УРОК ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ
(И.В. КОЗЛОВА)
Конспект проблемного урока
Концептуальная цель преподавания основ безопасности жизнедеятельности: развитие потребности в познании и понимании способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера
Аудитория: 7 класс
Тема урока: Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.
Стратегическая цель урока: развитие аналитического мышления и коммуникативных качеств (умения слушать и слышать, тактичности).
Универсальные учебные действия:
Познавательные: осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находите решение данной проблемы;
Регулятивные: ставить учебные задачи и составлять план и последовательность действий;
Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала.
Планируемые результаты:
- личностные – учащиеся сформируют ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- метапредметные – учащиеся развивают основы читательской компетенции;
- предметные - учащийся освоит последовательность действий безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.
Задачи:
Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури.
Рассмотреть причины получения травм.
Определить значение правил поведения при стихийных бедствиях.
Отработать умения безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.
Проблема: обучающиеся не понимают, что в нашей местности могут возникнуть опасные чрезвычайные ситуации природного характера.
Проблемный вопрос: составьте рассказ о том, как бы вы спасались при случившейся беде (ураган, смерч) – домашнее задание; - после просмотра 1 фильма.
Текст:
- с получением информации о непосредственном приближении урагана, сильной бури необходимо подготовить место в здании для укрытия, а в случае действия смерчей – только в подвальном помещении;
- при вынужденном пребывании под открытым небом надо находиться в отдалении от зданий и использовать в качестве укрытия овраг (яму, ров, канаву, придорожный кювет);
- если в транспорте, то покинуть транспорт и укрыться в ближайшем подвале, овраге и прижаться к земле;
- если ураган застал дома, то перейти на подветренную сторону дома, устроиться подальше от окон, зеркал, за надежным укрытием, лучше спуститься в подвал.
Проблемный вопрос: какие травмы может получить человек?
Текст: метательное действие урагана наносит травмы от летящих осколков стекла, шифера, черепицы, кирпича и других предметов (лицо и голову надо укрыть хотя бы руками); неожиданный порыв ветра может свалить и нанести травму.
Нельзя:
- находиться на мостах, возвышенностях;
- в местах, где имеются сильнодействующие ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества;
- укрываться под отдельно стоящим деревом, столбом и т.п.(особо опасны отдельно стоящие дуб, лиственница, ель , тополь; в березу и клен молния ударяет редко);
- подходить к опорам линии электропередачи;
- заходить в поврежденные здания;
- пользоваться электроприборами и газовыми плитами;
- в разрушенном здании прикасаться к оборванным электропроводам, к трубам.
Проблемный вопрос: для чего ученику надо знать правила поведения при стихийных бедствиях?
Текст: зная правила и соблюдая их мы уменьшим вероятность получения травм, сохраним свое здоровье, а то и жизнь.
Проблемный вопрос: зачем человеку надо получить информацию об угрозе ураганов, бурь, смерчей заблаговременно?
Текст: штормовое предупреждение подает Гидрометеослужба. Оно может поступить внезапно (смерч) или за несколько часов (ураган, буря). Информацию об угрозе ураганов, бурь и смерчей осуществляют заблаговременно, с учетом необходимого людям времени на подготовку и занятие выбранных мест защиты. Предупредить об угрозе может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о времени подхода стихийного бедствия к району, возможном характере его действий и правилах поведения населения. Информация необходима, что бы люди приступили к работам по повышению устойчивости зданий, приняли меры по предупреждению пожаров, создали запас продовольствия, воды, медикаментов, окна закрыли ставнями с наветренной стороны, наоборот, открыли с подветренной для уравнивания давления.
Проблемный вопрос: что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей?
Текст:
Включить телевизор, радио, выслушать рекомендации.
Закройте и укрепите двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия.
С наветренной стороны окна защитите ставнями или щитами, оклейте стекла бумагой.
Откройте окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления).
Подготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды.
Уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком.
Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи.
Возьмите необходимые вещи и документы.
Выйдите из дома, укройтесь в подвале и защитном сооружении (укрытие).
Проблемный вопрос: ваши действия после урагана, бури, смерча?
Текст: не торопиться возвращаться к обыденной жизни: возможен повторный шквал. Не дотрагиваться до оборванных проводов, опасаться поваленных деревьев, раскачивающихся вывесок и п.т. В доме пользуйтесь электрическим фонариком. Пользоваться электрическими приборами после того, как они будут просушены.
Задание 1
Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган уже свирепствует примерно в 3-4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.
Станете кричать и звать на помощь.
Отойдете от окон.
Быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу.
Останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны.
Спрячетесь в шкаф или под стол.
Ответ: 2,4
Задание 2
Находясь на улице, вы увидели приближающуюся бурю. До ближайшего дома примерно 100 м. Времени укрыться в доме или постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.
Внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури.
Быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам.
Прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле.
Быстро забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути здания.
Будете ждать, когда утихнут порывы ветра.
Перебежите и спрячетесь под деревом.
Перебежите в дом и укроетесь в нем.
Ответ: 3,5,7
Задание 3
Рассчитайте, за какое время до вас дойдет ураган или буря, если расстояние между вами и границей этих опасных природных явлений составляет 2 км, а скорость движения урагана и бури максимальна. Что можно предпринять за это время?
Ураган: 2000:48,6= 41,15 с (жестокий ураган – скорость = 48,6 м/с)
Буря: 2000: 30,5= 65,57 с (жестокие бури – скорость =30,5 м\с и более)
Ответ: Ураган на 41,15 с; буря за 65,6 с.
Итоговые задания:
Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:
а) Бофорт, б) Рихтер, в) Ломоносов г) Менделеев
2. Ветер скорость до 5 м/с называется:
а) бриз, б) шторм, в) циклон
3. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с:
а) ураган, б) шторм, в) торнадо.
Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
а) ветра и воды, б) воды и атмосферного давления, в) атмосферного давления и ветра, г) ветра и верхнего слоя земли.
Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с:
а) буря, б) вьюга, в) торнадо.
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с:
а) смерч, б) ураган, в) буря, г) циклон.
Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:
а) пылесос, б) утюг, в) газовая плита, г) холодильник.
Разрушающее действие смерча связано:
а) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс, б) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс, в) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т.п.
При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:
а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;
б) закрыть все окна и двери,
в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.
Лучшая защита от смерча:
а) подвальные помещения, подземные сооружения;
б) мосты, большие деревья;
в) будки на автобусных остановках.
Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:
а ) овраг, б) большие деревья, в) крупные камни.
Домашнее задание: составьте план своих действий при поступлении штормового предупреждения. Практически рассчитайте время выполнения каждого действия, данные запишите в виде таблицы
Действия | Затраченное время (мин.) |
Подготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды | |
Уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком | |
Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи | |
Возьмите необходимые вещи и документы | |
Суммарное время: | |
Приложение 1
Развитие личностных качеств обучающихся средствами учебного процесса
Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств и психических процессов | Способы и приемы ненасильственного воздействия |
Учитель приветствует детей. Интересуется их настроением, предлагает изобразить свое настроение с помощью символов, просит прокомментировать, создает настроение на урок | Положительные эмоции; аудиальный канал восприятия; кинестетический канал восприятия; рефлексивное мышление | Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересовать. Психологические приемы: - визуальный (символы); - стимулирование аудитории (добрые слова) |
| | Аргументация: - довод от личного опыта |
Учитель предлагает посмотреть видеосюжет об ураганах. После этого обучающиеся говорят о своих ассоциациях, связанных с чрезвычайными ситуациями. Учитель подводит итоги, формулирует тему и задачи урока. | Образное мышление; творческое воображение, точность и аргументированность речи; аудиальный; визуальный канал восприятия. | Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересованность. Психологический прием: - визуальный (просмотр видеосюжета); - аудиальный (звук) 2 этап. Вызвать на размышление. Логический прием: - ассоциативный способ изложения информации |
Учащиеся отвечают на вопрос: какие травмы может получить человек. В тетради записывают памятку «Что нельзя делать при возникновении урагана, бури, смерчи» | Самостоятельность мышления; аналитическое мышление; аудиальный; визуальный канал восприятия | Аргументация: - доводы от фактов Педагогика сотрудничества. 2 этап. Логический прием: - ступенчатый (индуктивный) способ изложения информации Логико – психологический прием: - вопросно – ответный ход рассуждения |
Рассказ учителя о примерах ЧС природного характера в нашей местности. Учащиеся отвечают на вопрос: для чего ученику надо знать правила поведения при стихийных бедствиях. | Логическое мышление; точность речи | Психологический прием: - похвала в ситуации успеха Аргументация: - доводы от фактов Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересованность. Психологический прием: - визуальный 2 этап. Вызвать на размышление. Логический прием: - ступенчатый (дедуктивный) способ изложения информации |
Работа с учебником, обучающиеся отвечают на вопрос: зачем человеку надо получить информацию об угрозе ураганов, бурь, смерчей заблаговременно. | Активность поведения; глубина мышления; аналитическое мышление; визуальный кинестический канал восприятия | Аргументация: - доводы от фактов Педагогика сотрудничества. 2 этап. Вызвать на размышление. Логический прием: - ступенчатый (дедуктивный) способ изложения информации |
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос, над которым учащиеся работают в группах После этого подводят итоги работы и формулируется оптимальный вариант (показ на слайдах) | Умение слушать и слышать; визуальный канал восприятия | 3 этап. Соорганизация. Логико – психологический прием: - ситуативная работа в парах |
Обучающиеся работают в группах, решая задачи | Логическое мышление; точность речи | Психологический прием: - похвала в ситуации успеха 3 этап. Соорганизация. Логико – психологический прием: - ситуативная работа в парах |
Учитель предлагает ответить на вопросы по изученному материалу (на слайде) | Системность мышления; визуальный; аудиальный канал восприятия; точность речи | Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересованность. Психологический прием: - визуальный; - аудиальный (звук) 2 этап. Вызвать на размышление. Психологический прием: - похвала в ситуации успеха |
Дается практическое домашнее задание и оценивается работа на уроке | | Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересованность. Психологический прием: - визуальный; - аудиальный (звук); - стимулирование аудитории (комплименты) |
Учитель предлагает изобразить свое настроение с помощью символов, соответствующих психологическому состоянию на уроке, просит прокомментировать символы | Положительные эмоции; рефлексивное мышление; аудиальный; визуальный; кинестетический каналы восприятия | Педагогика сотрудничества. 1 этап. Заинтересованность. Психологический прием: - визуальный; 2 этап. Вызвать на размышление. Логический прием: - ассоциативный способ Аргументация - довод от личного опыта |
Приложение 2
Психологический портрет аудитории 7 класса
Социально – демографические признаки: в классе 11 человек – 3 девочки и 8 мальчиков. Возраст детей – 13 лет.
Социально – психологические признаки: у большинства детей развита осознаваемая потребность в познании нового, в конструктивном поведении и общении. В классе с морально – дисциплинарным мотивом – 3 человека, с эмоционально – эстетическим мотивом – 5 человек, с интеллектуально – познавательным – 3 человека. Отношение учащихся к предмету: равнодушное – 1, соглашательское – 1, конфликтное -1, конструктивное – 8.
Индивидуально – личностные признаки: в классе преобладают дети с визуально – кинестетическим каналом восприятия. По психосоматическому типу и темпераменту преобладают холерики и сангвиники, ярко выраженных флегматика – 2 человека Внимание у большинства – произвольное, у 3 человек – постпроизвольное. Преобладает наглядно – образное мышление, лишь у 2 человек смешанное.
Экзистенциально – личностные признаки: здоровьесберегающие состояния – 9 человек, здоровьеразрушающие состояния – 1 человек.
Биоэнергетические признаки: у большинства детей – высокая энергетика. Особенности учащихся обусловили выбор вида проблемного урока.
Вид проблемного урока: проблемно – поисковый тип урока.
Вывод: на уроке дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: полу, возрасту, потребностям, мотивам. Уровням понимания, каналам восприятия, психосоматическим типам и темпераментам и типу мышления.
Приложение 3
Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания
Основания дифференциации | Действия учителя по реализации дифференцированного подхода |
1.По полу: – мальчики; - девочки. | Предлагается разнообразие видов деятельности. Необычная подача информации (игра). Работа на уроке в режиме поисковой активности. Достаточный объем новой информации и раскрываются ее проявления в жизненных ситуациях. Достаточное количество повторений для усвоения нового материала: возвращение к одной и той же проблемной ситуации. Предлагается эмоциональная окрашенность нового материала; учитель проводит переход от эмоций к логическому осмыслению. Использование групповой формы работы с акцентом на взаимопомощь. Использование наглядного материала; опора на зрительную память. Воздействие интонацией голоса на девочек, на мальчиков – похвалой в ситуации успеха. |
2. По возрасту: 13 лет | Дети этого школьного возраста эффективней усваивают учебный материал в форме игры. |
3.По потребностям: - потребность в конструктивном поведении и общении | Учитель включает работу в парах и группах. |
4. По мотивам: - морально – дисциплинарный; - эмоционально эстетический; - интеллектуально - познавательный | Учебный материал подобран полезный, интересный. Чтобы заинтересовать детей, учитель на уроке использует «Шоковую терапию», видеосюжет «Смерч», «Ураган». В начале урока учитель выясняет, что ученики уже знают о поведении во время урагана, бури. В течении урока учитель обращается к жизненному опыту обучающихся. При нахождении вариантов ответа на проблемный вопрос, при выполнении заданий, учитель пробуждает учащихся объяснять ход своих мыслей, приводить доказательства. |
5. По уровням понимания: | Учитель подбирает содержание материала на уроке от простого к сложному. В группы входят учащиеся, которые находятся на разных уровнях понимания. |
6.По каналам восприятия: - аудиальный; - визуальный; - кинестетический. | Учитель приветствует детей, создает настрой на урок. Учитель предлагает проблемную ситуацию и просит ее обсудить. Обсуждение вариантов ответа и формулировка оптимального варианта. Учителем проговаривается предлагаемое домашнее задание. Демонстрируется видеосюжет, который помогает представить детям чрезвычайные ситуации природного характера. Используется наглядность при объяснении всего урока. Учитель просит сделать запись темы и варианты решения заданий. Для решения проблемного вопроса делаются задания с карточками. В ходе рефлексии предлагается нарисовать свое настроение |
7.По типу мышления: – наглядно - образное | Учитель при изучении новой темы использует слайды, карточки, просмотр видеосюжета |
8.По отношению к предмету: - конфликтное; - конструктивное; - равнодушное | Учитель предлагает индивидуальные задания, создает ситуации успеха на уроке через похвалу, уделяет внимание в течении всего урока. Учитель использует интересный материал, организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель использует разнообразные психологические приемы, вызывающие интерес к учебной деятельности. |
9.По психосоматическим типам: - холерики – сангвиники; - флегматики. | Учитель использует разные виды деятельности на уроке: Индивидуальная и фронтальная работа. Ситуативная работа в группе. Участие в виртуальном путешествии. Быстрая смена деятельности на уроке. Учитель несколько раз поговаривает задания, подходит к учащимся, проверяет, что и как они делают, оказывает консультативную помощь, подбадривает. |