СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разраотка направлена на повторение темы "Типы речи".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Типы речи"»

Урок 3.

Р/р. Типы речи



Цели урока: Закрепить умение определять отличительные признаки 3 типов речи и формировать умение определять тип речи в тексте.


1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня урок развития речи. На доске вы видите буквы: П, О, Р, которые являются начальными буквами понятий, с которыми мы ранее познакомились на уроках развития речи.

Что могут обозначать эти буквы?



П – повествуем, говорим, рассказываем

О – описываем

Р – рассуждаем, размышляем



-Каким общим понятием объединены повествование, описание и рассуждение?

-Определите тему урока.



- Опираясь на опорные слова (написаны на доске), определите цели нашего урока:

ВСПОМНИТЬ…(признаки типов речи)

УМЕТЬ…(определять тип речи)

НАУЧИТЬСЯ…(создавать тексты разных типов речи)



2. Актуализация знаний

Работа в группах: Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании.



ЗАДАНИЕ: Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №2

А) Что происходило вначале?

Б) Что произошло потом?

В).Чем все закончилось?

Г).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку?

Д).Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Е).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?



ЗАДАНИЕ: Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №1



А).Что изображено на рисунке?

Б).Какие признаки можно определить у этого предмета?

В).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку?

Г),Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Д).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?



ЗАДАНИЕ: Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №3



А).К этому типу речи можно задать вопросы:

-Почему?

-В чем причина данного явления?

-Что из этого следует?

Б).Почему нет рисунка к этому типу речи?

В).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме (глаголы, прилагательные, наречия)?

Г).Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Д).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?



Время выполнения задания-3 мин.



Ответы ребят:

Отвечает гр.№1(повествование)

Отвечает ГР.№2(описание)

Отвечает гр.№3(рассуждение)



3. Закрепление материала



1)Определить тип речи (устно)

  • Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (П)

  • Тайга стояла тихая и смурная; уж и проснувшись вступив в день она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать, низко оно или высоко, у него словно вынули плоть, и осталась одна бездонная глухая пустота. Солнце сквозь неё не проникало, не было и ветра — тяжёлые, раздобревшие за лето деревья стояли неподвижно. Время от времени вспархивали птицы. (О)

  • Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек. (Р)



2) Восстановите текст (перепутаны абзацы, но план составлен верно). Перескажите текст (можно пользоваться планом)

А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.



Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.



План.



  1. В поисках «новых землищ»



  1. Северная часть удивительной земли.



  1. Белые медведи.



  1. Самая глубокая впадина.



БАГВ



 3) Вам предстоит создать текст определенного типа, используя все полученные на уроке знания, и доказать правильность выполнения задания.



Проводится жеребьевка.

Темы:

1.Создайте текст-описание. Тема: « Береза – белоствольная красавица»

2.Создайте текст – рассуждение. Тема: « Нужно ли заниматься спортом?»

3.Создайте текст – повествование. Тема: «Интересная встреча в лесу»



4.Рефлексия

1. Что на уроке было лёгким?

2. В чём испытали затруднение? Как его избежать?


  1. Домашнее задание. Сообщение «Языковые средства языка» ( по 2 примера к каждому средству)



























































ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №1

А) Что происходило вначале?

Б) Что произошло потом?

В).Чем все закончилось?

Г).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку?

Д).Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Е).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?







ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №2



А).Что изображено на рисунке?

Б).Какие признаки можно определить у этого предмета?

В).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку?

Г),Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Д).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?







ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите схему и, используя таблицу «Типы речи», подготовьте ответ по плану.

ГРУППА №3



А).К этому типу речи можно задать вопросы:

-Почему?

-В чем причина данного явления?

-Что из этого следует?

Б).Почему нет рисунка к этому типу речи?

В).Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме (глаголы, прилагательные, наречия)?

Г).Какую задачу ставит автор в этом типе речи?

Д).Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме?












ЗАДАНИЕ 2. Восстановите текст (перепутаны абзацы, но план составлен верно). Перескажите текст (можно пользоваться планом)

А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.

Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.



















План.



  1. В поисках «новых землищ»

  2. Северная часть удивительной земли.

  3. Белые медведи.

  4. Самая глубокая впадина.











ЗАДАНИЕ 2. Восстановите текст (перепутаны абзацы, но план составлен верно). Перескажите текст (можно пользоваться планом)

А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.

Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.



















План.



  1. В поисках «новых землищ»

  2. Северная часть удивительной земли.

  3. Белые медведи.

  4. Самая глубокая впадина.







ЗАДАНИЕ 2. Восстановите текст (перепутаны абзацы, но план составлен верно). Перескажите текст (можно пользоваться планом)

А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.

Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.



















План.



  1. В поисках «новых землищ»

  2. Северная часть удивительной земли.

  3. Белые медведи.

  4. Самая глубокая впадина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!