Приложение 13
КОНСПЕКТ УРОКА В 9Б КЛАССЕ
Тема: «Виды алгоритмов: линейный алгоритм».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
Обучающая: Создание условий для формирования навыка создания линейных алгоритмов для решения задач.
Воспитательная: Создать условия для формирования информационной культуры, привитие интереса к изучаемому разделу и информатике в целом, воспитание общеинтеллектуальных навыков.
Развивающая: Способствовать развитию компонентов алгоритмического мышления, а так же усидчивости, внимательности и памяти.
Структура урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Совершенствование и проверка знаний.
А) Проверка выполнения домашнего задания.
Б) Решение задач.
В) Работа с векторными фигурами в текстовом процессоре с целью создания блок-схем.
3. Домашнее задание.
Выставление поурочного балла.
Окончание урока.
Конспект урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Добрый день! Проверяем общую готовность к уроку.
На прошлом уроке мы изучили понятие, свойства, исполнителей алгоритма, а так же способы записи и виды алгоритмов. Посмотрим в тетрадь, мы закончили на изучении первого вида алгоритмов: линейном алгоритме, мы рассмотрели его структуру и использование для решения задач. Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы закрепить знания о линейном алгоритме и научиться его составлять, так как на следующем уроке мы перейдем к изучению следующего вида алгоритмов.
2
. Совершенствование и проверка знаний.
Сейчас я посмотрю, как вы справились с домашней задачей, вы должны были заполнить пустые блоки в линейном алгоритме.
(1 человек решает задачу у доски). Отлично, давайте продолжим нашу работу. Сейчас мы должны проверить, как будет работать наш алгоритм, для этого необходимо составить таблицу трассировки. Ее первый столбец – номер действия, дальше перечисляются все аргументы, результаты и лишь затем промежуточные действия (Выполнение таблицы трассировки с аргументами 3 и 5 соответственно) [Использование второй части четвертого методического приема для развития алгоритмического мышления: проверка алгоритма и его исполнение самим учащимся. Этот прием способствовал активизации основного специфического свойства алгоритмического мышления – дискретности, так как таблица трассировки требует строгого пошагового выполнения. Прием так же способствовал воздействию на пятый компонент изучаемого нами стиля мышления: способность реализации процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить].
Решим следующую задачу, запишите ее условие в тетрадь:
С
оставим алгоритм ее решения на естественном языке (Алгоритм появляется по частям в ходе выполнения задания).
Теперь мы должны полученный алгоритм оформить в виде блок-схемы (Линейный алгоритм появляется по частям в ходе выполнения задания). [Использован второй методический прием для активизации и развития второго и четвертого компонента алгоритмического мышления].
Т
еперь составим таблицу трассировки этого алгоритма (1 ученик у доски, остальные самостоятельно в тетради). [Использована вторая часть четвертого методического приема для развития алгоритмического мышления: проверка и исполнение алгоритма самим учащимся. Воздействие направлено на развитие пятого компонента].
Перейдем к решению следующей задачи:
На доске вы видите линейный алгоритм, но действия в нем перепутаны. Необходимо расставить их в нужном порядке. (Верный алгоритм появляется в конце, ученики осуществляют самоконтроль). [Использован второй прием развития алгоритмического мышления: поиск и исправление синтаксических и семантических ошибок в алгоритме. Он направлен на воздействие на четвертый компонент: навык упорядочения операций и построения модели процесса решения задачи].
Теперь вы должны составить таблицу трассировки (1 человек у доски).
Т
еперь перед вами другая задача (4). На доске линейный алгоритм, который содержит ошибки. Исправьте его так, чтобы он выполнял поставленную задачу. [Используется вторая часть четвертого методического приема: проверка и исполнение алгоритма самим учащимся. Воздействие направлено на пятый компонент алгоритмического мышления: способность реализации процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить].
Ошибки:
Неверный вывод.
Нет квадратов.
(
Учащиеся в парах составляют верный алгоритм. После выполнения задания появляется правильный алгоритм для самопроверки учеников, учитель отвечает на возникшие вопросы).
Составьте в тетради таблицу трассировки для верного алгоритма с аргументами: 1 вариант: 4 и -2. 2 вариант: 3 и 2.
[Использован второй и четвертый методические приемы, способствующие развитию алгоритмического мышления: поиск и исправление синтаксических и семантических ошибок в алгоритме и запись алгоритма, исполнение и проверка самим учащимся. Использование этих приемов при решении этой задачи способствует воздействию на второй, четвертый, п
ятый и шестой компоненты алгоритмического мышления.].
Теперь поработаем за компьютерами. Перед вами на доске блок-схема.
Задания:
Определить, что выполняет данный алгоритм.
Нарисовать блок-схему в текстовом процессоре MS Word, используя векторные графические примитивы.
Домашнее задание: составить таблицу трассировки для линейного алгоритма из практической работы. (Аргументы – c,d, результат - R, промежуточные переменные - cc, dd, sum). [Используется вторая часть четвертого методического приема: проверка и исполнение алгоритма самим учащимся].
Выставление поурочного балла.
Окончание урока.