СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегическая цель урока: развитие аналитического мышления и коммуникативных качеств (умения слушать и слышать, тактичности).

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находите решение данной проблемы;

Регулятивные: ставить учебные задачи и составлять план и последовательность действий;

Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала.

Планируемые результаты:

- личностные – учащиеся сформируют ценности здорового и безопасного образа жизни;  правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- метапредметные – учащиеся  развивают  основы читательской компетенции;

- предметные - учащийся освоит последовательность действий безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча".»

УРОК ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ

(И.В. КОЗЛОВА)

Конспект проблемного урока

Концептуальная цель преподавания основ безопасности жизнедеятельности: развитие потребности в познании и понимании способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера

Аудитория: 7 класс

Тема урока: Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Стратегическая цель урока: развитие аналитического мышления и коммуникативных качеств (умения слушать и слышать, тактичности).

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находите решение данной проблемы;

Регулятивные: ставить учебные задачи и составлять план и последовательность действий;

Личностные: оценивать содержание усваиваемого материала.

Планируемые результаты:

- личностные – учащиеся сформируют ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- метапредметные – учащиеся развивают основы читательской компетенции;

- предметные - учащийся освоит последовательность действий безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури.

  2. Рассмотреть причины получения травм.

  3. Определить значение правил поведения при стихийных бедствиях.

  4. Отработать умения безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Проблема: обучающиеся не понимают, что в нашей местности могут возникнуть опасные чрезвычайные ситуации природного характера.

Проблемный вопрос: составьте рассказ о том, как бы вы спасались при случившейся беде (ураган, смерч) – домашнее задание; - после просмотра 1 фильма.

Текст:

- с получением информации о непосредственном приближении урагана, сильной бури необходимо подготовить место в здании для укрытия, а в случае действия смерчей – только в подвальном помещении;

- при вынужденном пребывании под открытым небом надо находиться в отдалении от зданий и использовать в качестве укрытия овраг (яму, ров, канаву, придорожный кювет);

- если в транспорте, то покинуть транспорт и укрыться в ближайшем подвале, овраге и прижаться к земле;

- если ураган застал дома, то перейти на подветренную сторону дома, устроиться подальше от окон, зеркал, за надежным укрытием, лучше спуститься в подвал.

Проблемный вопрос: какие травмы может получить человек?

Текст: метательное действие урагана наносит травмы от летящих осколков стекла, шифера, черепицы, кирпича и других предметов (лицо и голову надо укрыть хотя бы руками); неожиданный порыв ветра может свалить и нанести травму.

Нельзя:

- находиться на мостах, возвышенностях;

- в местах, где имеются сильнодействующие ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества;

- укрываться под отдельно стоящим деревом, столбом и т.п.(особо опасны отдельно стоящие дуб, лиственница, ель , тополь; в березу и клен молния ударяет редко);

- подходить к опорам линии электропередачи;

- заходить в поврежденные здания;

- пользоваться электроприборами и газовыми плитами;

- в разрушенном здании прикасаться к оборванным электропроводам, к трубам.

Проблемный вопрос: для чего ученику надо знать правила поведения при стихийных бедствиях?

Текст: зная правила и соблюдая их мы уменьшим вероятность получения травм, сохраним свое здоровье, а то и жизнь.

Проблемный вопрос: зачем человеку надо получить информацию об угрозе ураганов, бурь, смерчей заблаговременно?

Текст: штормовое предупреждение подает Гидрометеослужба. Оно может поступить внезапно (смерч) или за несколько часов (ураган, буря). Информацию об угрозе ураганов, бурь и смерчей осуществляют заблаговременно, с учетом необходимого людям времени на подготовку и занятие выбранных мест защиты. Предупредить об угрозе может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о времени подхода стихийного бедствия к району, возможном характере его действий и правилах поведения населения. Информация необходима, что бы люди приступили к работам по повышению устойчивости зданий, приняли меры по предупреждению пожаров, создали запас продовольствия, воды, медикаментов, окна закрыли ставнями с наветренной стороны, наоборот, открыли с подветренной для уравнивания давления.

Проблемный вопрос: что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей?

Текст:

  1. Включить телевизор, радио, выслушать рекомендации.

  2. Закройте и укрепите двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия.

  3. С наветренной стороны окна защитите ставнями или щитами, оклейте стекла бумагой.

  4. Откройте окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления).

  5. Подготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды.

  6. Уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком.

  7. Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи.

  8. Возьмите необходимые вещи и документы.

  9. Выйдите из дома, укройтесь в подвале и защитном сооружении (укрытие).

Проблемный вопрос: ваши действия после урагана, бури, смерча?

Текст: не торопиться возвращаться к обыденной жизни: возможен повторный шквал. Не дотрагиваться до оборванных проводов, опасаться поваленных деревьев, раскачивающихся вывесок и п.т. В доме пользуйтесь электрическим фонариком. Пользоваться электрическими приборами после того, как они будут просушены.


Задание 1


Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган уже свирепствует примерно в 3-4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

  1. Станете кричать и звать на помощь.

  2. Отойдете от окон.

  3. Быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу.

  4. Останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны.

  5. Спрячетесь в шкаф или под стол.


Ответ: 2,4


Задание 2


Находясь на улице, вы увидели приближающуюся бурю. До ближайшего дома примерно 100 м. Времени укрыться в доме или постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.


  1. Внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури.

  2. Быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам.

  3. Прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле.

  4. Быстро забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути здания.

  5. Будете ждать, когда утихнут порывы ветра.

  6. Перебежите и спрячетесь под деревом.

  7. Перебежите в дом и укроетесь в нем.


Ответ: 3,5,7



Задание 3

Рассчитайте, за какое время до вас дойдет ураган или буря, если расстояние между вами и границей этих опасных природных явлений составляет 2 км, а скорость движения урагана и бури максимальна. Что можно предпринять за это время?



Ураган: 2000:48,6= 41,15 с (жестокий ураган – скорость = 48,6 м/с)

Буря: 2000: 30,5= 65,57 с (жестокие бури – скорость =30,5 м\с и более)



Ответ: Ураган на 41,15 с; буря за 65,6 с.


Итоговые задания:

  1. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а) Бофорт, б) Рихтер, в) Ломоносов г) Менделеев


2. Ветер скорость до 5 м/с называется:

а) бриз, б) шторм, в) циклон


3. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с:

а) ураган, б) шторм, в) торнадо.


  1. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:

а) ветра и воды, б) воды и атмосферного давления, в) атмосферного давления и ветра, г) ветра и верхнего слоя земли.


  1. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с:

а) буря, б) вьюга, в) торнадо.


  1. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с:

а) смерч, б) ураган, в) буря, г) циклон.


  1. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:

а) пылесос, б) утюг, в) газовая плита, г) холодильник.



  1. Разрушающее действие смерча связано:

а) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс, б) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс, в) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т.п.


  1. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:

а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;

б) закрыть все окна и двери,

в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.


  1. Лучшая защита от смерча:

а) подвальные помещения, подземные сооружения;

б) мосты, большие деревья;

в) будки на автобусных остановках.


  1. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а ) овраг, б) большие деревья, в) крупные камни.



Домашнее задание: составьте план своих действий при поступлении штормового предупреждения. Практически рассчитайте время выполнения каждого действия, данные запишите в виде таблицы


Действия

Затраченное время (мин.)

Подготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды



Уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком



Отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печи



Возьмите необходимые вещи и документы


Суммарное время:




Приложение 1


Развитие личностных качеств обучающихся средствами учебного процесса


Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств и психических процессов

Способы и приемы ненасильственного воздействия

Учитель приветствует детей.

Интересуется их настроением, предлагает изобразить свое настроение с помощью символов, просит прокомментировать, создает настроение на урок

Положительные эмоции; аудиальный канал восприятия;

кинестетический канал восприятия; рефлексивное мышление

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересовать.

Психологические приемы:

- визуальный (символы);

- стимулирование аудитории (добрые слова)



Аргументация:

- довод от личного опыта

Учитель предлагает посмотреть видеосюжет об ураганах. После этого обучающиеся говорят о своих ассоциациях, связанных с чрезвычайными ситуациями.

Учитель подводит итоги, формулирует тему и задачи урока.

Образное мышление; творческое воображение, точность и аргументированность речи; аудиальный; визуальный канал восприятия.

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересованность.

Психологический прием: - визуальный (просмотр видеосюжета);

- аудиальный (звук)

2 этап.

Вызвать на размышление.

Логический прием:

- ассоциативный способ изложения информации

Учащиеся отвечают на вопрос: какие травмы может получить человек. В тетради записывают памятку «Что нельзя делать при возникновении урагана, бури, смерчи»

Самостоятельность мышления; аналитическое мышление; аудиальный; визуальный канал восприятия

Аргументация:

- доводы от фактов

Педагогика сотрудничества.

2 этап.

Логический прием:

- ступенчатый (индуктивный) способ изложения информации

Логико – психологический прием:

- вопросно – ответный ход рассуждения

Рассказ учителя о примерах ЧС природного характера в нашей местности. Учащиеся отвечают на вопрос: для чего ученику надо знать правила поведения при стихийных бедствиях.

Логическое мышление; точность речи

Психологический прием: - похвала в ситуации успеха

Аргументация:

- доводы от фактов

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересованность.

Психологический прием:

- визуальный

2 этап.

Вызвать на размышление.

Логический прием:

- ступенчатый (дедуктивный) способ изложения информации

Работа с учебником, обучающиеся отвечают на вопрос: зачем человеку надо получить информацию об угрозе ураганов, бурь, смерчей заблаговременно.

Активность поведения; глубина мышления; аналитическое мышление; визуальный кинестический канал восприятия

Аргументация:

- доводы от фактов

Педагогика сотрудничества.

2 этап.

Вызвать на размышление.

Логический прием:

- ступенчатый (дедуктивный) способ изложения информации

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос, над которым учащиеся работают в группах

После этого подводят итоги работы и формулируется оптимальный вариант (показ на слайдах)

Умение слушать и слышать; визуальный канал восприятия

3 этап.

Соорганизация.

Логико – психологический прием:

- ситуативная работа в парах

Обучающиеся работают в группах, решая задачи

Логическое мышление; точность речи

Психологический прием:

- похвала в ситуации успеха

3 этап.

Соорганизация.

Логико – психологический прием:

- ситуативная работа в парах

Учитель предлагает ответить на вопросы по изученному материалу (на слайде)

Системность мышления; визуальный; аудиальный канал восприятия; точность речи

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересованность.

Психологический прием:

- визуальный;

- аудиальный (звук)

2 этап.

Вызвать на размышление.

Психологический прием:

- похвала в ситуации успеха

Дается практическое домашнее задание и оценивается работа на уроке


Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересованность.

Психологический прием: - визуальный;

- аудиальный (звук);

- стимулирование аудитории (комплименты)


Учитель предлагает изобразить свое настроение с помощью символов, соответствующих психологическому состоянию на уроке, просит прокомментировать символы

Положительные эмоции; рефлексивное мышление; аудиальный; визуальный; кинестетический каналы восприятия

Педагогика сотрудничества.

1 этап.

Заинтересованность.

Психологический прием:

- визуальный;

2 этап.

Вызвать на размышление.

Логический прием:

- ассоциативный способ

Аргументация

- довод от личного опыта


Приложение 2


Психологический портрет аудитории 7 класса


Социально – демографические признаки: в классе 11 человек – 3 девочки и 8 мальчиков. Возраст детей – 13 лет.

Социально – психологические признаки: у большинства детей развита осознаваемая потребность в познании нового, в конструктивном поведении и общении. В классе с морально – дисциплинарным мотивом – 3 человека, с эмоционально – эстетическим мотивом – 5 человек, с интеллектуально – познавательным – 3 человека. Отношение учащихся к предмету: равнодушное – 1, соглашательское – 1, конфликтное -1, конструктивное – 8.

Индивидуально – личностные признаки: в классе преобладают дети с визуально – кинестетическим каналом восприятия. По психосоматическому типу и темпераменту преобладают холерики и сангвиники, ярко выраженных флегматика – 2 человека Внимание у большинства – произвольное, у 3 человек – постпроизвольное. Преобладает наглядно – образное мышление, лишь у 2 человек смешанное.

Экзистенциально – личностные признаки: здоровьесберегающие состояния – 9 человек, здоровьеразрушающие состояния – 1 человек.

Биоэнергетические признаки: у большинства детей – высокая энергетика. Особенности учащихся обусловили выбор вида проблемного урока.

Вид проблемного урока: проблемно – поисковый тип урока.

Вывод: на уроке дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: полу, возрасту, потребностям, мотивам. Уровням понимания, каналам восприятия, психосоматическим типам и темпераментам и типу мышления.


Приложение 3

Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания


Основания дифференциации

Действия учителя по реализации дифференцированного подхода

1.По полу:

– мальчики;

- девочки.

Предлагается разнообразие видов деятельности.

Необычная подача информации (игра).

Работа на уроке в режиме поисковой активности.

Достаточный объем новой информации и раскрываются ее проявления в жизненных ситуациях.

Достаточное количество повторений для усвоения нового материала: возвращение к одной и той же проблемной ситуации.

Предлагается эмоциональная окрашенность нового материала; учитель проводит переход от эмоций к логическому осмыслению.

Использование групповой формы работы с акцентом на взаимопомощь.

Использование наглядного материала; опора на зрительную память.

Воздействие интонацией голоса на девочек, на мальчиков – похвалой в ситуации успеха.

2. По возрасту:

13 лет

Дети этого школьного возраста эффективней усваивают учебный материал в форме игры.

3.По потребностям:

- потребность в конструктивном поведении и общении

Учитель включает работу в парах и группах.

4. По мотивам:

- морально – дисциплинарный;

- эмоционально эстетический;

- интеллектуально - познавательный

Учебный материал подобран полезный, интересный. Чтобы заинтересовать детей, учитель на уроке использует «Шоковую терапию», видеосюжет «Смерч», «Ураган».

В начале урока учитель выясняет, что ученики уже знают о поведении во время урагана, бури. В течении урока учитель обращается к жизненному опыту обучающихся.

При нахождении вариантов ответа на проблемный вопрос, при выполнении заданий, учитель пробуждает учащихся объяснять ход своих мыслей, приводить доказательства.

5. По уровням понимания:

Учитель подбирает содержание материала на уроке от простого к сложному.

В группы входят учащиеся, которые находятся на разных уровнях понимания.

6.По каналам восприятия:

- аудиальный;

- визуальный;

- кинестетический.

Учитель приветствует детей, создает настрой на урок.

Учитель предлагает проблемную ситуацию и просит ее обсудить.

Обсуждение вариантов ответа и формулировка оптимального варианта.

Учителем проговаривается предлагаемое домашнее задание.

Демонстрируется видеосюжет, который помогает представить детям чрезвычайные ситуации природного характера.

Используется наглядность при объяснении всего урока.

Учитель просит сделать запись темы и варианты решения заданий.

Для решения проблемного вопроса делаются задания с карточками.

В ходе рефлексии предлагается нарисовать свое настроение

7.По типу мышления:

– наглядно - образное

Учитель при изучении новой темы использует слайды, карточки, просмотр видеосюжета

8.По отношению к предмету:

- конфликтное;

- конструктивное;

- равнодушное

Учитель предлагает индивидуальные задания, создает ситуации успеха на уроке через похвалу, уделяет внимание в течении всего урока.

Учитель использует интересный материал, организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Учитель использует разнообразные психологические приемы, вызывающие интерес к учебной деятельности.

9.По психосоматическим типам:

- холерики – сангвиники;

- флегматики.


Учитель использует разные виды деятельности на уроке:

  1. Индивидуальная и фронтальная работа.

  2. Ситуативная работа в группе.

  3. Участие в виртуальном путешествии.

  4. Быстрая смена деятельности на уроке.

  5. Учитель несколько раз поговаривает задания, подходит к учащимся, проверяет, что и как они делают, оказывает консультативную помощь, подбадривает.