1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Устный счет: 0,15 1,11 0,7 0,44 0,003 23% 38% 50% 67% 102% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на доске) а) как найти процент от числа; Найдите: 46% от 250 Решение: 46% = 0,46 250 0,46 =115 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 24. Решение: 8% = 0,08 24 : 0,08 =300. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 150 от 1200? Решение: 150 : 1200 100% = 12,5%. | |
3. Этап: изучение нового материала. | Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 10 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -12, но в 5а- 20 учеников, а в 5б -28 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии , физике, биологии, а также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Тема нашего урока: Решение задач на проценты. Цель урока - обобщение знаний по теме "Проценты" и применение их при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору, и в интернете, и в школе) Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. |
4.Этап: первичное осмысление и закрепление знаний | - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель. 1) В классе 18 учеников, 4 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 2) 6 учеников посещают спортивные секции, 12 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец - покупатель. Товар: скидка на данный товар: Шуба – 80 000 рублей 20 % Платье – 6500 рублей 10% Свитер - 3000 рублей 15 % Пиджак - 2 200 рублей 25 % Туфли – 1 500 рублей. 5 % 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Ставка сотрудника – 20 500 рублей. Доплата за сверхурочную работу – 20 % Премия -50% Налоговые вычеты -13% Какова заработная плата сотрудника? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 22,2% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 33,3% учеников посещают спортивные секции, 66,7% учеников посещают различные кружки. Ответ к задаче: Товар: Шуба 64000, платье 5850, свитер 2550, пиджак 1650, туфли 1425 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 30319, 5 рублей |
6.Этап: закрепление изученного материала | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
| 7.Этап: подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, сегодня мы решали задачи из реальной жизни, задачи практического характера, это были простые задачи, с каждым годом они будут становиться сложнее. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание: придумать задачу на проценты | Учащиеся сдают карточки самооценива |