Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Типы речи»
Цели: познакомить учащихся с разными типами речи;
раскрыть особенности сочинения-рассуждения, сочинения-
повествования,
сочинения-описания;
формировать языковую компетентность;
воспитывать интерес к языку.
Ход урока.
1. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Давайте поделимся, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.
Приём педагогической техники «Моё лицо».ФОРМУЛА: обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками (лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное).
Словарная работа:
учитель: чтобы на ваших лицах появилась улыбка( осталась), я хочу вам показать..., а вы ответьте на вопрос « Что вы увидели?» одним словом.
ВИДЕО
ученики отвечают: праздник
учитель: это и будет словарным словом, запишем его в тетрадь, подберем однокоренные слова, расставим ударения, подчеркнем безударные гласные, выделим орфограмму «Непроизносимые согласные»
праздник
праздничный
празднично
праздный
Синтаксический разбор предложения
учитель: Ребята, без чего не обходится ни один праздник?
Ученики: без цветов, угощения, музыки, танцев, праздничного настроения...
Учитель: чтобы праздничное настроение не покидало нас во время урока, мы украсим наш класс красивой вазой...и запишем в тетрадь предложение для синтаксического разбора.
Праздничное настроение не покидало меня целый день.
Целеполагание
Учитель: о празднике можно рассказать по-разному:
- описать, какой он: яркий, интересный, веселый,...
- можно рассказать, какие события происходили во время праздника...
- или порассуждать, удался ли праздник и почему...В процессе нашей речи мы решаем разные задачи, и тексты получаются разные. Каждый из текстов имеет свое название: описание, рассуждение, повествование.
А зачем нам эти сведения?
Чему мы должны научиться?
Какова же будет цель нашего урока?
Ученики: познакомиться с разными типами речи; научиться правильно пользоваться типами речи.
Беседа, сопровождающаяся показом мультимедийной презентации.
- Какие типы речи вам известны?
- Чем они отличаются?
- Назовите признаки типов речи
Описание. Если память после прочтения текста «сфотографировала» картинку, зафиксировала образы, которые мы можем описать, значит этот тип речи – описание.
Повествование. Рассказ о каких –либо событиях в их временной последовательности.Мы можем мысленно «прокрутить кинопленку».
Рассуждение. Если автор размышляет, анализирует свои размышления, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит мы имеем дело с рассуждением.
Рассуждение имеет свою четкую структуру:
- тезис ( основная мысль)
- аргументы ( доказательства)
- вывод ( подтверждение основной мысли)
Работа с интерактивной доской.
Задание: распредели признаки типов речи
Закрепление понятий типов речи
Групповая работа в парах «Определите тип речи».
Нужно распределить распечатанные тексты по конвертам с названиями типов речи.
а) Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”
(А. Толстой)
б) На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными
потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,
словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая
по небу искорки.
в) Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Физкультминутка
Как известно, ни один праздник не обходится без веселой музыки и танцев. Я тоже предлагаю вам немного потанцевать. ( Танцуют все!)
Развитие речи. Подготовка сочинения по данному началу. Работа в группах ( 1 ряд, 2 ряд , 3 ряд,)
Показать учащимся игрушку-собачку.Что это за игрушка?
- Какая это собачка?
- Какой текст получился из этих предложений? (описание).
- Давайте учиться создавать собственные тексты.Об одном и том же можно рассказывать по-разному.Попробуем придумать тексты по данному началу:
Мне на день рождения подарили собачку.
Была она вот какая… (описание)
Было это вот как… (повествование)
Почему именно собачку? (рассуждение)
У кого получится хороший текст, можно поставить оценку в журнал. Зачитываем получившиеся тексты, комментируем, оцениваем.
Итоги урока.
- что нового вы узнали на уроке?
- чему научились?
Домашнее задание.
Сделать карточку — памятку « Типы речи»
Рефлексия.
- каким было настроение на уроке?
- получилось ли создать праздничное настроение?
- было ли вам интересно?
- если «да» , то поставьте в нарисованную вазу цветок.
Спасибо вам за урок, мне было интересно с вами работать. На празднике принято дарить подарки, и я хочу сделать вам подарок. Я хочу вам подарить радость и тепло своей души... вот он! (шары)