СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока природоведения 7 класс "Распространение плодов и семян растений."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока. Повторить и закрепить материал по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями"; сформировать представление о борьбе растений за жизнь, распространение плодов и семян в природе, закрепить и расширить знания о ядовитых и лекарственных растениях, учить учиться работать в группах, в парах, самостоятельно добывать знания, высказывать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения 7 класс "Распространение плодов и семян растений."»


Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат № 31

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики







Конспект урока природоведения

7 класс


Тема:"Распространение плодов и семян

растений."



Подготовила и провела учитель-дефектолог:

Болдырева В.В.


Зугрэс 2016г


Тема урока: Распространение плодов и семян растений.


Цели и задачи урока:

- повторить и закрепить материал по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями "; сформировать представление о борьбе растений за жизнь, распространение плодов и семян в природе, закрепить и расширить знания о ядовитых и лекарственных растениях, учить обучающихся работать группами, в парах, самостоятельно добывать знания, высказывать свои мысли;


- развивать устную связную речь, непроизвольное внимание, долговременную память, наблюдательность, любознательность;


- воспитывать интерес к познанию окружающей среды, понимание единства человека с природой и ответственность за неё, бережное отношение к растениям и желание приумножать богатства природы.


Тип урока: комбинированный


Методическая цель: формирование социальной и коммуникативной компетентностей средствами интерактивных форм и методов обучения.


Методы и приёмы: метод «Пласт», «Продолжим мысль», работа группами «Соберите орешки для белочки», работа парами, «Интервью».


Оборудование: кроссворд, таблицы "Органы цветкового растения", "Распространение плодов и семян растений", "Правила поведения в природе", рисунки лекарственных и ядовитых растений, гербарий, плакат с изображением белки, орехи и жёлуди для белки, письмо от белочки, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы и для работы парами, натуральные плоды и семена растений, микрофон, презентация к уроку.



Ход урока


І. Организация класса

- Отметка отсутствующих.

- Рапорт дежурного.

- Проверка готовности к уроку.


ІІ. Актуализация опорных знаний , умений и навыков

  1. Разгадывание кроссворда


  • Что бы вспомнить , какую тему мы сейчас изучаем предлагаю разгадать кроссворд по этой теме.

По вертикале:

  1. Что нам дарят осенью фруктовые сады? Назовите одним словом (Плод)

  2. На чём у растений держатся ветки и листья?(Стебель)

  3. Орган который удерживает растение в почве. (Корень)

  4. Из чего пчёлы собирают сладкий нектар?(Цветок)

По горизонтали:

  1. Что сбрасывают деревья на зиму? (Листок)

  2. Что находится в середине плода? (Семя)


- Назовите тему которую мы сейчас изучаем. ( Общее знакомство с цветковыми растениями .)


  1. Работа группами


Игра "Собери орехи и жёлуди для белочки"

Дети, я получила письмо для учащихся нашей школы. От кого , вы узнаете, если по описанию угадаете животное.


Описание животного:

Имеет ценный мех, пушистый хвост, хорошо прыгает с ветки на ветку, запасает на зиму орехи и жёлуди.

Что это за животное? (Белка)

  • Вам интересно, что она написала?

  • А ещё она нам прислала вот что .( Показываю рисунок с изображением белки.)

  • Наверное именно эта белочка написала нам письмо.

  • Послушайте, что она нам пишет.


Письмо

Уважаемые дети, хочу попросить вас о помощи. В нашем лесу этим жарким летом был пожар. Сгорело много деревьев, кустов и трав. Жителям леса очень трудно добывать себе пищу. Зима уже не за горами. Прошу у вас помощи собрать мне запас еды на зиму. Я очень люблю орехи и жёлуди. Слышала в вашей местности растут дубы и орехи. Помогите мне . Буду вам очень благодарна за оказанную помощь.

Прочитав это письмо, я решила обратиться именно к вам за помощью. Мы были на экскурсии и собирали орехи и жёлуди. Поэтому и попросила вас принести их сегодня урок. Вот они. (Показываю собранные плоды.) Но просто отправить посылку, было бы не интересно. Давайте посоревнуемся. Для этого нам нужно поделиться на группы.

І группа учащихся

ІІ группа учащихся

Что бы собрать плоды, нужно выполнить ряд заданий. За правильный ответ вы будете получать плод. Победит та группа, которая соберёт больше плодов. А для победителей у меня есть особый подарок.

  • Начинаем работу, дети?


Работа с таблицею « Органы цветкового растения»


  • Покажите подземные органы растения.

  • Покажите надземные органы растения.

(За работу учащиеся получают плоды для белочки.)


  1. Словарная работа

Повторить слова и их значение.

Фотосинтез – образование в листьях на свету органических веществ из неорганических.

Опыление- попадание пыльцы на рыльце пестика.

Листопад – опадание листьев с деревьев. (Плоди для белочки)


  1. Метод «Пласт».


  • Вспомните, что нам уже известно о растениях?





Растения





Варианты ответов


  1. Дышат . Чем? ( Кислородом.)

  2. Питаются. Чем? (Раствором воды и минеральных веществ.)

  3. Размножаются. Чем? ( Корнями и семенами.)

  4. Выделяют кислород. А что поглощают? (Углекислый газ.) Когда это происходит? ( Во время фотосинтеза.)

  5. Имеют определённое строение. Какое? ( Корень, стебель, листья, цветок.)

  6. Бывают культурными и дикорастущими. Какие растения называют культурными? (Которые выращивают люди.) От каких растений произошли культурные растения? (Они произошли от дикорастущих растений. )

  7. Некоторые занесены в Красную книгу. Почему? ( Их осталось в природе мало, поэтому их нужно охранять.)

  8. Имеют названия. Какие вы знаете названия растений?

Вспомогательные слова:

Дышат, питаются, размножаются, выделяют кислород, имеют определённое строение, культурные и дикорастущие, Красная книга, имеют название.

  • Обобщите ответ.

Рефлексия результатов учащимися

Растения дышат, питаются, размножаются, имеют определённое строение и название, выделяют кислород и поглощают углекислый газ, делятся на культурные и дикорастущие, некоторые занесены в Красную книгу их нужно охранять.

( Учащиеся получают плоды для белочки.)


5. Викторина "Продолжим мысль"

Я буду называть предложения, а вы должны их продолжить полным ответом.

1. Живая природа – это…(растения, животные, люди, грибы, микроорганизмы.)

2. Живые организмы…(дышат, растут, питаются, размножаются, умирают.)

3. Во время фотосинтеза растения используют…(энергию Солнца)

4. Растения дают плоды и семена благодаря...(опылению и оплодотворению)

5. Все плоды растений делят на…( сухие и сочные)

6. Для прорастания семян необходимы…( вода, тепло, воздух)

7. Растения нужно…(охранять).


(Учащиеся получают плоды для белочки.)


  1. Работа с таблицею «Правила поведения в природе»


Давайте повторим правила поведения в природе , что бы не навредить ей.

  • Не ломать ветки деревьев.

  • Не оставлять мусор.

  • Не разрушать птичьи гнёзда.

  • Не рвать охапками и с корнями растения и цветы.

  • Не разрушать муравейники.

  • Не разжигать огонь

Из одного дерева изготовляют 1млн. спичек, а одна спичка может уничтожить 1млн. деревьев.

Рефлексия результата учащимися:

Природа –это наш дом. Её нужно любить, охранять, оберегать.

(Получают плоды для белочки.)

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

  1. Сообщение темы и задач урока

Мы продолжаем изучать тему "Общее знакомство с цветковыми растениями".

Тема урока: Распространение плодов и семян растений.

Сегодня на уроке узнаем о том, что растения ведут борьбу между собой, что бы выжить, они размножаются различными путями, умеют защитить себя. Рассмотрим способы распространения плодов и семян в природе. Продолжим разговор о лекарственных и ядовитых растениях. Полученные знания помогут нам быть более наблюдательными, внимательными к растениям, определять признаки по которым они защищают себя, распознавать их плоды и семена.


Задачи для учащихся:

получить знания о

распространении плодов и

семян

работать в парах

работать парами Этот урок научит и в группах

любить и

оберегать природу меня

быть внимательными и распознавать

наблюдательными лекарственные и ядовитые растения


IV. Изучение нового материала


  1. Объяснение материала учителем


План объяснения материала


  1. Приспособленность растений к выживанию в природе. Борьба за землю, воду, воздух, солнечную энергию.

  2. Способы распространения плодов и семян: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными, человеком. Приспособления, которые имеют плоды и семена для распространения в природе с помощью ветра, воды, животными и человеком. ( Таблица «Распространение плодов и семян растений", собранные плоды и семена растений, гербарий)

  3. Приспособления, которые имеют растения для защиты от животных и людей: шипы, колючки, неприятный запах , горький вкус.

(Показать и назвать растения и плоды некоторых растений у которых есть шипы и колючки.)

  1. Лекарственные растения и их плоды. Распространение лекарственных растений в природе: калина, шиповник, боярышник, мать-и-мачеха, липа и другие (Использую гербарий, собранные плоды и семена лекарственных растений, рисунки).


  1. Растения, плоды которых нельзя употреблять в пищу и пробовать на вкус: чистотел большой, вороний глаз, красавка, дурман, ландыш обыкновенный и другие.

(Использую рисунки, гербарий.)

  1. Схема « Способы распространения плодов и семян».

Способы распространения плодов и семян


ветром

водой

животными

человеком



Вывод:

Семена и плоды растений распространяются в природе разными способами. Самые распространенные способы - с помощью ветра, воды, животных и человека.


2. Физминутка

Встаньте, дети, улыбнитесь,

Земле нашей поклонитесь

И до солнца потянитесь.

В разные стороны наклонитесь,

Веретеном покрутитесь,

Раз – присядьте, два – присядьте

И за парты тихо сядьте.


V. Закрепление знаний, умений и навыков


1.Робота с учебником

Чтение цепочкой и фронтальный опрос учащихся.

Стр. 18-20

(Получают плоды для белочки).


2.Работа в тетрадях.

Обратить внимание детей на то, как нужно правильно сидеть за партой.

Записать тему урока и вывод по данной теме. ( стр.20 учебника).


Карточка для индивидуальной работа

Семена и плоды распространяются в природе с помощью ветра, воды, животных и человеком.

(За работу получают плоды для белочки.)


  1. Работа парами

Каждая пара учащихся получает плоды и семена растений.

Задания:

  1. Назовите растения, которым принадлежат эти плоды и семена.

  2. Каким способом распространяются в природе эти плоды и семена.


Учащиеся общаются между собой. Проверяем задание.


(За правильные ответы учащиеся получают плоды для белочки.)


  1. Работа в группах

Самостоятельная работа с карточками

І группа учащихся получает карточку№1

ІІ группа учащихся получает карточки№2

Карточка №1

Подчеркните лекарственные растения.

Шиповник, клён, боярышник, вороний глаз, одуванчик, мать-и-мачеха, осот, калина, липа, белена белая.


Карточка № 2

Подчеркните растения, плоды которых нельзя употреблять в пищу потому, что они ядовитые.

Дуб, чистотел большой, вороний глаз, шиповник, боярышник, ландыш обыкновенный, дурман, липа, белена белая, каштан, красавка.


Карточка для индивидуальной работы


Можно есть плоды этих растений?

Дурман Да

Ландыш обыкновенный Нет


Проверка работы с карточками

Проверка карточек под руководством учителя.


- Почему нельзя употреблять в пищу плоды не знакомых растений?

VI. Итог урока


1. Упражнение "Интервью"

Говорить можно только в микрофон.

  • Назовите тему урока.

  • Назовите способы распространения плодов и семян растений в природе.

  • Чем понравился вам урок? А что запомнилось больше всего?

  • Справились вы с заданиями, которые стояли перед вами в начале урока?

  • Что больше всего понравилось на уроке?

2. Домашнее задание

Проработать статью учебника стр. 18-20

По выбору:

- подготовить интересную информацию о растениях;

- нарисовать рисунок "Лекарственные растения";

- составить рассказ о лекарственных растениях.


3. Итог игры "Сбор плодов и семян для белочки"

- Подсчитайте сколько плодов вы собрали лично.

Комментирую оценки учащихся за урок.

- Теперь командиры групп подсчитывают плоды собранные группой .

Определяем победителя.

  • А сейчас победителей ждёт подарок от меня. (Грецкие орехи.)

Подготовка к перемене.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!