СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме " Местоимение: обобщение и повторение изученного".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого  урока русского языка в 6А классе

Тема: «Местоимение: обобщение и повторение изученного»

Учитель: Тяпкина Олеся Викторовна

Тип урока: обобщающий

Цель урока: обобщение  и систематизация  знаний обучающихся о  местоимении как части речи; знании грамматических признаков местоимений, его синтаксической  роли в предложении.

Задачи урока:

1) Предметные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»;
  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»;
  • расширить словарного запаса  обучающихся при выполнении заданий.
  • совершенствовать устную речь обучающихся
  1. Метапредметные:
  • развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • развивать умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в предметную схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

 

Оборудование: учебник, рабочая карта урока, раздаточный материал

 Планируемые результаты: обучающиеся научатся отличать местоимения разных разрядов; практически отработают и закрепят полученные ранее знания по теме «Местоимение»

 

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть
  • Постановка проблемы урока. Формулирование  темы урока, планирование деятельности – 5 мин.
  • Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
  • Построение проекта – 5 мин.
  • Физкультминутка – 2 мин.
  • Закрепительно-тренировочные упражнения – 14 мин.
  • Самостоятельная работа-5 мин
  1. Заключительная часть
  • Рефлексия. Самооценка – 4 мин.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Организацион-

ный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Давайте поприветствуем наших гостей.

 

-Присаживайтесь. Оформите записи в рабочей карте урока.

 

Определим настроение, с которым вы пришли на сегодняшний урок. Поработайте

цветными карандашами

Психологический настрой обучающихся на урок.

 

 

 

 

Записывают дату урока, ФИ

 

Раскрашивают карандашами один из смайлов  в рабочей карте урока в соответствии со своим настроением ( желтый-хорошее настроение, красный- неспокойное, плохое, синий- нейтральное  

Личностные УУД:

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим.
  3. Эмоциональный настрой на урок.
  1. Формулирование темы урока, планирование деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Актуализация знаний.

 Приём «мозгового штурма».

 

 

-Прослушайте стихотворение, Догадайтесь, о чем идет речь.

Читает стихотворение о местоимении

Ты  Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою, Свести очей с неё нет силы; Я говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» А.С.Пушкин

 

-О чем мы будем сегодня говорить?

 

-Какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

 

 

 

- Предлагаю вам заполнить кластер, вспомнив теоретические знания о местоимении.

 (учитель переворачивает часть кластера надписью вверх, если дети правильно называют сведения о местоимении. В итоге на доске появляется кластер, по которому можно рассказать подготовленное дома правило о местоимении как части речи)

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

- О местоимении.

 

 

Записывают тему в рабочую карту  урока

 

-Повторить и обобщить изученное о местоимении

 

 

 

Вспоминают теоретические знания, заполняют кластер о местоимении как части речи

 

 

По окончании заполнения

рассказывают правило о местоимении как части речи

 

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе прослушанного;

2. Формулировать тему урока, цель урока.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

2.Владеть монологической и диалогической речью.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

 

- А теперь посмотрите на доску.

Здесь есть часть кластера, отличающаяся от других. Что  на ней написано?

-С разрядами местоимений связано ваше следующее задание

 

Отвечают на вопрос:

- Делятся на разряды

 

 

 

 

 

4)Построение проекта на основе предметной схемы.

Работа в группе

 

 

 

 

-Ребята, на вашем столе лежит несколько геометрических фигур.

Постройте, пожалуйста, предметную схему о разрядах  местоимений. Разместите местоимения на схеме. Приготовьтесь защищать свой проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

- Ребята, вы смогли распределить  местоимения по разрядам.

 Давайте проверим, насколько вы были правы

Работают в группе

Проектируют и строят предметную схему(дом) на основе геометрических фигур. Защищают свой проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с теорией учебника.

Читают правила на стр.62 и отвечают на вопросы.

 

 

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

5)Физкультминутка.

 

 

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Игра «Найди пару»

( детям предлагаются местоимения парами : И.П.+ местоимение в косвен. падеже)

Двигаются по классу, с рабочей картой в руке, объединяются в пары. Пара садится за любой стол

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6)Тренировочно-закрепительные  упражнения

Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание1: Подчеркните в тексте  все известные вам местоимения. Определите их морфологические признаки.   

 

 

 

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».                                          А.Хайт

(ответ:евонный – его, ихние – их, ейные – её)

 

Задание 3. Устная работа

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определите их разряд.

Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.

(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

Работают с текстом.                                                                            Ночь в Салдаме – осенняя, еще не холодная ночка. Каждая звездочка в небе видна мне – яркая светлая точка. Хотите,  я все их пересчитаю, все назову, до одной! Только под– и

Оценивают работу товарища.

(ставят оценки)

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение выразительно, находят ошибки и

записывают правильные формы употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают выражения, выбирают подходящие по смыслу фразеологизмы. Объясняют их значение.

Называют разряд местоимений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, 2.Анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

 

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,

2.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практике;

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практике;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, 2.Анализировать, сравнивать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

-  Выполните работу в вашей  карточке с заданием. Подчеркните нужную букву пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Самопроверка.

 

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни)чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя 

(пре, при) небрегать  (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Самостоятельно работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия (слайд 18).

- А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

 

-Дополните предложение:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

 

- Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

- Повторить сведения о местоимении и его разрядах.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» рабочей карты  и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание 

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

 

  1. Домашнее задание (слайд 19,20)

- Домашнее задание: составить сканворд по теме «Местоимение»

Записывают домашнее задание.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме " Местоимение: обобщение и повторение изученного".»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6А классе

Тема: «Местоимение: обобщение и повторение изученного»

Учитель: Тяпкина Олеся Викторовна

Тип урока: обобщающий

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о местоимении как части речи; знании грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении.

Задачи урока:

1) Предметные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»;

  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»;

  • расширить словарного запаса обучающихся при выполнении заданий.

  • совершенствовать устную речь обучающихся

  1. Метапредметные:

  • развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

  • развивать умение грамотно и связно излагать свои мысли;

  • извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в предметную схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

  1. Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.



Оборудование: учебник, рабочая карта урока, раздаточный материал

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отличать местоимения разных разрядов; практически отработают и закрепят полученные ранее знания по теме «Местоимение»



План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Основная часть

  • Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности – 5 мин.

  • Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.

  • Построение проекта – 5 мин.

  • Физкультминутка – 2 мин.

  • Закрепительно-тренировочные упражнения – 14 мин.

  • Самостоятельная работа-5 мин

  1. Заключительная часть

  • Рефлексия. Самооценка – 4 мин.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Организацион-

ный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Давайте поприветствуем наших гостей.


-Присаживайтесь. Оформите записи в рабочей карте урока.


Определим настроение, с которым вы пришли на сегодняшний урок. Поработайте

цветными карандашами

Психологический настрой обучающихся на урок.





Записывают дату урока, ФИ


Раскрашивают карандашами один из смайлов в рабочей карте урока в соответствии со своим настроением ( желтый-хорошее настроение, красный- неспокойное, плохое, синий- нейтральное

Личностные УУД:

  1. Внимание.

  2. Уважение к окружающим.

  3. Эмоциональный настрой на урок.

  1. Формулирование темы урока, планирование деятельности

















3)Актуализация знаний.

Приём «мозгового штурма».



-Прослушайте стихотворение, Догадайтесь, о чем идет речь.

Читает стихотворение о местоимении

Ты 
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин



-О чем мы будем сегодня говорить?



-Какова цель нашего сегодняшнего урока?





- Предлагаю вам заполнить кластер, вспомнив теоретические знания о местоимении.

(учитель переворачивает часть кластера надписью вверх, если дети правильно называют сведения о местоимении. В итоге на доске появляется кластер, по которому можно рассказать подготовленное дома правило о местоимении как части речи)



Слушают стихотворение









Отвечают на вопросы.

- О местоимении.



Записывают тему в рабочую карту урока



-Повторить и обобщить изученное о местоимении







Вспоминают теоретические знания, заполняют кластер о местоимении как части речи



По окончании заполнения

рассказывают правило о местоимении как части речи


Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе прослушанного;

2. Формулировать тему урока, цель урока.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

2.Владеть монологической и диалогической речью.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль







Коммуникативные УУД:

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного


- А теперь посмотрите на доску.

Здесь есть часть кластера, отличающаяся от других. Что на ней написано?

-С разрядами местоимений связано ваше следующее задание


Отвечают на вопрос:

- Делятся на разряды






4)Построение проекта на основе предметной схемы.

Работа в группе





-Ребята, на вашем столе лежит несколько геометрических фигур.

Постройте, пожалуйста, предметную схему о разрядах местоимений. Разместите местоимения на схеме. Приготовьтесь защищать свой проект.











Работа с учебником.

- Ребята, вы смогли распределить местоимения по разрядам.

Давайте проверим, насколько вы были правы

Работают в группе

Проектируют и строят предметную схему(дом) на основе геометрических фигур. Защищают свой проект.














Работают с теорией учебника.

Читают правила на стр.62 и отвечают на вопросы.



Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

5)Физкультминутка.



- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Игра «Найди пару»

( детям предлагаются местоимения парами : И.П.+ местоимение в косвен. падеже)

Двигаются по классу, с рабочей картой в руке, объединяются в пары. Пара садится за любой стол

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6)Тренировочно-закрепительные упражнения

Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание1: Подчеркните в тексте все известные вам местоимения. Определите их морфологические признаки.








Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(ответ:евонный – его, ихние – их, ейные – её)


Задание 3. Устная работа

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определите их разряд.


Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.


(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

Работают с текстом. Ночь в Салдаме – осенняя, еще не холодная ночка. Каждая звездочка в небе видна мне – яркая светлая точка. Хотите, я все их пересчитаю, все назову, до одной! Только под– и

Оценивают работу товарища.

(ставят оценки)







Читают стихотворение выразительно, находят ошибки и

записывают правильные формы употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях.



















Читают выражения, выбирают подходящие по смыслу фразеологизмы. Объясняют их значение.

Называют разряд местоимений.


















Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, 2.Анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.


Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,

2.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практике;

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практике;














Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, 2.Анализировать, сравнивать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

- Выполните работу в вашей карточке с заданием. Подчеркните нужную букву пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Самопроверка.


Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни)чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя

(пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Самостоятельно работают.

















Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия (слайд 18).

- А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?


-Дополните предложение:

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Какие трудности встретились?

  • Своей работой на уроке я …


- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

- Повторить сведения о местоимении и его разрядах.




Отвечают на вопросы.







Оценивают свою работу в «Оценочных листах» рабочей карты и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;


  1. Домашнее задание (слайд 19,20)

- Домашнее задание: составить сканворд по теме «Местоимение»

Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!