СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Портрет"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : "Портрет" 6 кл.

Учитель: Николаева И.П.

Класс: 6

  Тема: «Образные возможности освещения в портрете»

Цели деятельности учителя

Формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освещении и его значении в создании художественного образа; развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учатся воспринимать контрастность освещения.

Метапредметные: научатся соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, эмоционально-психологическое обобщение; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Цветная бумага, карандаш, клей, ножницы

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: И. Е. Репин «На дерновой скамье», «Стрекоза»; Ян Вермеер «Молочница», В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем»; О. А. Кипренский «Ворожея со свечой», «Сивилла Тибуртинская».

Мультимедийный ряд: презентация «Освещение и восприятие образа человека»

Основные понятия и термины

Свет естественный, искусственный; контраст

 

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развива- ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Зачем нам нужно электричество? И кто придумал фонари? Ведь у людей есть свет магический, Зажгись, весь мир, гори!

– Что за магический свет? О чем говорит поэт?

– Свет человеческой души! Этот свет можно почувствовать, но как

же его увидеть?

Художники помогают нам увидеть свет человеческой души и используют они для этого образные возможности освещения: свет солнца

и луны, свет электрический и от свечи, то есть источники искусственного и естественного освещения.

Попробуем разобраться, как же освещение влияет на живописное изображение. (Слайды № 2–3.)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему

в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала

 

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Великий русский художник Илья Ефимович Репин особенно глубоко задумался о точном цветовом соотношении предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде, когда жил

и работал во Франции. Здесь он увлекся изображениями людей и пейзажей под открытым небом.

В начале 1876 г. Репин вернулся в Россию и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой скамье» – групповой портрет семьи художника.

Пленэрная живопись, свободная, полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого худож-

Ребята знакомятся с произведениями великих художников. Обращают особое внимание на приемы использования естественного освеще-

Фронтальная работа

Познавательные: воспринимают изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естествен-

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

ника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину. (Слайд № 4.)

Все пространство на полотне – и сам воздух, и пестрое, в легких складочках, платье девочки – словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению,

но оттенки цвета – пастельные, нежные.

Перед вами знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта «Молочница», или «Служанка с кувшином молока». (Слайд № 5.) Свет в его картинах поразителен тем, что он убедительный, естественный, глубоко связан с предметами. Молочница окутана светом и тенями. Присмотритесь к теням в картине – они синие, в них так много синего и голубого, что синий передник молочницы сияет торжествующей синевой.

Слева ее светлый силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст. Художник помещает фигуру в живую световую среду – она существует!

А теперь рассмотрим портрет прославленного русского портретиста Валентина Александровича Серова «Девушка, освещенная солнцем». (Слайд № 6.) Этот портрет словно дышит светом и свежестью, воспевая юность и красоту, чувство радости бытия. Он будто бы соткан из солнца и воздуха, наполнен не только увлеченностью новой техникой

ния в портрете. Рассматривают картины, обсуждают влияние освещения на живописные возможности

 

ном освещении; знакомятся с об-

разными возможностями освещения в портрете.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить манеру его письма. (Слайд № 7.)

 

 

 

 

III. Творческая практическая деятельность

Практический

– Свет от источников искусственного освещения значительно отличается от дневного. Искусственное освещение располагают сравнительно близко к объекту, и они (источники) создают наиболее резкий контраст между освещенной и теневой сторонами.

Рассмотрите фотографии. На каждой из них вы увидите, что электрический свет падает из разных точек: спереди рассеянный свет (изображение становится наиболее плоским), боковое освещение, свет снизу (усиливается контраст), источник света дальше (дает более равномерные тени).

Прочитайте задание (с. 121) и с помощью этих фотографий выполните аппликативный портрет

Ребята рассматривают фотографии. Готовят рабочее место. Выполняют учебное задание

Индивидуальная работа

Познавательные: знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей освещения для характеристики образа при искусственном освещении –

направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете; воспринимают контрастность освещения.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации;

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

определяют проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Эмоционально-психологическое обобщение

– Полюбуйтесь двумя бессмертными произведениями русского художника Ореста Адамовича Кипренского. Картина «Ворожея со свечой» является своеобразным подготовительным этюдом к картине «Сивилла Тибуртинская», изображающей прекрасную и мудрую античную прорицательницу, предсказавшую императору Августу появление Христа. (Слайд № 8.)

Свет от свечи завораживает, и магия окутывает наше воображение

Ребята любуются произведениями искус-

ства. Спокойно созерцают, задумываются над своими ощущениями

Фронтальная работа

Коммуникативные: корректируют свое мнение.

Личностные:

осознают свои эмоции; адекватно выражают и контролируют их

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ИЗО 6 кл. Портрет»

Учитель: Николаева И.П.

Класс: 6

Тема: «Образные возможности освещения в портрете»

Цели деятельности учителя

Формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освещении и его значении в создании художественного образа; развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы
и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете,
с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учатся воспринимать контрастность освещения.

Метапредметные: научатся соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, эмоционально-психологическое обобщение; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Цветная бумага, карандаш, клей, ножницы

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: И. Е. Репин «На дерновой скамье», «Стрекоза»; Ян Вермеер «Молочница», В. А. Серов «Девушка,
освещенная солнцем»; О. А. Кипренский «Ворожея со свечой», «Сивилла Тибуртинская».

Мультимедийный ряд: презентация «Освещение и восприятие образа человека»

Основные понятия и термины

Свет естественный, искусственный; контраст







Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Зачем нам нужно электричество?
И кто придумал фонари?
Ведь у людей есть свет магический,
Зажгись, весь мир, гори!

Что за магический свет? О чем говорит поэт?

Свет человеческой души! Этот свет можно почувствовать, но как

же его увидеть?

Художники помогают нам увидеть свет человеческой души и используют они для этого образные возможности освещения: свет солнца

и луны, свет электрический и от свечи, то есть источники искусственного и естественного освещения.

Попробуем разобраться, как же освещение влияет на живописное изображение. (Слайды № 2–3.)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему

в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Великий русский художник Илья Ефимович Репин особенно глубоко задумался о точном цветовом соотношении предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде, когда жил

и работал во Франции. Здесь он увлекся изображениями людей и пейзажей под открытым небом.

В начале 1876 г. Репин вернулся в Россию и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой скамье» – групповой портрет семьи художника.

Пленэрная живопись, свободная, полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого худож-

Ребята знакомятся с произведениями великих художников. Обращают особое внимание на приемы использования естественного освеще-

Фронтальная работа

Познавательные: воспринимают изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естествен-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



ника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину. (Слайд № 4.)

Все пространство на полотне – и сам воздух, и пестрое, в легких складочках, платье девочки – словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению,

но оттенки цвета – пастельные, нежные.

Перед вами знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта «Молочница», или «Служанка с кувшином молока». (Слайд № 5.) Свет в его картинах поразителен тем, что он убедительный, естественный, глубоко связан с предметами. Молочница окутана светом и тенями. Присмотритесь к теням в картине – они синие, в них так много синего и голубого, что синий передник молочницы сияет торжествующей синевой.

Слева ее светлый силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст. Художник помещает фигуру в живую световую среду – она существует!

А теперь рассмотрим портрет прославленного русского портретиста Валентина Александровича Серова «Девушка, освещенная солнцем». (Слайд № 6.) Этот портрет словно дышит светом и свежестью, воспевая юность и красоту, чувство радости бытия. Он будто бы соткан из солнца и воздуха, наполнен не только увлеченностью новой техникой

ния в портрете. Рассматривают картины, обсуждают влияние освещения на живописные возможности


ном освещении; знакомятся с об-

разными возможностями освещения в портрете.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить манеру его письма. (Слайд № 7.)





III. Творческая практическая деятельность

Практический

Свет от источников искусственного освещения значительно отличается от дневного. Искусственное освещение располагают сравнительно близко к объекту, и они (источники) создают наиболее резкий контраст между освещенной и теневой сторонами.

Рассмотрите фотографии. На каждой из них вы увидите, что электрический свет падает из разных точек: спереди рассеянный свет (изображение становится наиболее плоским), боковое освещение, свет снизу (усиливается контраст), источник света дальше (дает более равномерные тени).

Прочитайте задание (с. 121) и с помощью этих фотографий выполните аппликативный портрет

Ребята рассматривают фотографии. Готовят рабочее место. Выполняют учебное задание

Индивидуальная работа

Познавательные: знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей освещения для характеристики образа при искусственном освещении –

направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете; воспринимают контрастность освещения.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации;


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7






определяют проблему возможностей освещения
в портрете, способы достижения практической цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Эмоционально-психологическое обобщение

Полюбуйтесь двумя бессмертными произведениями русского художника Ореста Адамовича Кипренского. Картина «Ворожея со свечой» является своеобразным подготовительным этюдом к картине «Сивилла Тибуртинская», изображающей прекрасную и мудрую античную прорицательницу, предсказавшую императору Августу появление Христа. (Слайд № 8.)

Свет от свечи завораживает, и магия окутывает наше воображение

Ребята любуются произведениями искус-

ства. Спокойно созерцают, задумываются над своими ощущениями

Фронтальная работа

Коммуникативные: корректируют свое мнение.

Личностные:

осознают свои эмоции; адекватно выражают и контролируют их













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!