СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока произношения в 3 классе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация звуков [ч,] – [ш] в слогах, словах, предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока произношения в 3 классе»


Жевна А.Г., учитель начальных классов

Конспект урока в 3 классе

Тема: Дифференциация звуков [ч,] – [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Создание условий для осознанной дифференциации звуков [ч,] – [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство детей со звуками [ч,] – [ш].

  2. Научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков.

  3. Соотносить звуки с буквами.

  4. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.

  5. Развивать навыки работы со словами – паронимами.

  6. Учить строить логически верные предложения.

  7. Упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту.

  8. Развивать логическое мышление.

  9. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

  10. Уметь различать настроение человека по настроению героев мультипликационного фильма.

Оборудование:

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк, индивидуальные карточки – задания, алгоритм характеристики звука.

Демонстрационный материал (на экране): картинки к артикуляционной гимнастике, предметные картинки, видеофрагмент мультипликационного фильма.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Интригующее начало урока:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли герои из сказки, которые приготовили для нас интересные задания, веселые истории, но кто они, вы сможете узнать, когда выполните их первое задание.

2.Развитие фонематического анализа и синтеза

- На слайде появляются картинки,

Ребята, посмотрите на экран: назовите предмет, изображенный на картинке. Называть будем по цепочке.

Как только ребенок дает название предмета, вместо картинки появляется слово. Слова распределяются на экране в два столбика.

Чайник Шахматы

ежи арбуз

бабочка платье

улитка огурец

ракета кошка

апельсин лимон

шапка яблоко

ключ карандаш

ананас

- Ребята, обратите внимание: все слова разделились на два столбика. Посмотрите на первые буквы слов в каждом столбике. Составьте по первым буквам слов имена героев, которые пришли к нам в гости на наш урок.

(Чебурашка, Шапокляк).

Фрагмент мультфильма.

- Вспомнили? Из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк?

- «Крокодил Гена и его друзья».

- Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский).

- Как звали главных героев этой сказки?

(Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк).

II. Основная часть.

1. Целевая установка.

- А сейчас послушайте имена героев сказки и назовите первые звуки в словах:

(Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш).

- Ребята, подумайте и попробуйте назвать тему урока. (Различение звуков Ч и Ш). (Корректирую предположение и уточняю тему урока: различение звуков [ч,] – [ш] в слогах, словах, предложениях). Демонстрация темы на слайде презентации.

- Что нам нужно сделать, чтобы сравнить и различить какие-либо звуки? Все, что вы, ребята, сказали, это задачи нашего урока.

2. Какое настроение сейчас у Чебурашки? А что можно сделать, чтобы поднять настроение? Выполним артикуляционную гимнастику, подготовим наши речевые аппараты для четкого, правильного произношения звуков нашего урока. Ребята, возьмите зеркала и контролируйте правильность выполнения упражнений, глядя на себя в зеркало.

(Демонстрация картинок с упражнениями на слайдах, упражнения выполняются перед зеркалами):

- «Лягушка – хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

- «Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.

- «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между

губами и пошлёпать его « пя – пя – пя ».

- «Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

- «Маляр» - улыбнуться, открыть рот.

Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

- «Грибок» - присосать широкий язык к нёбу

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневую шляпкой

С бархатной подкладкой.

- Вот и развеселили вы Чебурашку! Он даже и не догадывался, что бывают такие веселые и полезные упражнения!

3. Уточним артикуляцию и характеристику звуков ,] – [ш]

- Ребята, посмотрите на Шапокляк. Как она выглядит? Какое у нас настроение? Предположим, она хитрит, потому что думает, что никто не справится с трудными заданиями. А мы можем их выполнить! Давайте выясним, чем отличаются между собой звуки [ч,] – [ш].

Начнем с характеристики звука [ш] (таблица):


Артикуляция звука

Когда произношу звук:

губы

зубы

язык

голосовые связки

воздушная струя


а) произнести звук [ш] с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).

Когда произносим звук:

- Губы слегка вытянуты и округлены.

- Зубы заборчиком с щелью.

- Язык широкий, «чашечкой».

- Язык приподнят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель,

боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

- Голосовые связки не дрожат.

- Воздушная струя сильная, тёплая.


Характеристика звука

Согласный

Глухой звонкий

Твёрдый мягкий


- Звук [ш] - согласный, глухой парный, твёрдый непарный.

4. А сейчас давайте дадим характеристику звука [ч,] (таблица):

а) произнести звука [ч,] с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).


Артикуляция звука

Когда произношу звук:

губы

зубы

язык

голосовые связки

воздушная струя


Когда произносим звук [ч,]:

- Губы слегка вытянуты и округлены.

- Зубы сближены.

- Язык, как мячик, прыгает у верхних бугорочков.

- Голосовые связки не дрожат.

- Воздушная струя сильная, тёплая.


Характеристика звука

согласный

глухой звонкий

твёрдый мягкий


- Звук [ч,] - согласный, глухой непарный, всегда мягкий.

5. Дыхательная гимнастика:

Какое настроение объединяет сейчас Чебурашку и его друга Крокодила Гену? Правильно, праздничное настроение. Время отдыха. Давайте и мы отдохнем с пользой, как будто бы мы на празднике устраиваем шоу мыльных пузырей. Ведь, как мы выяснили, звуки ,] – [ш] образуются с помощью воздушной струи. Значит, для правильного произношения этих звуков нам нужно работать над правильным дыханием. Выполним упражнение «Подуй в трубочку».

- Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

- Поставь на расстоянии перед губами ладонь.

- Сделай вдох через нос.

- Сильно дуй через язычок-трубочку на ладонь, почувствуйте выдыхаемый воздух (следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижными).

Мы все делаем старательно, молодцы!

6. Работа со слогами.

- Посмотрите, какое настроение сейчас у нашего героя? Сосредоточенное, деловое. И нам любое дело по плечу!

Дружно читаем слоги и чётко произносим все звуки.

ча – ша

шу – чу

ша – ча – ча

шу – шу – чу

ша – ша – ча – ча

ши – ши - чи – ши

7. Развитие фонематического восприятия:

- Что бы ни делали наши сказочные герои, они это делают с интересом, весело. Можем ли мы так сказать, глядя на это изображение? Давайте и мы предположим, что весело скачем по ступенькам лесенки, придумывая новые слова. Запишем слова в клетки ступеней:

ч

а



ч

а




ч

а





ч

а













- Если будут затруднения с выбором слов, буду говорить наводящие вопросы:

- Что утром пьёте в столовой? (чай).

- Что носят на руке? (часы).

- Какие птицы летают над водой? (чайки).

- В чём кипятят воду? (чайник).

ш

а



ш

а




ш

а





ш

а







- С чего начинается ходьба? (шаг).

- Что мы надуваем для праздника? (шары).

- Что забивают клюшкой? (шайба).

- Что носят на шее в холодную погоду? (шарфик).


8. Работа со словами – паронимами:

Одна из любимых игр Чебураки и крокодила Гены это игра со словами, а что это за игра – мы сейчас узнаем. Возьмите карточки красного цвета. На каждой карточке написано слово. Сравните эти слова по написанию, звучанию и значению. Разделите все слова так, чтобы получились пары слов, которые отличались бы друг от друга только одним звуком. Работаем в группе. На выполнение задания дается две минуты.

(Дети выкладывают на партах пары слов, после осуществляется проверка на слайде). Проводим сравнение каждой пары слов.

Какие слова не подходят к теме нашего занятия. Почему? (дети объясняют, слова убираем со стенда).

печка – пешка

тучка – тушка

мочка – мошка

кочка – кошка

вата – фата

9.Физкультминутка. Хорошо поработали, пора и отдохнуть!

Игра со звуками :

Изобразим кистями рук фигурку – «Пароход».

(Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх).

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка: «ч – ч – ч».

Игра со звуками:

Давайте поиграем со звуком, [ш], в игру «Сердитый гусь». поставьте ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой:

Шипит сердитый гусь,

Его я вовсе не боюсь – «ш – ш – ш».

Учим детей изображать кистью руки фигуру «гуся» (сердитый).

- Отлично получилось!


10. Развитие умений логического построения предложений.

- Что мы можем сказать о настроении Старухи Шапокляк в этот момент. Она раздосадована. Что-то не то в предложениях со звуками ,] – [ш]! Давайте все поправим! (Задание на экране и на индивидуальных карточках).

У шапки новый Маша.

Девочка ватрушка печёт.

Лошадка причёсывает мальчика.

- Подумайте и скажите, как нужно записать предложения, чтобы они были записаны без ошибок? (Дети думают, отвечают).

- На слайде появляются правильно составленные предложения. Когда все предложения исправлены, указываем звуки занятия. Дети называют, на слайде следом за ответом выделяются названные звуки.

У Маши новая шапка.

Девочка печёт ватрушки.

Мальчик причёсывает лошадку.

- Какими должны быть все слова в предложении? (связанными по смыслу).

11. Зрительная гимнастика.

- Какое настроение бывает у тех, кто танцует под веселую мелодию?

Мы сейчас тоже потанцуем, только пусть танцуют наши глаза.

Смотрите на экран и следите за Чебурашкой.

Дети следят за последовательностью движений на экране, выполняют зрительную гимнастику.

12. Дифференциация звуков Ч-Ш в тексте.

- Ребята, как выглядит человек, когда он удивлен? Так же, как и наш герой? Чем же удивлена старуха Шапокляк? Она написала нам письмо (Письмо на слайде).

Дорогие ребята!

Я всегда думала, что хорошими делами прославиться нельзя. Но посмотрела на вашу дружную, весёлую, активную работу на уроке и решила, что с сегодняшнего дня начинаю новую жизнь! Буду с интересом узнавать новое, буду всем помогать, буду жить с позитивным настроением! Я буду старательной, ответственной, честной, дружелюбной. И тогда у меня будет много друзей!


Ответьте на вопросы по прочитанному тексту.

- Шапокляк по-прежнему считает, что хорошими делами прославиться нельзя?

- А что может считаться хорошим делом во время урока?

- С каким настроением делаются все хорошие дела?

Какие качества человека являются ценными и важными?

- Назовите буквы нашего занятия (Ч, Ш). Вам встретились слова с этими буквами в тексте? Назовите их.

III. Итоги занятия

- Ребята, возьмите зеркала, посмотрите на свое отражение и одним словом скажите какое настроение у вас?

Я сегодня хотела бы оценить работу Миши, Маши, Светы, Ромы (выбор детей зависит от активности на уроке). Маша, скажи пожалуйста, как ты оценишь свою работу? (отвечает). Ребята, как вы оцените работу Маши? ( дети отвечают). Я считаю, что Маша работала активно, ответы были правильные. Оценка за урок «пять». И так по каждому ребенку.

- Домашним заданием будет придумать небольшую историю про Чебурашку и старуху Шапокляк. (Может просто придумать историю? Или использовать в истории опорные слова, которые будут выданы детям на карточках, например: чашка, чай, шьёт, шапка, кошка, скучала).

На этом завершаем наше занятие.

Спасибо за хорошую работу.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!