Разработка проблемно-эвристического урока.
Автор: Максимова Наталья Евгеньевна.
Образовательное учреждение: ГБОУ школа №93 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема: Металлы – простые вещества.
Учебно-методическое обеспечение:
Габриелян О.С. Химия. 8кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2006г.
Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8класс». Электронное учебное издание «Физикон». Дрофа 2006г.
Фотографии Иерусалимского храма, репродукции и фотографии семи чудес света и произведений искусств из металлов и сплавов: «Древние монеты из серебра, золота и меди», «Колосс Родосский», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Рабочий и колхозница», «Родина-Мать», «Решетки Летнего сада».
4. Модели различных атомов, таблица «Кристаллическая решетка металлов».
Необходимое оборудование и материалы для занятия:OC Windows 2000; проектор; экран; образцы металлов (алюминия, цинка, меди, свинца, железа); штатив с пробирками, алюминиевая и медная проволоки с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь.
Время реализации занятия: 45 мин.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о строении атома, физический смысл порядкового номера, номера группы и периода.
Сформулировать у учащихся знание о том, что металлам в особом состоянии присущи особые свойства.
Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи.
Развивающие:
Включить учащихся в активный познавательный процесс.
Заинтересовать учащихся, используя лабораторную, игровую, стихотворную, групповую формы работы.
Формировать умения анализировать полученную информацию.
Видеть причинно – следственные связи.
Воспитательные:
Проблемные вопросы:
Почему металлы так важны для человека?
Какими физическими свойствами обладают металлы?
От чего зависят эти свойства?
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Лабораторно – исследовательский.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап.
Актуальность темы: С глубокой древности человеку были известны 7 металлов, которые считались представителями семи планет. На часах человеческой истории каменный век сменился медным веком, затем – бронзовым, далее – железным. Сейчас у металлов имеются очень серьёзные «конкуренты» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики и стекла. Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в жизни человека.
(обращаем внимание учащихся на фотографии и репродукции).
…расплавив, металлы возможно в форму любую отлить
и любую придать им фигуру…
Тит Лукреций Кар (отрывок из оды «Открытие металлов».)
1.Сообщение темы урока, цели и задачи.
2.Беседа по вопросам:
Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов. А из чего состоит атом? («Планетарные модели» различных атомов.)
Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие атомов металлов и неметаллов? (Число электронов, Rat)
А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем энергетическом уровне?
3. Закрепление: игра «Крестики – нолики». Выигрышный путь: Me - соседи по периоду или группе.
Итог: Актуализация знаний о строении атомов металлов и положении их в ПСХЭ:
(повторили физический смысл порядкового номера, номера группы и периода, элементарный состав атомов металлов и неметаллов).
4.Проблемная задача -1.
В природе отдельных атомов не существует, они связаны друг с другом и образуются простые вещества – металлы, некоторые и использует человек в повседневной жизни. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и его мастерах, добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае (зачитать отрывок «О строительстве Иерусалимского храма»). Этой легенде уже около трёх тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.
- Почему же металлы так важны для человека? Как использует металлы человек?
Заполняем таблицу по приёму ЗХУ с целью актуализации знаний из курсов природоведения, физики, географии, истории.
5. Проблемная задача – 2.
- Какими физическими свойствами (общими и специфическими) они обладают?
Агрегатное состояние: твёрдые; жидкие (ртуть)
Общие: ковкость, пластичность, металлический блеск, электро и теплопроводность.
Специфические: твёрдость, плотность, температура плавления, намагничивание.
6. Лабораторная - исследовательская работа « Общие физические свойства металлов».
На столе находятся образцы металлов. Учащиеся работают по инструктивной карте (приложение 1). Рассматривают образцы и заполняют таблицу (приложение 2).
Остались две колонки в таблице не заполненными: Электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.
Демонстрация 1. «Теплопроводность металлов».
Алюминиевую проволоку (или другие) с прикрепленными к ней пластилином кнопками нагревают с одной стороны.
Что наблюдаем? (кнопки отпадают поочередно)
Какой вывод? Металлы проводят тепло. (Заполнить таблицу).
Демонстрация 2. «Электропроводность»
Замкнуть электрическую цепь, в которой прижаты клеммами кусочки различных металлов, с лампочкой.
Что наблюдаем? (лапочка загорается).
Какой вывод? Meталлы проводят электрический ток. (заполнить таблицу).
Сделаем общий вывод и дадим определение металлам, как веществам.
Определение: Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. (Записать в тетрадь).
7. Специфические свойства металлов.
Это такие свойства, которые характерны для группы металлов или для отдельных металлов (используем слайд – фильм из Мультимедийного приложения к УМК «Химия. 8класс»)
мягкие ( Na,K)
тяжёлые (Pb,Zn,Os,Cu)
Тугоплавкие (Fe -1539С; W -3390С)
8. Проблемная задача – 3.
- От чего зависят такие физические свойства?
Зависимость физических свойств от наличия в металлах металлической связи и особенностей кристаллического строения.
- Что металлы делают с электронами последнего уровня?
Пример: Na0 – 1 электрон ↔Na+
Al0 – 3 электрона ↔Al 3+
Mg0 – 2 электрона ↔Mg2+
Атомы металлов ионы металлов
(Таблица «Кристаллическая решетка металлов».)
Рассказ учителя по таблице
(Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны подвижности электронов. Свободные электроны отражают свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.)
(зарисовать схему кристаллической решетки в тетрадь и указать её составляющие).
9.Закрепление.
Прочитать стихи, и учащиеся должны определить, о каких свойствах металлов идет речь.
(Можно раздать стихи детям до начала урока)
1. Век железа был давно в зените,
Но уже у химиков в руках
Засверкал как драгоценный алюминий
Этот легкий сказочный металл.
(Металлический блеск)
2. Титан - химический реактор
И очень прочная броня,
Компрессор, рельсы элеватор,
Конструкций легких кружева.
( прочность, пластичность)
3. Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить.
( электропроводность).
4. Все знают, что лампе обычной
Вольфрам – раскалённая нить,
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить.
Теплопроводность).
10.Контроль знаний: (Учащиеся заполняют карточки – задания с индивидуальным элементом - металлом.)
«Атом _____, имеет заряд ядра___, электронных уровней___, электронов на последнем уровне __. Простое вещество ____ обладает следующими свойствами ______.»
11. Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке).
Мне урок понравился. Урок не понравился совсем.
Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал.
Урок был содержательным. На уроке я ничего не понял.
Понравилось проводить исследование. Урок был обычным…
12. Домашнее задание: §13 в 1 – 4 письменно. В5 (по желанию).
Литература к уроку:
Габриелян О.С. Химия. 8кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2006г.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2004г.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Методическое пособие. Химия 8-9 кл. М.: Дрофа 2008г.
Габриелян О.С. Программа курса химии 8-11 Кл. Общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2005г.
Габриелян О.С., Шипарёва Г.А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу, «Химия. Вводный курс. 7класс». М.: Дрофа 2007г.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактический материал. М.: Блик плюс. 2004г.
Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8класс». Электронное учебное издание «Физикон». Дрофа 2006г.
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методическое пособие. М.: Глобус 2007г.
Приложение 1.
Инструктивная карта.
Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1, 2, 3, 6 колонки таблицы.
1.Возмтте в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что – то увидеть? Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».
2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».
3.Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «-».
4.Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или
«-».
5.Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.
Приложение 2.
Физические свойства металлов.
Металл | Прозрачность | Блеск | Прочность | Электропроводность | Теплопроводность | Пластичность |
Al | | | | | | |
Zn | | | | | | |
Mg | | | | | | |
Cu | | | | | | |
Fe | | | | | | |
«Атом _____, имеет заряд ядра___, электронных уровней___, электронов на последнем уровне __. Простое вещество ____ обладает следующими свойствами ______.»