Бурдина Людмила Геннадьевна,
учитель математики
МБОУ «Грачёвская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Математика | 5 | Математика 5. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, 2013 | Базовый |
Тема урока: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 3
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель урока: создание условий для развития умений распознавать, строить прямоугольник и квадрат, находить периметр; распознавать фигуры, тела имеющие ось симметрии.
Задачи урока: создать условия для развития умений распознавать, строить прямоугольник и квадрат, находить их периметр; находить на рисунках фигуры имеющие ось симметрии, находить в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, навыки вычислять периметр данных фигур, находить объекты имеющие ось симметрии в окружающем мире.
Личностные: формировать умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Метапредметные (развиваем познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД):
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, документ-камера.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Рабочая тетрадь | Рабочая тетрадь №1 стр.55-59 |
Тестовые материалы | Дидактические материалы стр.15,46, 77,108 |
Ссылки на Интернет-ресурсы | |
Материалы для подготовки к олимпиаде | |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организационный момент
- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке
-Кто отсутствует на уроке?
- Проверьте, все ли готовы к работе.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
(слайд 1) «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.» (Роман Семёнович Cеф)
(слайд 2) Разминка
Постановка темы урока.
Сегодня на уроке я вам хочу рассказать увлекательную историю.
Жила на свете фигура. Ей безумно нравилось как она замечательно выглядит. Кого ни встретит на своем пути, всем хвалится: «Посмотрите, какой у меня вид: стороны противолежащие равны, углы прямые. Если перегнусь по вертикальной прямой соединяющей середины сторон, то противолежащие стороны мои сольются, и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Если перегнусь я по горизонтальной прямой соединяющей середины сторон, опять углы мои и противолежащие стороны сравняются. Красивее нет меня фигуры на свете».
-Как же зовут тебя? – спрашивали прохожие.
- А зовут меня просто ………(прямоугольник)
Ходил прямоугольник по свету и стало ему грустно и одиноко: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компанией не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями или родственниками. И решил прямоугольник искать родственников. Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, ведь он на меня должен быть чем-то похож.
И вот однажды встречает он интересную фигуру, приглядывается к ней и замечает что-то знакомое и родное в этой фигуре.
- Как зовут тебя, приятель? Мы не родственники с тобой?– спрашивает прямоугольник.
- Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам я от тебя отличаюсь, у меня все стороны равны, а у тебя нет. – говорит фигура
- А зовут меня …….. (квадрат)
- Давай так, если у нас найдутся четыре сходных признака, то мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название.
Стали они искать, и нашли четыре признака сходства.
- Какие это признаки? (4 вершины, 4 стороны, углы по 900, противолежащие стороны равны, симметричны относительно горизонтальной и вертикальной прямой соединяющей середины противолежащих сторон)
(На столах у учащихся карточки, заполняют, работая в парах, затем озвучивают результат)
ПРЯМОУГОЛЬНИК | Признаки сходства | КВАДРАТ |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Обрадовались прямоугольник и квадрат, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудится, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
И так ребята кто догадался, какая тема урока?
- Какое общее название у этих фигур? (многоугольники)
- У нас уже третий урок по этой теме.
Проверка домашнего задания
Взять тетрадь у одного ученика для документ-камеры. Остальные меняются тетрадями взаимопроверка по готовому образцу. Каждый оценивает работу товарища по пятибалльной шкале.
Постановка цели и задач урока.
Ребята кто испытывал затруднения при выполнении домашнего задания? Кому помогали родители выполнять домашнее задание?
Что же мы сегодня хотим от нашего урока?
Цель урока учащиеся переводят в учебные задачи с помощью опорных слов на слайде 3:
Вспомнить …
Закрепить …
Оценить …
Актуализация знаний учащихся
И так, ребята давайте вспомним теоретический материал № 154 с. 55-56 рабочая тетрадь) (Индивидуальная работа для учащихся) Заполни пропуски (слайд 4)
Устный счет (слайд 5)

– Какие еще измерения прямоугольника и квадрата кроме как определения его длины и ширины, мы можем вычислять?
Закрепление изученного материала
Выполнение задания по учебнику:
№ 367 (фронтально + один ученик у доски с комментарием)
№ 370 (работа в парах) проверка через документ-камеру
Физминутка
В начале урока каждый ученик берет со стола учителя одну карточку с цифрой.
(Например: учитель говорит 8*9 встают те ребята, у которых в руках карточки с цифрами 7 и 2, а остальные просто понимают руки вверх.
Закрепление изученного материала
Индивидуальное выполнение заданий: рабочая тетрадь 1 вариант № 159 (а); 2 вариант №159 (б) (проверка через документ-камеру)
Групповое выполнение заданий: рабочая тетрадь
1 группа № 161(1,8);
2 группа №161 (2.7)
3 группа №161(3,6)
4 группа № 161 (4,5)
(проверка через документ-камеру)
Контроль и коррекция знаний(самостоятельная работа): (дидактический материал)
Решение по вариантам : 1 вариант .с 15 №91, №93, №95(а)
2 вариант с. 46 №91, №93, №95(а)
3 вариант с. 77№91, №93, №95(а)
4 вариант с. 108 №91, №93, №95(а)
Рефлексия (слайд 6)
На уроке я работал (активно / пассивно)
Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
Урок для меня показался (коротким / длинным)
За урок я (не устал / устал)
Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
Материал урока мне был (понятен / не понятен)
Домашнее задание мне кажется (легким / трудным)
Домашнее задание § 15 №373, 382, дополнительно (кто хочет) олимпиадная задача от мудрой совы № 358
Итог урока
– Какую цель мы ставили для себя в начале урока?
– Достигли ли цели?
– Расскажите, чему вы научились.