СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект "Храмы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 9

Тема урока.  Храмы

 

Цель урока: дать общее представление о православном храме.

Задачи:

Познакомить с понятием «храм – дом Божий». Формировать представления детей о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Способствовать пониманию культурной, художественно- архитектурной и исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Способствовать воспитанию у учащихся духовного и эстетического восприятия православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа. Обогащать и активировать историко-культурологический словарь школьников

 

Новые имена, названия и понятия: Храм. Главка. Крест. Купол, барабан, держава. Аспида.

 

Оборудование:

презентация в программе Power Point

Ход урока.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

- В России до нас рождалось, жило и умирало много поколений людей, каждое из которых оставило множество красивых предметов, интересных книг, замечательных картин. Менялись вкусы, увлечения, умения. Но есть в каждом народе что-то такое, что не только сохраняется в истории, но всегда живёт в душах людей и в культуре народа.

- На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой … (Всегда живое)

- Как называется одна из самых первых и самая важная для верующих людей книга, в которой рассказывается о Спасителе? (Евангелие)

Всегда живое в истории

[Скругленный прямоугольник: Евангелие] [Скругленный прямоугольник: Иконы] [Скругленный прямоугольник: Храмы]

 

 

 

 

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Иконы)

- Что обозначает слово  икона?  (Об иконах говорили: «это евангелие в красках. Она, как и Евангелие хранит знания о том, что всегда было важным для православных христиан – учение о спасении. В старину работу над иконой называли «умным деланием». Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры, а самое главное, от помощи Божией.)

- Для чего люди создавали иконы?

- Кого изображали на иконах?

2. Сообщение темы урока.

- Для того, чтобы узнать, что же ещё является вечно живым сокровищем культуры и о чём пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку.

Есть на свете чудный дом

С золотым большим крестом.

Он сверкает куполами,

Он звенит колоколами.

Как зовётся этот дом?

Кто хозяин в доме том?

- Сегодня на уроке речь пойдёт о храме. Мы узнаем, что такое храм и чем храм отличается от  других зданий.

3. Изучение нового материала.

1) Понятие о православном храме.

Чтение стихотворения Шамонина «Храм»

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм,

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там, меж сосен изумрудных,

Блещет озера хрусталь.

Как молитва, в звуках чудных

Звон церковный льётся вдаль.

(Звучит в записи колокольный звон)

-Сегодня мы с вами мысленно побываем в храме. Закройте глаза. Попробуйте в воображении нарисовать образ храма. (Звучит колокольный звон) Что вы видите?

-Кто из вас был в храме?

-Что вам особенно запомнилось?

-Какие чувства вы испытали, находясь там? Почему?

-Какое настроение появляется у вас, когда вы приходите в храм? Благодаря чему?

-О чём вы думаете в храме?

- Для чего люди создавали храмы?

- Молиться Богу можно всегда и везде, потому что Бог всегда и везде нас слышит. Как мы бываем рады, когда к нам приходят наши близкие, так, думается, и Господу приятно, что мы к нему обращаемся в молитве.

Спаситель наш обещал, что если хотя бы двое или трое людей будут вместе просить Его о чём-то, то такую молитву Он услышит. Поэтому христиане и собираются для молитвы вместе и для этого и строят особые дома – храмы.

- Что такое храм? (ответы детей)

- Храм – это дом Божий. Это место таинственного присутствия Бога на земле, где Он открывает нам себя в таинствах и Своём Божественном Откровении.

Бог именовал Себя нашим Небесным Отцом, поэтому в храм мы идём, зная, что нас в нём всегда ждут, мы в нём желанные люди. Мы тут не гости, мы все братья и сёстры, тут наш Отец, наш дом, наша семья.

- Каждый храм – это образ вечной жизни. В нём всё устроено так, чтобы помогать людям молиться, пробуждать духовные чувства. Люди которые приходят в храм составляют церковь, то есть Божию семью, народ Божий. Поэтому храм и называется также церковью.

Храмы возведённые в честь Спасителя, как правило белого цвета, в честь Богородицы – голубого, цвета Неба, святых – жёлтого и зелёного, мучеников – красного цвета.

Вся жизнь русских людей связана с храмом: от крещения до смертного часа. В храм шли наши деды и прадеды, в него пойдут и наши дети и внуки.

- Какую роль играют храмы в нашей жизни?

2)

- Когда мы идём по улице, то обычно не обращаем внимания на дома: проходим мимо них, даже не замечая. Но церкви не заметить невозможно – она сразу привлекает взор своей красотой, праздничностью.

- Кому посвящены православные храмы?

- Православные храмы посвящаются Богу, пресвятой Богородице, ангелам, угодникам Божиим, или строятся в память того или иного священного события. Например, Троицкий собор (Псков); Покровская, Преображенская церковь (Опочка)

- Для строительства храмов выбирали самые красивые места, например,  возвышенности над рекой, озером. Православные храмы очень красивы и разнообразны.

Просмотр видеоролика «Храмы России»»

- Какие бывают храмы? (ответы детей)

- Храмы бывают: то огромные и величественные, то маленькие и уютные; то строгие, то узорчатые и радостные. На Руси много белоснежных храмов, сияющих на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема. Но какими бы разнообразными ни казались на первый взгляд православные храмы, все они имеют общее строение, сложившееся ещё в глубокой древности.

- Сначала для строительства храма приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились свои архитекторы, строители, ведь храмов требовалось так много, что нужно было осваивать новое дело своими руками.

Стали появляться свои зодчие, так на Руси называли искусных мастеров – строителей.

3) Особенности строения храма

- Что отличает храм от обыкновенного здания?

- Чем отличается храм от других архитектурных сооружений:

а) по назначению;

б) по внешнему виду;

- Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий Небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы церкви Иисуса Христа.

главка

 

крест

 

 

Главка – образ ровного сияния или света Божьего сходящего с неба. Образ пламени, символ молитв, обращенных верующими людьми к Богу.

- Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется, чтобы созывать верующих на молитву, и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (крыльцо, площадка). Далее идёт притвор, собственно храм, где стоят молящиеся, и алтарь – самое главное место во всём храме.

- Прислушайтесь к звучанию слова храм, произнесите хором это слово. На какие слова по звучанию похоже это слово? (хранить, охранять)

- Мы ясно слышим слог –ра-. В каких словах он ещё встречается? (радость, равный)

- В древнем Египте бога солнца называли Ра.

- В чём может быть связь между солнцем, светом и храмом? (купола – как солнце, свет от икон, свечи, нимб – круг света вокруг головы святого на иконах)

- Барабан -

- Закомара – полукруглое покрытие церковных сводов

- Апсида – полукруглая стена алтарной части храма.

- Столб

- Хоры

4) Задание: Соедините части храма с их названиями

- Что напоминает вам храм?

- Все ли храмы имеют одинаковое число куполов?

5) Многоглавие храмов

1 глава – единство Бога

2 главы – соответствует двум главам Богочеловека

3 главы – Святая Троица

4 главы – четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света

5 глав – Господь Иисус Христос и четыре Евангелиста

7 глав -  семь таинств церкви

9 глав – образ небесной церкви, состоящей из 9 чинов

13 глав – знамение Господа Иисуса Христа и 12 апостолов

25 глав – знамение видения престола Святой Троицы и 24 старцев

33 главы – число земных лет Иисуса Христа

Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

6) Форма храма

- Здания храмов бывают особенной формы – или креста, потому что верующие в Иисуса Христа получили спасение через крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть всё море жизни и достигнуть Царствия Божия. Иногда бывают храмы в форме круга , напоминающее нам о том, что в жизни с Богом нет конца.

4. Закрепление изученного.

- Назовите части храма.

1) Кроссворд «Храм» Вопросы:

1. Ступеньки ведущие в храм. 2. Он похож на пламя горящей свечи. 3. Самая "громкая" часть храма. 4. Он находится на "макушке" храма. 5. Название большого храма.

Ответы:

1.Паперть. 2. Купол. 3. Колокольня. 4. Крест. 5. Собор.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 

2) Игра «Собери храм»  (на интерактивной доске или индивидуальные карточки)

 

3) Правила поведения в храме.

 

Памятка мальчику:        Прежде чем зайти в собор,        Головной сними убор,        Злые мысли отгони:        Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,         В брюках в храм идёт невежда,         Голову платком покрой         И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,          Помощь нищему подай,          Поставь свечку и потом          Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони,  Душой с Богом примирись,  И со всеми ты молись.        Богомольцев не толкай,        К чину в храме привыкай.        Не гляди по сторонам —        Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица,  Глазки в землю опусти,  О грехах своих грусти.

 

 

5. Итог урока.

- Чем храм отличается от других архитектурных сооружений?

- Для чего нужны храмы?

- Как надо вести себя в храме?

Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества

 

 

 

 

 

 

В ХРАМЕ.

 

Если есть детишки в храме-

Это хорошо.

 

Дети, храм-особый дом,

Здесь Господь живёт.

Оттого так чинно в нём

Весь стоит народ.

Поклонись,перекрестись-

Всюду образа-

И тихонько помолись,

Здесь шуметь нельзя.

Может быть,ещё понять

Ты не смог всего,

Но коснулась благодать

Сердца твоего.

 

 

***

 

Стой как свечечка ,на службе,

Привыкай, что ты - свеча.

Ты, как свечка, Богу нужен,

Твоя вера горяча.

Пусть горит душа, как пламя,

Пламя ровное свечи,

А заплачешь над грехами-

Будут слёзы горячи.

Слёзы - вроде капли воска,

И прозрачны ,и чисты.

Покатилась тихо слёзка-

Стал немножко чище ты.

Стой тихонько, стой в сторонке,

Про себя молитвы пой.

О тебе - живой иконке-

Ангел радуется твой.

 

МОЛИТВА.

Уж ночь близка.

Окно темно.

Стоит дитя пред образами.

А на душе давно одно: молитва о болящей маме.

"Помилуй,Боженька,её,

Прости меня.

Я лучше стану.

Пусть снова мамочка поёт,

Я баловаться перестану".

Наутро мама поднялась,

Была здорова, даже пела.

Вот так молитва вознеслась

И чудо сотворить успела.

 Молись, дитя,всегда молись!

Крести свой лобик троекратно.

Твоя молитва к Богу-жизнь!

Она и жизнь вернёт обратно.

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект "Храмы"»

Евангелие Иконы Храмы

Евангелие

Иконы

Храмы

Этот дом – не просто дом Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим – бом - бом. Дин –дин – дин. Кто – то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам. Это – православный храм

Этот дом – не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола.

Звонкие колокола.

Бим – бом - бом.

Дин –дин – дин.

Кто – то с мамой, кто один Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это – православный храм

Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
  • Храм – это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах.
  • Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир.
  • Храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Многокупольный храм

Многокупольный храм

Храм в форме корабля Храм в форме креста Храм в форме круга

Храм в форме корабля

Храм в форме креста

Храм в форме круга

  Памятка мальчику:          Прежде чем зайти в собор,         Головной сними убор,         Злые мысли отгони:         Не нужны тебе они... Памятка девочке:  Скромную надень одежду,  В брюках в храм идёт невежда,  Голову платком покрой  И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке:  Никого не осуждай,  Помощь нищему подай,  Поставь свечку и потом  Осени себя крестом.  Богомыслие храни, Лень подальше прогони,  Душой с Богом примирись,  И со всеми ты молись.   Богомольцев не толкай,         К чину в храме привыкай.         Не гляди по сторонам —         Неполезно это нам...  Хоть старушка, хоть девица  Не посматривай на лица,  Глазки в землю опусти,  О грехах своих грусти.           .

  • Памятка мальчику:         Прежде чем зайти в собор,        Головной сними убор,        Злые мысли отгони:        Не нужны тебе они...
  • Памятка девочке:
  • Скромную надень одежду,
  • В брюках в храм идёт невежда,
  • Голову платком покрой
  • И тихонько в храме стой.
  • Мальчику и девочке:
  • Никого не осуждай,
  • Помощь нищему подай,
  • Поставь свечку и потом
  • Осени себя крестом.
  • Богомыслие храни,
  • Лень подальше прогони,
  • Душой с Богом примирись,
  • И со всеми ты молись.
  • Богомольцев не толкай,        К чину в храме привыкай.        Не гляди по сторонам —        Неполезно это нам...
  • Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица,
  • Глазки в землю опусти,
  • О грехах своих грусти.
  •         .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!