551 г. | Поднятие авторитета церкви. Упорядочение церковных правил; укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия и ограничение накопления церковью богатств. | - Принят единый общерусский пантеон святых; - регламентирована церковная жизнь – службы, обряды; - церковные земли передавались под контроль царя, - был введен церковный суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост. | Стоглавое уложение укрепило дисциплину, что способствовало процессам централизации. |