Технологическая карта урока русского языка |
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. - Запишите число, классная работа. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к повторению, пройденного материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
1. Проверка домашнего задания. | Словарный диктант. Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи. - Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают? | Подведение к озвучиванию темы урока. | Один ученик у доски. Взаимопроверка. - Урок развития речи. | Коммуникативные УУД: сотрудничество. |
2. Постановка учебной задачи. | 1. Вопрос-ответ. - Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили? - Что такое текст? - Тема – это.. - Основная мысль -.это… - Заголовок может выражать… или… У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение: По-разному можно текст создавать: Можно красиво все описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым лицом. В каждом особую прелесть найдем. Ну, а поможет речи нам тип, Ведь на урок наш он темой проник. Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. Тема нашего урока: Типы речи. А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова. | Подведение к повторению. Подведение к озвучиванию темы урока. | Повторение. Взаимный тренаж. (карточка у каждой пары). (Приложение1) Формулируют цель урока. | Коммуникативные УУД: сотрудничество. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1. Вопрос-ответ. - Какие типы речи вы знаете? Расскажите о каждом из них. | Актуализация знаний учащихся. Презентация (слайды 3-5). | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. |
4. Закрепление. | 2. Работа с текстами. - А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст, определим тип речи. - Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ? Собака Нордик. А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают: 1.О том, что произошло с собакой. 2.О том, как выглядит собака. 3.О том, за что любят пса. 3. Физминутка. Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть. Физкультминутка! Типы речи повторяли И немного мы устали. Встанем, ручки разведём, Ножки тоже потрясём. Корпус дружно повернём, Сядем, рассуждать начнём! | Установление осознанного восприятия. Обобщение. | Работа в группах. (Приложение 2). Решение типового задания. Анализ ошибок. Коррекция. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: сотрудничество. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
5.Рефлексия деятельности (итог урока) | -Что повторили? -Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Оцените свою работу (!; !?; ?) | Организация рефлексии. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
6. Дифференцированное домашнее задание. | Совсем незаметно пролетел урок и пришло время для домашнего задания: Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о типах речи. У каждого из вас есть домашнее любимец. Напишите сочинение-миниатюру. 1 вариант – сочинение-повествование. 2 вариант – сочинение-описание. 3 вариант – сочинение-рассуждение. | | Решение типового задания. | Регулятивные УУД: контроль. |
1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. | 1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. |
1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. | 1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. |
1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. | 1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. |
1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. | 1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу. 2. Тема – это то, о чём говорится в тексте 3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте. 4.Заголовок может выражать тему или основную мысль. |
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Докажите, что это текст.
Определите тему текста.
Укажите тип речи.
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Докажите, что это текст.
Определите тему текста.
Укажите тип речи.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
Докажите, что это текст.
Определите тему текста.
Укажите тип речи.