Тема: «Признаки равенства прямоугольного треугольника».
Задачи:
обучающая: повторить признаки равенства треугольников; рассмотреть и доказать их для прямоугольных треугольников; научиться решать задачи на применение признаков равенства прямоугольных треугольников;
развивающие: развить навыки доказательства и решения геометрических задач, самостоятельной работы; развить математическую логику и математическую речь;
воспитательные: привить любовь к предмету, аккуратность введения тетради; посредством урока воспитать товарищество и уважение друг другу .
ПЛАН
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Самостоятельная работа
Мотивация изучения новой темы.
Объяснение нового материала.
Решение задач.
Подведение итогов и домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
Пушкин А.С. (1799-1837)
(Слайд №1)
Орг. момент.
Актуализация знаний.
-Какой из перечисленных треугольников является прямоугольным?
(Слайд №2)(Третий)
- Как называются стороны прямоугольного треугольника? (Слайд №3)(Гипотенуза, катет, катет).
- Сформулируйте свойства прямоугольного треугольника.
(А)Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
В)Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен половине гипотенузы.
С)Если катет равен половине гипотенузы, то он лежит против угла в 30°.)
3.- Молодцы, а теперь решим самостоятельную работу. Я вам предлагаю три варианта: 1- на «3»; 2- на «4»; 3-на «5».(Самостоятельная работа дается на карточках.)
Вариант 1.
1.Постройте прямоугольный треугольник. Как называются стороны треугольника?
2.Найдите угол прямоугольного треугольника АBC, если угол В равен 700.
Вариант2.
1.Сформулируйте первое свойство прямоугольного треугольника.
2.Найдите гипотенузу ВС прямоугольного треугольника АВС, если АВ=6см, угол В=600.
Вариант 3.
1.Сформулируйте второе свойство прямоугольного треугольника.
2.Найдите катет АС прямоугольного треугольника АВС, если внешний угол равен 1500, а гипотенуза 16см.
4.-Сегодня мы проверили ваши знания по теме «Свойства прямоугольного треугольника», а теперь изучим признаки равенства прямоугольного треугольника. Запишите тему урока: (Слайд № 4) «Признаки равенства прямоугольного треугольника».
На уроке мы решим следующие цели: (Слайд №5)
обучающая: повторить признаки равенства треугольников; рассмотреть и доказать их для прямоугольных треугольников; научиться решать задачи на применение признаков равенства прямоугольных треугольников;
развивающие: развить навыки доказательства и решения геометрических задач, самостоятельной работы; развить математическую логику и математическую речь;
воспитательные: привить любовь к предмету, аккуратность введения тетради; посредством урока воспитать товарищество и уважение друг другу.
- Признаки равенства треугольников ,а в частности прямоугольных, имеют большое значение в планиметрии для решения задач. Знания, полученные по данной теме, помогут решать и многие задачи стереометрии (10-11 класс), также некоторые графические задачи по физике и астрономии.
5. –Вспомните формулировку первого признака равенства треугольников. (Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.)( Слайд №6)
-Запишите этот признак на языке математики.(ЕслиAB=A1B1; AC=A1C1; ∠A=∠A1, то𝚫ABC=𝚫A1B1C1)
-Что изменится в этом признаке, если треугольники прямоугольные?(Равенство прямых углов уже есть, поэтому достаточно равенства соответствующих катетов).
- Попробуйте сформулировать этот признак. (Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны).(Слайд №7)
- Справедливость этого признака вытекает из первого признака равенства треугольников. Вспомните формулировку второго признака равенства треугольников.(Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.) (Слайд №8)
-Запишите этот признак на языке математики.(Если AC=A1C1; ∠A=∠A1;∠С=∠С1, то 𝚫ABC=𝚫A1B1C1)
-Что изменится в этом признаке, если треугольники прямоугольные?(Равенство одного прямого угла есть, поэтому достаточно равенства соответствующего катета и прилежащего к нему острого угла этих треугольников).
- Попробуйте сформулировать этот признак.(Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему углу другого, то такие треугольники равны.)(Слайд №9)
- Справедливость этого признака вытекает из второго признака равенства треугольников. Рассмотрим еще два признака равенства прямоугольных треугольников. ( Слайд №10)
1)Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие треугольники равны.2)Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то такие треугольники равны.
(Доказательство этих признаков учитель проводит вместе с учениками устно, с короткой записью на доске)
- Обратите внимание: для того, чтобы доказать равенство произвольных треугольников нужно найти « Сколько пар равных элементов (три), а для прямоугольных треугольников» ? (два)
6.- Давайте сейчас решим устно следующие задачи. (Слайд № 11,12)
(затем письменно решаем задачу №261 –Слайд №13)
7. Итоги урока и домашнее задание (Слайд №14,15)
8. Рефлексия. - А теперь ответьте для себя: «Полезен ли для вас урок»? (Слайд №16)
-Как вы думаете прав ли А.С. Пушкин и почему? (Слайд 17) (Да или нет)
(Слайд 18)