СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почвы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почвы России". На уроке проводится исследование состава почвы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почвы России"»

Тема урока: «Почвы России».

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная :воспитывать интерес к предмету, природе.

УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.



Ход урока:

I. Орг.момент

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а исследователями.

Как выдумаете, чем занимаются исследователи?

Хотите выступить в роли исследователей? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.

В нашу лабораторию пришла посылка.

 (слайд 1).

- Вам интересно узнать, что в ней находится? Тогда открываем.

 (слайд 2).

Поступила просьба изучить данный материал. Как вы считаете, что это?


Есть на Земле чудесная кладовая.

Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать вёдер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.

Сказка это или не сказка?

Это не сказка.

Чудесная кладовая есть на самом деле, и называется она...

Правильно, Земля.

У слова Земля несколько значений. Одно из них - «почва».
Что же будет объектом нашего изучения? (правильно, почва)

(слайд)

III. Объяснение нового материала.

Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план работы.

- Согласны?

- С чего начнём?

- Что бы вы хотели узнать о почве?

(Выслушав вас,  мы запишем следующий план)

План работы:

  1. Что такое почва

  2. Свойство почвы

  3. Состав почвы

  4. Охрана почв

Приступим к работе, следуя составленному плану, и отчёт запишем в таблицу.

- Что же такое почва? (ответы детей)

- Для полного определения почвы, обратимся к толковому словарю (дети делают запись в таблицу)


Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

(плодородием)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Найдём значение этого слова в толковом словаре. (записать в таблицу)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, а результат запишите в таблицу.

Практическая работа

 Опыт 1. Работа с салфеткой.

Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного земли и сильно сожмем. Стряхните почву в латок.  

- Что осталось на салфетке?  (влажное пятно)

Вывод: в почве есть вода


 Опыт 2. Работа с лупой

Через лупу рассмотрим почву.

- Какие частицы вы увидели?

( песок, глину, остатки листьев, корешки, частицы насекомых).

- Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?

 (Это перегной)

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.


 Опыт 3. Работа с водой.

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

-Что вы видите? (из почвы идут пузырьки)

-Какой вывод можно сделать? (в почве есть воздух)


Размешаем почву палочкой.

- Что произошло? (вода стала мутной)

- Что вы видите на дне? ( песок, глину)

- Это еще раз подтверждает, что в состав земли входит…(песок, глина)


 Опыт 4.Нагревание почвы

1.Нагревание почвы.

-Что наблюдаем? (над почвой появился дым, чувствуется неприятный запах)

- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых)

Вывод: Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных – гумус.


2.Нагреем воду, в которой находится почва. Несколько капель поместим в пробирку и нагреем.  Что наблюдается?  ( Белый налёт)

Это соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве.


А теперь составим схему «состав почвы»( слайд)


IV. Физминутка


Итак, продолжаем работу.

- Ребята, как вы думаете, все ли почвы одинаковые?

- чем они различаются?( слайд)


Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.


Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20  см, за 5-6 тысяч лет.

-  О чем это говорит? (Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение)


-  Что должен делать человек по охране почвы?(снегозадержание, ядохимикаты, сажать лесные полосы ) 


V. Рефлексия

 

Ребята, наша работа в научной лаборатории подошла к концу.

Подведем итоги. Продолжите фразы.

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…      

- Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке?...

VI. Итог урока. Д/з: с. 37-39









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!