СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по творчеству Д.С. Лихачева "Уроки доброты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Академик  Д.С.Лихачёв подчёркивал: СОВЕСТЬ – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, подобно тому как личная память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Память и есть основа совести и нравственности… 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по творчеству Д.С. Лихачева "Уроки доброты"»

1.Введение.

«Великий дар - творить добро».

Добро существует там,

где его постоянно творят.

В.Гжещик

Академик Д.С.Лихачёв подчёркивал: СОВЕСТЬ – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому как личная память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

Память – основа совести и нравственности… Сам Дмитрий Сергеевич стал нашей совестью. Изучая его книги и статьи, я отмечаю, как он современен, как необходимо сё чаще и чаще сверять свою жизнь и поступки по его заповедям человечности. Вот некоторые из них:

  1. Люби людей – и ближних, и дальних.

  2. Твори добро, не видя в этом заслуги.

  3. Люби мир в себе, а не себя в мире.

  4. Твори по силам – дело не в маштабе.

  5. Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир.

  6. Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.

  7. Не помни зла и злого пожалей.

  8. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешь себя.

  9. Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого.

10) Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь:до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое.

Читая эти заповеди, а так же книги и статьи Д.С.Лихачёва – «Россия во мгле: оптимизм или отчаяние?», «Раздумья о России», «Письма о добром и прекрасном», «Русская культура», «Земля родная» - невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах занимает тема воли человека как проводника доброты. Практически каждая его книга, каждая статья – это непосредственный урок мудрого НАСТАВНИКА – УЧИТЕЛЯ, рассуждения Д.С.Лихачёва о добре тесным образом связаны непосредственно с его жизненными принципами, научными вкладками.

Изучая произведения Дмитрия Сергеевича Лихачёва, каждый найдёт для себя в них много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый моет найти самого себя, обрести смысл своей жизни. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда кругом торжествовало зло. Верил сам и завещал эту веру потомкам. Вот почему мне хочется идти по этому пути: я должна совершить благое дело - вспомнить жизненный подвиг учителе моей школы, чья жизнь выпала на суровые революционные и военные годы.

2.Основная часть.

«Я верю в волю человеку». «Память – наше богатство».

Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, т.е. наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым целиком в будущем на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и возможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение) , поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.

Д.С. Лихачёв писал, что необходимо хранить память: «Беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – это наше богатство».

Память – это история. Нет памяти – нет истории. Но историю создают люди. Таких людей немало в моём родном городе. Судьба каждого из них – это история родного города, области и даже страны. Мы должны помнить наших земляков, кто свою жизнь посвятил людям. Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас. По Лихачёву, «память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, человеческого». Как смятая бумага оставляет складки , так жизнь сякого порядочного человека должна состоять из этих складок.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а в будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память – это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Ч.Т.Айтматов по этому поводу заметил: «Человек не умирает до тех пор, пока живёт памятью о нём». В своей работе я буду вспоминать лучших людей моего города, чьи добрые дела до сих пор живут в сердцах моих земляков. Память о них жива, а значит, и эти люди: Ашихмина Лариса Александровна, Мурашова Анна Андреевна, Обернибесова Антонина Михайловна и многих другие будут всегда рядом с нами.

Давно отгремела Великая Отечественная война. В этом году мы отпразднуем 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны, но и жизненном подвиге тех поколений мы не прекращаем говорить. Их мужеству восхищаемся, их добрыми поступками гордимся.

В годы Великой Отечественной войны люди были боры друг к другу, делились последним куском хлеба, брали к себе сирот – всё это помогало спасти жизни многих людей. В нашем городе жители приютили детей, эвакуированных из детских домов Ленинграда и Карелии. Но как бы тяжело е приходилось местным жителям, они всегда делились чем-нибудь съестным с ребятишками – всем миром наваливались на военную беду и справлялись.

Встретила детей Анна Андреевна Мурашова, директор детского дома, небольшого росточка, вежливая. Определила она всех в комнаты, где ещё не было кроватей, а на полу были выстланы в ряд матрацы и подушки, набитые соломой – жители подготовили. А ещё они обеспечили детский дом лошадью, дали корову, коз, свиней. В подсобном хозяйстве развели большой огород, где выращивали овощи: морковь, капусту, лук и другое. На нескольких гектарах пашни сеяли овёс, сажали картофель. Сотрудники детского дома обеспечивали ребятишек самыми необходимыми продуктами: молоком, мясом, овощами. Если б не эта людская доброта – ни за что бы ни выжить ребятишкам в нашем суровом крае.

А сколько они всем коллективом за военные зимы дров перепилили, лишь бы детишкам было тепло и уютно. Немало было трудностей с заготовкой дров. Организации, которая могла бы обеспечить детский дом дровами, не было. Пока дети были малы, временно принимались на работу лесорубы для работы в лесосеке, а также для вывозки дров. Об этом свидетельствует приказ №24 по Нижнетуринскому детскому дому №1от 13.11.45г: «Прибывшие из колхоза «Смычка» колхозники Попов Виктор и Нечаев Николай на вывозку дров для детского дома зачисляются в качестве коновозчиков с 13.11.45 г. При норме вывозки на день 4 куб.метра на одну лошадь. Рабочий день с 8 часов до 5 часов вечера с часовым перерывом днём на обед и кормёжку лошадей». Директор А.Мурашова.

В военные и первые послевоенные годы жилось всем очень трудно материально. Много детей осталось в нашем городе – не за всеми приезжали родители и родственники – стали сиротами. Каждый грамм – на все золота. Хлеб был по карточкам, на одного ребёнка полагалось 250г. на день, на служащего – 400г. Получала продукты на всех детей и сотрудников Антонина Михайловна Обернибесова. Встанет она, бывало, раным-рано и айда пешком на прииск. К ночи вернётся: ни страху, ни усталости – детям нужно!

Антонина Михайловна Обернибесова и Екатерина Петровна Моксунова были воспитателями в детском доме. Шёл 1943 год…Всех мальчишек с выпускного бала они провожали на фронт – многих оказалось навсегда.

Проводив на войну одноклассников, братьев и отцов, все хозяйственные хлопоты по содержанию детских домов девушки и женщины взяли на себя. От усталости спасала крепкая дружба, память о тех, кто сражался на передовой и детишки.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, отвечая на вопрос: «В чём самая главная цель жизни?», утверждал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас мире и следовать путём добра: он испытан, он верен, он полезен. Доброта, в понимании Д.С.Лихачёва, - это прежде всего, отсутствие эгоизма – во всём, в любых мелочах, и забота о другом человеке. Забота о ЧЕЛОВЕКЕ!

Екатерина Петровна Моксунова, чудом пережившая в двухлетнем возрасте переселение с теплого Селигера Тверской губернии в наш суровый уральский край (её семью репрессировали в тридцатые годы прошлого столетия), в первый год пребывания здесь осталась сиротой. Он, как никто другой, понимала горе ребятишек, осталась с малышами, не уехала после окончания школы. Да и уехать она никуда не могла – документы ей не выдавали как ребёнку репрессированных родителей. Никаких наград она не заслуживала – НЕ ПОЛОЖЕНО! Наградой ей были слова благодарности всех её учеников и их родителей, потому что большой любовью светились её глаза, очень ласковые руки и доброе сердце были у этого человека.

Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачёв остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и прочее, замечает учёный, нужно прежде всего…ездить на велосипеде! Навык добра приобретается из соприкосновения с ДОБРЫМ и ПРЕКРАСНЫМ, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».