| 2) Где и когда происходит действие? 3)Учитель обращает внимание детей на фотографии, которыми иллюстрирован рассказ, предлагает детям высказать своё мнение о фотографиях. 4) Какие события нашли отражение в произведении? 5) Какой была жизнь деревни? Предлагает послушать учеников, индивидуально готовивших анализ эпизодов. 6)Почему приезд фотографа стал важным событием в жизни деревни? Почему вся деревня решает, где будет ночевать фотограф? 7)Каков смысл троекратного повторения «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло. Учитель подводит детей к выводу: «На чем держалась нравственная основа жизни деревни, что важно подчеркнуть автору?» 8)Какие герои в центре внимания? 9)Исследовательская работа с текстом по 3 вариантам в группах по 4 человека: 1вариант выписывает цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя. 2 вариант Какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты. Какое качество характера героя проявляется в воспоминаниях об учителях? Выпишите цитаты. 3 вариант За что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты Почему Витьке особенно запомнился эпизод со змеёй? Выпишите цитаты Лексическая работа Как вы понимаете слова «важно,чтобы осталось слово «учитель». В каком значении оно употреблено? Почему так дорога рассказчику старая фотография? | 2) в Сибири, в 30 годы 3)Ученики говорят о скромности быта русского крестьянина. Реализуется индивидуальное задание (цитаты к фотографиям) 4)Реализуется индивидуальное домашнее задание (исторический комментарий слов «выселенцы» и «самоходы») Ученики делают вывод о том, что рассказ пополняет их познания об истории России 5) Ученик (работавший индивидуально) выразительно читает «А в какой школе начали работу учителя…» анализирует. читает «Как суетились бабы по селу..» анализирует, читает «Деревенское окно, заделанное на зиму…», анализирует. 6)ученики дают ответ 7)Жители деревни чувствуют себя единым целым. Ученики под руководством учителя делают вывод, что единение людей - это основа мира, красоты, нравственности. Индивидуальное задание (художественный пересказ эпизода о катании) Ученики разбиваются на группы по 4 человека, работают над текстом, выбирают выступающих, читающих и цитаты. Один человек от каждого варианта делает вывод о характере героя, над образом которого он работал. Вывод 1 вариант Катерина Петровна наделена удивительной энергией, трудолюбием, стойкостью, терпением. В основе миропонимания мудрой женщины лежит православная вера. Вывод 2 вариант Витька унаследовал от бабушки способность ценить прекрасное. Он эмоционально чуткий человек, умеет помнить добро, которое ему делают окружающие. Вывод 3 вариант И в поведении и в отношении к людям учителя показывали нравственный пример. Выразительно читают стр. 298 «И каждый человек, мечтающий стать учителем..» Эти строки своеобразный гимн учителям. Рассказ включает в себя эпизоды из прошлого. Эти эпизоды как страницы в фотоальбоме, герой листает в своей памяти воспоминания. |