`Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ
Тема: Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом»
У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Оборудование:
Интерактивная доска,презентация,отрывок из мультфильма.
Организационный момент.
Здравствуйте ,ребята ,меня зовут ВА.И сегодня урок литературы проведу у вас я.
Итак, чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока давайте посмотрим мультфильм.
1.Прогнозирование названия раздела.
Просмотр отрывка из мультфильма.ПесняБ.Заходера «Песенка о всех на свете»
– Как бы вы его озаглавили эту песенку?
Эта «Песенка о всех на свете» звучит в мультфильме «О всех на свете», герои которого – Ягнёнок, щенок Чмок, маленький Котёнок.
– Почему мы начали урок с этого мультфильма? Как вы думаете, о чём будут произведения следующего раздела?
– Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие строчки из сказки могли бы стать эпиграфом этого раздела? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)
2. Введение в раздел. (слайд 1 )
– О каких животных мы будем читать? Как догадались? (По иллюстрациям.)
– Какие произведения о домашних животных вы уже читали? (Ю. Коваль «Дик и черника», С. Михалков «Щенок», Е. Чарушин «Томкины сны».) Что предстоит прочесть? (Чтение «Содержания», с. 207.)
3. Беседа об авторе.
Каким вы представляете автора стихотворения Валентина Берестова? (Слайд 2)
Да, он очень любил животных.
Читая стихи В. Берестова, мы видим его разным. Перед нами то ироничный собеседник, то добрый сказочник, то озорной выдумщик.
– Как вы думаете, почему это стихотворение открывает раздел? (Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у читателя, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.)
В этом разделе мы прочитаем разные произведения: и серьёзные, и
весёлые, но все они будут очень интересные!
4. Чтение стихотворения В. Берестова «Прощание с другом»
1. Работа с текстом до чтения. .(слайд 3)
– Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию.
– О каком друге мы узнаем из стихотворения?
– Какие это стихи: весёлые или грустные? (Предположения детей.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читают дети по желанию по 1 четверостишию).
– Подтвердились ли наши предположения о герое, настроении?
5.Обобщающая беседа.
-Чьими глазами мы видим жизнь друзей («замечательно жили»)?
-Сердится ли герой стихотворения на своего друга-ежа?
-Как понимаете последнюю строчку стихотворения? (Как бы хорошо ни жилось ежу в доме героя, он был в неволе. Теперь по-настоящему свободным спешит в родной лес.)
-Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не «Прощание с ежом»?
Физкультминутка
1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».
1. Работа с текстом до чтения. (слайд 4)
Итак, а теперь посмотрим на стр.71
Работа с заглавием и иллюстрацией.
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)
– Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.(слайд 5)
Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году.Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов
– Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.)
2. Работа с текстом во время чтения.
А теперь давайте прочтем этот рассказ.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.
Проверка первичного восприятия
Слайд 6. – Барин, хотите вы взять медвежонка? – предлагал мне мой кучер Андрей. (Судя по словам «барин» (обращение к богатому, знатному человеку), «кучер» (человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени написания рассказа, действие происходит где-то в конце XIX – самом начале XX века.)
Часть 2 дети читают вслух.(кто захочет)
Вопросы после чтения: Слайд 7
– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
– А Медведко приживётся в доме?
Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель.
По ходу чтения нужно пояснить слово ларь – большой деревянный ящик для муки.Слайд 8
Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?
Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.(слайд 9)
2. Выявление первичного восприятия.
– Вам понравился Медведко?
– В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?
3. Обобщающая беседа.
Посмотрите на слайд. это слова, которыми называют медвежонка .Слайд 10
(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)
– Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.
б) – Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?(слайд 11)
в) – В чём он раскаивается?
г) – Прочитайте формулировку на слайде.Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?
Итог урока. – Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Оценить учеников