СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Проценты. Решение задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач"

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Проценты. Решение задач»

План-конспект урока: «Проценты. Решение задач».

ФИО: Черкасова Е.Н.

Место работы: МБОУ «ЦО с. Амгуэмы»

Должность: учитель математики.

Предмет: математика  Учебник : Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. , 5 кл.

Тип урока: урок решения задач.  Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемые достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение


умение решать основные типы задач на проценты

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму


планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты».

самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

4

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

25

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Устный счет: 0,15        1,11          0,7           0,44           0,003

                         23%        38%        50%          67%            102%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. 

Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на доске)

а) как найти процент от числа; 

Найдите:  46% от 250

Решение: 46% = 0,46

                250  0,46 =115

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 24.

Решение: 8% = 0,08

                24 : 0,08 =300.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. 

Сколько процентов составляет 150 от 1200?

Решение: 150 : 1200  100% = 12,5%.


3. Этап: изучение нового материала.

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 10 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -12, но в 5а- 20 учеников, а в 5б -28 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии , физике, биологии, а также при сдаче экзамена ЕГЭ.  


Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Цель урока - обобщение знаний по теме "Проценты" и применение их при решении реальных жизненных задач.



Учащиеся предлагают свои решения.








Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору, и в интернете, и в школе)












Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. 


4.Этап: первичное осмысление и закрепление знаний

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель.

1) В классе 18 учеников, 4 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 6 учеников посещают спортивные секции, 

12 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба – 80 000 рублей                                 20 %

Платье – 6500 рублей                                      10%

Свитер - 3000 рублей                                      15 %

Пиджак - 2 200 рублей        25 %

Туфли – 1 500 рублей.                              5 %


3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 20 500 рублей.

Доплата за сверхурочную работу – 20 %

Премия -50%

Налоговые вычеты -13%

Какова заработная плата сотрудника?


Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

22,2% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 

33,3% учеников посещают спортивные секции, 

  66,7% учеников посещают различные кружки.


Ответ к задаче:

Товар: Шуба 64000, платье 5850, свитер 2550, пиджак 1650, туфли 1425


 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 30319, 5 рублей

5.Физкультминутка

5. Физкультминутка

Презентация на слайдах

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия

6.Этап: закрепление изученного материала

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.


7.Этап: подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, сегодня мы решали задачи из реальной жизни, задачи практического характера, это были простые задачи, с каждым годом они будут становиться сложнее. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. 


Домашнее задание: придумать задачу на проценты

Учащиеся сдают карточки самооценива

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет


2

Классный руководитель                                                                                     


3

Продавец - покупатель.


4

Бухгалтер – сотрудник фирмы.


5

Итого: ваша оценка за урок


 

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

                     4- 3,5  «+» - «4»;

                     3- 2,5 «+» - «3».