Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.
Ход урока
- Организационный момент
- Работа по теме урока
Знакомство с учебником
- Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
- Прочитайте обращение авторов учебника.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
- Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — звучит красиво.)
- Какие открытия поможет сделать учебник?
- Для чего нужно знать законы культуры речи?
- Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)
- Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.)
- Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)
- Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
- Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.
- На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь?)
Упр. 1 (с. 6).
- Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.)
Упр. 2 (с. 6).
- Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?
- Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или письменная?
Упр. 3 (с. 7).
- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
- Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.
- Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на с. 132.)
- Откройте и прочитайте памятку.
- Объясните значение выражения «до глубокой старости». (Очень старый.)
- Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно, крепко.)
- Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
- Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)
- Какие буквы выделены в этом предложении?
- Спишите, диктуя себе по слогам.
- Проверьте написанное. Оцените себя.
(Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровывает их.)
«!» - выполнил все правильно и аккуратно.
«+» - есть незначительные ошибки или исправления.
«—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.
- Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменной — записывали предложение, устной — отвечали на вопросы, речью про себя — размышляли.)
- Рефлексия
- Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.
- Слушаем ответ ученика.
- Мама читает сказку малышу.
- Обдумываем решение задачи.
- Пишем диктант.
- Читаем про себя.
- Поем песню.
(Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)
«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки.
«—» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.
- Подведение итогов урока
- Какие виды речи существуют?
- Какой речью чаще пользуетесь вы?
Домашнее задание
Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Какая бывает речь?"»
Дата_____________________
НАША РЕЧЬ
Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.
Ход урока
Организационный момент
Работа по теме урока
Знакомство с учебником
Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?
Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
Прочитайте обращение авторов учебника.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — звучит красиво.)
Какие открытия поможет сделать учебник?
Для чего нужно знать законы культуры речи?
Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)
Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.)
Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Работа по теме урока
Упр. 1 (с. 6).
Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.)
Упр. 2 (с. 6).
Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?
Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или письменная?
Упр. 3 (с. 7).
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.
Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на с. 132.)
Откройте и прочитайте памятку.
Объясните значение выражения «до глубокой старости». (Очень старый.)
Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно, крепко.)
Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)
Какие буквы выделены в этом предложении?
Спишите, диктуя себе по слогам.
Проверьте написанное. Оцените себя.
(Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровывает их.)
«!» - выполнил все правильно и аккуратно.
«+» - есть незначительные ошибки или исправления.
«—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.
Рефлексия
Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.
(Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)
«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки.
«—» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.