«Город, в котором мы живем».
Цель: Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционального восприятия архитектуры.
Ход урока
Оргмомент.
1 этап. Определение проблемы проекта.
На Амуре, среди сопок
Город юности цветёт
Нет на улице там пробок
Дружный в нём народ живёт.
Процветай, расти наш город,
Пусть порою нелегко.
Город Юности, в котором
Супер Джет, даёт завод!
И народ здесь не сломить,
Всех морозец закалил.
Будем строить, будем жить!
Чтить и город свой любить!
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас на экскурсию по городу, стихотворение о котором вы только что слышали. Ответьте, по улицам и площадям какого города мы будем путешествовать? (Комсомольск). Слайд 1.
- Правильно, хотя мы знаем город, где живем, однако, маршрут нашей экскурсии будет пролегать именно здесь. Подумайте, почему выбран город, где мы живем? (дети делают вывод о том, что это город свой, любимый; нужно хорошо знать его облик; уметь рассказать о нем гостям города и т.д.)
Постановка цели урока
- Дети, чтобы отправиться в путешествие, необходимо соблюдать специальные правила. Я думаю, вы их легко угадайте. Слайд 2.
- Остановка «Школа». Слайд 3. Дети, наша экскурсия начинается в школе. Экскурсоводом, конечно, буду я. Есть и помощники экскурсовода – Мастер Постройки, Мастер Украшения и Мастер Изображения. А говорить наши Мастера будут вашими голосами, потому что я распределю их по экскурсионным группам (рядам). И наконец, Мастера не только будут участвовать в экскурсии, но и помогут выполнить панно, изображающее наш любимый город.
Определение задач урока
- Отправляясь на экскурсию, давайте договоримся, что Мастер Постройки и его команда будет рассказывать о конструкции каждого здания; Мастер Украшения – о его декоре (украшении); Мастер Изображения будет сравнивать здание, описывать их особенности. В конце экскурсии мы все вместе составим панно, изображающее наш любимый город.
- Остановка «Архитектурная». Слайд 4. Итак, внимание, экскурсия начинается.
Дети просматривают презентацию с элементами анимации. На слайдах -архитектурные сооружения: Памятник Первостроителям г. Комсомольск-на-Амуре, Набережная р. Амур, Памятник комсомольчанам 30-х годов г. Комсомольск-на-Амуре, сквер «Краевого Дома молодёжи», Памятник участникам ледового перехода г. Комсомольск-на-Амуре, Яблоневый парк у Драматического театра, Памятник Ю.А. Гагарину г. Комсомольск-на-Амуре, площадь им. Ю.А. Гагарина, Городская доска почёта г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда (напротив здания администрации города), Мемориальный комплекс погибшим в ВОВ (1941-1945гг.) г. Комсомольск-на-Амуре, Набережная р. Амур.
Команды «помогают Мастерам» анализировать конструкцию зданий, их декор, сравнивают.
Физкультпауза.
В нашем городе здания – высокие (руки вверх).
Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны).
Есть мосты над реками – радугой (руки описывают дуги вправо- влево).
И фонтаны бьют в небо - радостно (руки вверх, сжимать – разжимать ладони).
В нашем городе реки – глубокие (наклонились, руки вниз).
Фонари красотою – строгие (руки вверх).
В скверах-парках деревья – зеленые (руки вверх: движения вправо-влево).
Мы в свой город с детства – влюбленные! (похлопали в ладоши)
Выбор техники выполнения.
Техника выполнения практической части работы - графика, вырезание.
Оборудование – белая бумага А4, мелки на масляной основе, ножницы.
Учитель: Остановка «Художественная мастерская». Слайд 6. Итак, вы еще раз увидели город, в котором живете, по-новому посмотрели на его архитектуру, оценили его красоту. А теперь каждый из вас нарисует наиболее понравившееся здание. Не забудьте о том, что возле вашего здания могут быть фонари, клумбы, фонтаны… Из них наши Мастера составят панораму нашего любимого Комсомольска.
Самостоятельная индивидуальная работа учеников.
В процессе работы от каждого ряда выбираются «ассистенты Мастеров», которые будут собирать композицию (наклеивать здания).
Результат: "Что получилось?"
Создание панно. На доске, на большом листе, учителем выполнен фон для панно, приготовлены клеевые карандаши. Готовы помощники - «ассистенты Мастеров»
- Остановка «Вернисаж». Ребята, вот и готовы здания для нашего города. Теперь необходимо грамотно составить композицию. Какие домики мы будем располагать ближе, небольшие или более крупные? (дети объясняют, что крупное располагается ближе к нижнему краю листа, а мелкое – ближе к линии горизонта, т.к. это мы видим вдалеке) Дети вспоминают одно из правил композиции: «То, что видим ближе, мы рисуем ниже. А то, что видим далеко, то рисуем высоко».
«Ассистенты Мастеров» уже начинают составлять панно.
Подумайте над ответами на вопросы: «что мне понравилось в панно и почему…», «что бы я изменил и почему…», «какие здания наиболее выразительны и почему»?
Рефлексия
- Ребята, подумайте, как можно использовать созданное вами панно?
Дети высказывают свои предложения. А теперь пусть каждый задумается
«что самое интересное было на уроке…», «чему я научился…».