Тема урока: «Почвы России».
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.
Воспитательная :воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Ход урока:
I. Орг.момент
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а исследователями.
Как выдумаете, чем занимаются исследователи?
Хотите выступить в роли исследователей? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.
В нашу лабораторию пришла посылка.
(слайд 1).
- Вам интересно узнать, что в ней находится? Тогда открываем.
(слайд 2).
Поступила просьба изучить данный материал. Как вы считаете, что это?
Есть на Земле чудесная кладовая.
Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать вёдер.
Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.
Сказка это или не сказка?
Это не сказка.
Чудесная кладовая есть на самом деле, и называется она...
Правильно, Земля.
У слова Земля несколько значений. Одно из них - «почва».
Что же будет объектом нашего изучения? (правильно, почва)
(слайд)
III. Объяснение нового материала.
Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план работы.
- Согласны?
- С чего начнём?
- Что бы вы хотели узнать о почве?
(Выслушав вас, мы запишем следующий план)
План работы:
Что такое почва
Свойство почвы
Состав почвы
Охрана почв
Приступим к работе, следуя составленному плану, и отчёт запишем в таблицу.
- Что же такое почва? (ответы детей)
- Для полного определения почвы, обратимся к толковому словарю (дети делают запись в таблицу)
Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
(плодородием)
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Найдём значение этого слова в толковом словаре. (записать в таблицу)
- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?
Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, а результат запишите в таблицу.
Практическая работа
Опыт 1. Работа с салфеткой.
Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного земли и сильно сожмем. Стряхните почву в латок.
- Что осталось на салфетке? (влажное пятно)
Вывод: в почве есть вода
Опыт 2. Работа с лупой
Через лупу рассмотрим почву.
- Какие частицы вы увидели?
( песок, глину, остатки листьев, корешки, частицы насекомых).
- Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?
(Это перегной)
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
Опыт 3. Работа с водой.
Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.
-Что вы видите? (из почвы идут пузырьки)
-Какой вывод можно сделать? (в почве есть воздух)
Размешаем почву палочкой.
- Что произошло? (вода стала мутной)
- Что вы видите на дне? ( песок, глину)
- Это еще раз подтверждает, что в состав земли входит…(песок, глина)
Опыт 4.Нагревание почвы
1.Нагревание почвы.
-Что наблюдаем? (над почвой появился дым, чувствуется неприятный запах)
- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых)
Вывод: Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных – гумус.
2.Нагреем воду, в которой находится почва. Несколько капель поместим в пробирку и нагреем. Что наблюдается? ( Белый налёт)
Это соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве.
А теперь составим схему «состав почвы»( слайд)
IV. Физминутка
Итак, продолжаем работу.
- Ребята, как вы думаете, все ли почвы одинаковые?
- чем они различаются?( слайд)
Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.
Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.
Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см, за 5-6 тысяч лет.
- О чем это говорит? (Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение)
- Что должен делать человек по охране почвы?(снегозадержание, ядохимикаты, сажать лесные полосы )
V. Рефлексия
Ребята, наша работа в научной лаборатории подошла к концу.
Подведем итоги. Продолжите фразы.
- Теперь я знаю…
- Теперь я могу…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке?...
VI. Итог урока. Д/з: с. 37-39