студентка Бойченко Д.В.
Ейск,2018 г.
- формировать понятие об имени существительном, его значении.
учить различать имя существительное как часть речи; учить соотносить вопросы кто? и что?; определить тематические группы;
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развитие речи, памяти, мышления, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный момент Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | СЛАЙД 1 - Прозвенел у нас звонок, начинаем наш урок! - Можете тихо сесть. - Пожелаем друг другу хорошего настроения и успеха. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (безымянный) И везде (мизинец) Здравствуй (всей ладонью) | Слушают, приветствуют учителя и друг друга. Выполняют упражнение «Поздороваемся ладошками». | |
2.Актуализация знания. Минутка чистописания. Проверка домашнего задания | - Прежде чем начать наш урок, предлагаю сначала записать дату и классную работу. Откройте тетради и запишите. СЛАЙД 2 - На слайде вы видите буквы. Назовите их. - Что вы знаете о букве Р? (Ч, Ь, Е) - Пропишите каллиграфически правильно эти буквы. - Составьте слово из данных букв? (Учитель открывает слово) - Верно, ребята, это слово речь. В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи. - А какие части речи вы знаете? - Проверим домашнее задание. Какими частями речи являются выделенные слова? Назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол. | Работают по предложенному учителем плану. Записывают дату и классную работу. Анализируют буквы. - Р, Ч, Ь, Е. - Р – согласная, имеет два звука твердый [р] и мягкий [р'], звонкая. - Ч – согласная, всегда мягкая, глухая - Ь – звуков не имеет, служит для обозначения мягкости согласных. - Е – гласная, состоит из двух звуков [й', э], в слове может быть ударной и безударной. - РЕЧЬ - Имя существительное, имя прилагательное глагол. - Сущ. – младенец, месяц, колыбель. Прил. – ясный. Гл. – смотрит. | |
3. Формулирование новой темы, постановка учебных задач. | СЛАЙД 3 - На слайде перед вами слова. Прочитайте их. Как вы думаете, какое слово будет лишним? Снег, карандаш, ученик, читать, собака, стул, доктор. - По какому признаку вы определили? - О какой части речи, мы сегодня будем с вами говорить? - Назовите тему урока? (Появление темы урока на доске) СЛАЙД 4 - Подумайте, а какую цель мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем её помощью опорных слов. На слайде: Узнать новое об… - Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают слова существительные, на какие группы их можно разделить; почему имя существительное имеет такое название. | Работают по предложенному учителем плану. Формулируют тему, учебные задачи. - Лишнее слово: читать. - Слово относится к части речи – глагол, а остальные слова имена существительные. - о имени существительном. - Имя существительное. - Узнать новое об имени существительном | |
4.Повторение пройденного материала. | - Ребята, а что мы уже с вами знаем об имени существительном? - Чтобы проверить, на сколько, вы умеете различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? мы выполним упражнение 74 на странице 44. Откройте учебники. - Назовите изображённые предметы. Поставьте вопрос к каждому слову. К какой части речи относятся данные слова? - Прочитайте письменную часть задания. Составьте план действий. - Кто поделится своим планом действий? - Приступайте к заданию. - Проверьте друг друга в парах. - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос КТО? (ЧТО?) - Молодцы, я вами довольна! | Работают по предложенному учителем плану. - Отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? Обозначает предмет и др. Отвечают на вопросы учителя. - По образцу сначала записать слова, которые отвечают на вопрос КТО? затем ЧТО? Упр. 74 (Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, снегирь. (Что?) яблоко, машина, ролик, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста. | |
5.Физкультминутка | СЛАЙД 5 - А сейчас немного отдохнём. Предлагаю выполнить физкультминутку. Встаньте возле своих парт, так чтобы друг другу не мешать. Имя существительное, Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно. Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга. | Выполняют физкультминутку. | |
6.Открытие нового знания. | - Ребята, сейчас вы поработаете в парах. У каждой пары на парте лежит листок со сказкой об имени существительном. Приложение 1. Внимательно прочитайте и найдите ответы на 2 вопроса: 1) Что могут обозначать слова существительные? 2) Почему имя существительное имеет такое название? Ответы подчеркните простым карандашом. Задание всем понятно? Приступайте к заданию. - Проверим выполненное задание. Что могут обозначать слова существительные? СЛАЙД 6 На слайде появляется схема: ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЛЮДИ и ЖИВОТНЫЕ ЧУВСТВА СОБЫТИЯ ПРЕДМЕТЫ и ВЕЩИ - Приведём примеры каждой группе. Назовите предметы и вещи, (явления природы, людей и животных, события, чувства). - Существительные могут обозначать и другие слова. Приведите свои примеры? -Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение всех слов существительных – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. Поэтому существительное обозначает предмет. - Почему имя существительное имеет такое название? - Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,- Обозначено словами. | Работают по предложенному учителем плану. Работают со сказкой, ищут ответы на вопросы. - Предметы и вещи, явления природы, людей и животных, события, чувства. - действия, качества людей, растения, инструменты, названия различных веществ и др. - Все слова существительные существуют на самом деле, их можно потрогать, почувствовать и увидеть. | |
7.Практическое применение знаний | - Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Помоги слову найти свой домик”. На доске перед вами домики. Каждый домик имеет своё название. Ниже вы видите слова, их необходимо поселить в свой домик. В порядке очереди, каждый из вас выйдет к доске, возьмёт одно слово определит его домик. Приложение 2. - Молодцы, ребята! Мы справились с заданием! | Играют в игру “Помоги слову найти свой домик” | |
8.Итог урока. Рефлексия. Диагностика достижения планируемых результатов. | - Подведём итог нашего урока. - О какой части речи мы сегодня с вами говорили? - Какую учебную задачи мы перед собой ставили в начале урока? - Достигли ли мы её? - На какие вопросы отвечает имя существительное? - Что обозначают имена существительные? На какие группы их можно классифицировать? - Почему имя существительное имеет такое название? - Продолжите одно из высказываний. СЛАЙД 8 - Сейчас мы проверим ваши знания и умения по теме урока, выполнив задание на карточках. - У каждого на парте лежит карточка с индивидуальным заданием. Вам необходимо, соотнести картинку с названием группы. Приложение 3. СЛАЙД 9 - Проверьте выполненное задание по ключу. Ключ на слайде. СЛАЙД 10 - Отодвиньте карточки на край стола | Работают по предложенному учителем плану. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют задание на карточке. Оценивают выполненное задание. Сегодня я узнал… Я научился… У меня получилось… Мне было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… | |
9.Домашнее задание | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - Найдите упражнение в учебнике. Прочитайте задание. Есть ли вопросы по упражнению? - Урок окончен. Можете быть свободны. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | |