СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА «Правонарушения и юридическая ответственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направленный на формирование правовых знаний.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА «Правонарушения и юридическая ответственность»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Актабанская средняя общеобразовательная школа»








КОНСПЕКТ УРОКА

«Правонарушения и юридическая ответственность»




Автор – составитель:

Учитель истории и обществознания

Широченко Анна Вячеславовна








с. Пашково

2017 г.





План-конспект урока по обществознанию на тему

«Правонарушения и юридическая ответственность»


Цель урока: формирование правовых знаний о понятии «преступление» и видах ответственности за преступления и правонарушения.

Задачи:

обучающая – формирование правовых знаний о понятии «правонарушения», «преступление», «проступок», «юридическая ответственность» и видах ответственности за преступления и правонарушения.

- научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

- показать неотвратимость наказания за совершение преступления.

развивающая – нахождение нужной информации в тексте и других источниках;

воспитательная – воспитание уважения к другим людям и нормам права государства.

Проектируемые результаты


Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологи­ческое высказывание.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.


  1. Тип урока: урок изучения нового материала


  1. Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

3. Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии


  1. Оборудование: раздаточные материалы, учебник, рабочая тетрадь.


  1. Межпредметные связи:

- филология

- история



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует детей..


Актуализация знаний

Сегодня на уроке вы сами будете себя оценивать. Перед вами оценочная таблица, куда вы будете вносить баллы заработанные за задания. И первые баллы вы получите сейчас при повторении.

Прочитайте и выполните задание приложение 1.

Продолжите фразы:

  • Юридический документ принятый Федеральным Собранием РФ- ….(закон)

  • Правовая связь человека с государством…(гражданство)

  • Все человечество в прошлом, в современности и перспективе , все население Земли…(общество)

  • Государство, которым правят люди, выбранные на определенный срок…(республика)

  • Наиболее близкие межличностные отношения…(дружба)

  • Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств- воли, авторитета, права, насилия и т.д. …(власть)

  • Совокупность духовных правил регулирующих поведение человека… (мораль)

  • К естественным павам человека относятся …( право на жизнь, на частную собственность и т.д.)

Обменялись листочками, проверяем. У кого нет ошибок 5 баллов, 1-3 ошибки 3 балла, 4 и более 1 бал, кто неправильно выполнил 0 баллов.

Следующее задание будем читать по ролям. У меня бирки с героями и пустые. Кто кого вытянет.

Прочитайте отрывок из сказки Леонида Филатова «про Федота – стрельца удалого молодца».

Скоморох-потешник: Зовет царь стрельца, удалого молодца. Еще не дал задание, а уже сердит заранее. Руками стучит, ногами стучит, очами вращает- в общем , стращает. Уж так ему и охота извести Федота!

Царь:

Раздобудь к утру ковер-

Шитый золотом узор!...

Государственное дело,-

Расшибись, а будь добер!

Чтоб на нем была видна,

Как на карте, вся страна.

Не найдешь чаво хочу,-

На башку укорочу,

Передам тебя с рассветом

Прямо в лапы палачу.


Задание: Какие права и свободы человека нарушаются в сказке?

Кто читал и отвечал ставят по 1 баллу за второе задание.




























































(на жизнь, свободу, свободное выражение мысли)


Самоопределение к деятельности

На прошлом уроке мы познакомились с новыми понятиями. Дайте определение понятий «правоспособность», «дееспособность», «правоотношения», «правонарушения». Кто рассказал определение один бал.

- Почему затрудняетесь дать определение слова «правоотношения». Вот сегодня вы и узнаете что такое «правонарушения».

Сформулируйте тему нашего урока.

Сформулируйте задачи сегодняшнего урока, ответив на вопрос:

- Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности?

(учитель дополняет ответы детей.

Кто сформулировал тему правильно 5 баллов, за каждую выделенную задачу 2 балла.


Дают определения понятиям.







Формулируют тему урока.



- Познакомится с терминами «правонарушения», «преступление», «юридическая ответственность».

- выделить признаки и виды «правонарушения».

-познакомиться с видами юридической ответственности.


Изучение нового материала

- И так, что же такое «правонарушения»?

-Как образовалось это слово? Значит, что такое «правонарушения»?

А давайте, посмотрим грамотно или нет вы сформулировали определение. Для этого откройте словарь в учебнике, найдите и прочитайте.



1. Самостоятельная работа.

- А сейчас открываем учебник на стр. 85. Прочитайте 1 пункт параграфа 10. Читайте внимательно, чтобы потом правильно составить схему.

Проверим, насколько внимательно вы читали. На доске разбросаны слова, ваша задача составить схему «Признаки правонарушения».

-А оставшиеся слова, зачем нужны в этой схеме?

- Запишите схему в тетрадь.

Все кто составлял схему правильно ставят за задание 1 бал.

2 . Работа с понятиями.

Прочитайте ситуации приложение 3.

Похожи или нет они. Почему так решили.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде

Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк, и распили там бутылку вина.

. Как можно расценить поведение Димы, как проступок или преступление?

Попробуйте сформулировать определение понятия проступок.

Как можно расценить их поведение?

Попробуйте сформулировать определение понятия преступление.





- Я вам сейчас буду читать деяния, а вы должны определить проступок это или преступление. За каждый правильный ответ ставите 1 бал.

  1. Кража денег из банка (преступление)

  2. Повреждение дерева (проступок)

  3. Клевета на человека (проступок)

  4. Убийство человека (преступление)

  5. Азартные игры (проступок)

  6. Ограбление прохожего (преступление)

  7. Нарушение техники безопасности (проступок)

  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)

3. Юридическая ответственность.

Древние говорили: «Каково твоё деяние, таково и воздаяние». Как вы думаете, что они имели в виду?

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Запишем его. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

4.Самостоятельная работа.

Прочитайте пункт «Виды юридической ответственности» стр. 90-91 и заполните таблицу (приложение 4).

Задание:

Виды

Характеристика

Наказание

Уголовная



Административная



Дисциплинарная



Материальная



Гражданская





Проверяем. Ставим бал за каждый правильный ответ.

  1. Работа со статьёй.

Прочитайте название статьи уголовно-процессуального кодекса. Как она называется? Это ещё одно понятие, с которым вы познакомитесь. Прочитайте статью (приложение 5). Объясните, что такое презумпция невиновности.

УПК РФ Статья 14. Презумпция невиновности

 

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.











Работают со словарём.







Составляют коллективно схему.



Работают в тетради.









Читают ситуации. Отвечают на вопрос.





Проступок – это нарушение правил поведения.



Преступление – виновно совершённое опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.





Выполняют задания.













(речь идет об ответственности за правонарушения).





Записывают определение.





Заполняют таблицу.







Читают и выполняют задание.



















Это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

Закрепления новых знаний и способов деятельности.

Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста (приложение 6). Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.


1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) Административного 2) Уголовного 3) Гражданского 4) Трудового


2. Что является примером административного правонарушения?

1) Безбилетный проезд в общественном транспорте

2) Кража шубы в меховом салоне

3) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня

4) Порча имущества другого гражданина


3. Что из перечисленного является примером правонарушения

1) отказ одного из супругов от совместного проживания в семье;

2) ложное свидетельство в процессе уголовного расследования;

3) досрочный уход студента из института;

4) отказ избирателя от голосования.


4. Преступление отличается от административного проступка

1) наличием угрозы применения государственного принуждения;

2) виновностью деяния;

3) степенью общественной опасности;

4) наличием возможности рассмотрения в суде


5. В отличие от административного проступка, к преступлению относится

1) оскорбительное приставание в гражданам;

2) нецензурная брань в общественном месте;

3) управление автомобилем в нетрезвом виде;

4) изготовление, хранение, сбыт наркотиков


За каждый правильный ответ 1 бал.



Рефлексия.



- Какую информацию, полученную на уроке, вы считаете важной для себя и почему?

А сейчас давайте вернёмся к задачам, которые мы определили в начале урока. Достигли или нет.

Подведём итог оценивая. Сосчитайте количество баллов и выставьте оценку по критериям, которые написаны под таблицей.



Домашнее задание.

Параграф 10. Рабочая тетрадь задания 4, 5, 8 на стр. 52-55.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!