Приложение 16
КОНСПЕКТ УРОКА В 9Б КЛАССЕ
Тема: «Виды алгоритмов: цикл с предусловием».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
Обучающая: Создание условий для формирования навыка создания разветвляющихся алгоритмов для решения задач и использование циклических алгоритмов с предусловием.
Воспитательная: Создать условия для формирования информационной культуры, привитие интереса к изучаемому разделу и информатике в целом, воспитание общеинтеллектуальных навыков, умения работать индивидуально и в коллективе.
Развивающая: Способствовать развитию компонентов алгоритмического мышления, а так же усидчивости, внимательности и памяти.
Структура урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Совершенствование и проверка знаний.
3. Домашнее задание.
Выставление поурочного балла.
Окончание урока.
Конспект
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Добрый день! На прошлом уроке мы изучили цикл с предусловием. Сегодня закрепляем этот материал.
2. Совершенствование и проверка знаний.
Поднимите руку те, кто справился с домашним заданием. Остальные ученики, скажите, что вызвало трудности?
(1 ученик пишет решение на доске, остальные проверяют его и поправляют).
Молодцы, теперь посмотрим следующую задачу: с клавиатуры вводится последовательность чисел, оканчивающаяся нулем. Необходимо найти сумму чисел, попадающих в интервал [-3,5]. Эта задача похожа на ту, что мы решали на прошлом уроке. (3 учащихся выходят последовательно к доске и записывают циклический алгоритм с предусловием по частям).
да нет
нет
да
[Использован третий и четвертый методические приемы, действие которых направлено на развитие второго и четвертого компонентов алгоритмического мышления ].
Теперь выполните следующее задание: вы должны заполнить пустые блоки в данном циклическом алгоритме с предусловием.
(Когда большинство учащихся справились с заданием – один ученик пишет решение на доске).
[Эта задача является вариацией классических задач с интервалами на циклический алгоритм, то есть нами был использован третий методический прием. Используется часть четвертого приема, которая воздействует на второй компонент алгоритмического мышления].
Следующую задачу мы решим вместе. Запишите в тетрадь ее условие:
Пусть s – масса груза в грузовике, x – масса товара. Перед началом цикла мы должны ввести массу груза, который уже находится в грузовике, так как нам известно, что грузовик может быть не пустым. Затем целесообразно проверить, возможно, он уже перегружен? Если грузовик не перегружен, вводим массу груза и складываем ее в грузовик. Теперь нужно проверить снова, не перегружен ли грузовик, так как может случиться так, что после того, как мы положили товар, грузовик не сможет сдвинуться с места. Для того, чтобы грузовик уехал нужно вынуть товар в случае перегрузки. Теперь соберем этот алгоритм в единое целое (по мере объяснения появляются блоки циклического алгоритма с предусловием).
[Использован четвертый методический прием, действие которого направлено на развитие второго и четвертого компонентов алгоритмического мышления ].
Теперь самостоятельно выполните таблицу трассировки в тетрадях для циклического алгоритма с предусловием, который вы видите на доске (учитель контролирует самостоятельность выполнения и правильность ответов).
[Использована часть четвертого методического приема, действие которого направлено на развитие пятого компонента алгоритмического мышления].
Мы решили уже много заданий на работу с циклическим алгоритмом с предусловием и подошли к самостоятельной работе.
Вариант 1. Задача: Составьте алгоритм в виде блок-схемы для нахождения s=1+2+3+4+…+100.
Вариант 2. Задача: Составьте алгоритм в виде блок-схемы для нахождения p=1*1/2*1/3*…*1/13.
При решении задачи обратите внимание, что есть число, которое постоянно увеличивается на единицу. Из последнего числа в выражении можно вывести условие выполнения цикла.
(Учащиеся выполняют задание самостоятельной работы, учитель консультирует их, следит за самостоятельностью выполнения и поддержанием дисциплины). [Это требует проявления второго и четвертого компонентов алгоритмического мышления, над которыми мы активно работали в течение двух уроков].
3. Домашнее задание. Задача: С клавиатуры вводится последовательность чисел, заканчивающаяся нулем. Найти номер первого вхождения числа а, значение которого вводится с клавиатуры. Если такого числа нет, то вывести нуль. Для проверки составьте таблицу трассировки получившегося циклического алгоритма с предусловием. [Учащиеся должны проявить наличие второго, четвертого, пятого и шестого компонентов алгоритмического мышления].
4. Выставление поурочного балла.
5. Окончание урока.