СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе ТЕМА УРОКА: «ТИПЫ РЕЧИ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока русского языка в 5  классе по теме урока:  «Типы речи»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе ТЕМА УРОКА: «ТИПЫ РЕЧИ»»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Типы речи»

Цели: познакомить учащихся с разными типами речи;

раскрыть особенности сочинения-рассуждения, сочинения-

повествования,

сочинения-описания;

формировать языковую компетентность;

воспитывать интерес к языку.


Ход урока.

1. Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Давайте поделимся, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.


  1. Приём педагогической техники «Моё лицо».ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками (лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное).

  2. Словарная работа:

учитель: чтобы на ваших лицах появилась улыбка( осталась), я хочу вам показать..., а вы ответьте на вопрос « Что вы увидели?» одним словом.

ВИДЕО

ученики отвечают: праздник

учитель: это и будет словарным словом, запишем его в тетрадь, подберем однокоренные слова, расставим ударения, подчеркнем безударные гласные, выделим орфограмму «Непроизносимые согласные»

праздник

праздничный

празднично

праздный

  1. Синтаксический разбор предложения

учитель: Ребята, без чего не обходится ни один праздник?

Ученики: без цветов, угощения, музыки, танцев, праздничного настроения...

Учитель: чтобы праздничное настроение не покидало нас во время урока, мы украсим наш класс красивой вазой...и запишем в тетрадь предложение для синтаксического разбора.

Праздничное настроение не покидало меня целый день.

  1. Целеполагание

Учитель: о празднике можно рассказать по-разному:

- описать, какой он: яркий, интересный, веселый,...

- можно рассказать, какие события происходили во время праздника...

- или порассуждать, удался ли праздник и почему...В процессе нашей речи мы решаем разные задачи, и тексты получаются разные. Каждый из текстов имеет свое название: описание, рассуждение, повествование.

А зачем нам эти сведения?

Чему мы должны научиться?

Какова же будет цель нашего урока?

Ученики: познакомиться с разными типами речи; научиться правильно пользоваться типами речи.

  1. Беседа, сопровождающаяся показом мультимедийной презентации.

- Какие типы речи вам известны?

- Чем они отличаются?

- Назовите признаки типов речи

Описание. Если память после прочтения текста «сфотографировала» картинку, зафиксировала образы, которые мы можем описать, значит этот тип речи – описание.

Повествование. Рассказ о каких –либо событиях в их временной последовательности.Мы можем мысленно «прокрутить кинопленку».

Рассуждение. Если автор размышляет, анализирует свои размышления, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит мы имеем дело с рассуждением.

Рассуждение имеет свою четкую структуру:

- тезис ( основная мысль)

- аргументы ( доказательства)

- вывод ( подтверждение основной мысли)

  1. Работа с интерактивной доской.

Задание: распредели признаки типов речи

  1. Закрепление понятий типов речи

Групповая работа в парах «Определите тип речи».

Нужно распределить распечатанные тексты по конвертам с названиями типов речи.

а) Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

(А. Толстой)

б) На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными

потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,

словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая

по небу искорки.

в) Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!


  1. Физкультминутка

Как известно, ни один праздник не обходится без веселой музыки и танцев. Я тоже предлагаю вам немного потанцевать. ( Танцуют все!)


  1. Развитие речи. Подготовка сочинения по данному началу. Работа в группах ( 1 ряд, 2 ряд , 3 ряд,)

Показать учащимся игрушку-собачку.Что это за игрушка?

- Какая это собачка?

- Какой текст получился из этих предложений? (описание).

- Давайте учиться создавать собственные тексты.Об одном и том же можно рассказывать по-разному.Попробуем придумать тексты по данному началу:

Мне на день рождения подарили собачку.

    1. Была она вот какая… (описание)

    2. Было это вот как… (повествование)

    3. Почему именно собачку? (рассуждение)

У кого получится хороший текст, можно поставить оценку в журнал. Зачитываем получившиеся тексты, комментируем, оцениваем.

  1. Итоги урока.

- что нового вы узнали на уроке?

- чему научились?

  1. Домашнее задание.

Сделать карточку — памятку « Типы речи»

  1. Рефлексия.

- каким было настроение на уроке?

- получилось ли создать праздничное настроение?

- было ли вам интересно?

- если «да» , то поставьте в нарисованную вазу цветок.


  1. Спасибо вам за урок, мне было интересно с вами работать. На празднике принято дарить подарки, и я хочу сделать вам подарок. Я хочу вам подарить радость и тепло своей души... вот он! (шары)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!