СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Путешествие в удивительный мир оксидов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе О.С.Габриеляна с применением ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Путешествие в удивительный мир оксидов»

Разработка урока с использованием ИКТ

Тема урока: «Путешествие в удивительный мир оксидов».

Класс: 8

Предмет: химия

Автор УМК: О.С.Габриелян

Дидактическая цель: Создать условия для осознанного усвоения учащимися знаний об оксидах, их составе, номенклатуре и классификации.

Задачи урока.

Образовательная:

  1. Познакомить с классификацией оксидов;

  2. Закрепить умение составлять формулы по степени окисления, определять степень окисления химических элементов по формуле оксидов, назвать оксиды.

Развивающая:

  1. Проводить исследование способом от частного к общему;

  2. Развивать умение выделять способ деятельности;

  3. Формировать умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Учить этике общения и работы в группе.

2. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, правила работы с веществами.

Принципы отбора материала:

- актуальность,

- доступность,

- научность,

- постепенность и последовательность,

Принципы организации образовательной деятельности:

- компетентностный подход,

- деятельностный подход,

- исследование.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты: профессиональная ориентация, личностное самоопределение.

Метапредметные результаты: владение учащимися умениями выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные результаты: понимание связи строения молекулы и принадлежности к определённому классу неорганических веществ, места и роли оксидов в жизни человека.

Должны знать:

Понятие о степени окисления.

Понятие об оксидах.

Номенклатура оксидов.

Должны уметь:

Уметь находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы оксидов по степени окисления,

Записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле,

Производить расчеты с использованием формул оксидов.

Тип урока – урок изучения нового материала с применением знаний и умений.

Приёмы обучения: презентация, работа с карточками, информации, «прием знаю, узнал, хочу узнать», самостоятельная познавательная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование к уроку:

  1. Мультимедиапроектор, ноотбук, интерактивная доска, презентация (приложение 4)

2. Пронумерованные пробирки с разными оксидами.

3. Раздаточный материал карточки (приложения)

Технологии, используемые на уроке: ИКТ, исследование.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент


2. Актуализация знаний





























3. Постановка проблемы






































































4. Постановка цели задач урока
















5. Изучение нового материала


























6. Первичное закрепление.














































































































7. Закрепление







8. Д/з.









9. Рефлексия








10. Итог урока


Приветствие. Определяет готовность к занятию.



- Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра фотографий. Слайд №1

- Какие эмоции у вас вызывают эти фотографии?

- Психологи утверждают, что созерцание картин спокойного моря и лиц улыбающихся людей снимает стресс. Не знаю, насколько это верно, но в нашей ситуации попробовать все-таки стоит.

3.Разминка (все на доске)

На прошлом уроке мы изучали бинарные соединения.

- Скажите, какие соединения называют бинарными? Предлагаю вам выполнить следующие задания:

1. Подчеркните формулы бинарных соединений:

NaBr, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, HNO3, O2, CO2, Mg3P2

2. Найти “правильный путь” – бинарные соединения, прочитать формулы и назвать их.

P2O5

HNO3

S

HCI

Mg

CuSO4

CuS

KH

O2

(ответы на доске)

Молодцы ребята!

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке. В конце урока мы снова к ним вернемся.

Вызов (слайд№2)

— На экране вы видите изображение Российской императорской короны, выполненной в 1724 году к коронации Екатерины I. Наряду с жемчугами и алмазами корона имела один большой красный камень. Это — рубин (Аl203).

«Дела как сажа бела», — так говорят, когда дела идут плохо. Интересно, а бывает ли белая сажа? «Белая сажа» — это особым способом приготовленный аморфный оксид кремния (IV) белого цвета (SiO2).

В состоянии покоя человек выдыхает за час около 12 л С02, во время интенсивной работы — в 10 раз больше. Повышенное содержание С02 в воздухе вредно действует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Особенно чувствителен к малейшему повышению концентрации углекислого газа головной мозг. В космическом корабле, пилотируемом Ю. Гагариным, содержание С02 не превышало 1 %, а затем допустимая концентрация в кабинах кораблей была снижена вдвое. В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». И так! Помогите назвать о каких веществах идет речь. (Оксиды.)


Перед вами ряд формул, что вы можете сказать об этих веществах по их формулам MgО, АI2О3, SO3, SO2, N2О5, FeО, Fe2О3. (слайд №3)

Что объединяет эти формулы

Составление кластера

1. бинарные

2. сложные,

3. состоят из двух элементов

4. На втором месте кислород

5. оксиды

Ребята как бы вы сформулировали тему урока?

А Я предлагаю необычную тему урока «Путешествие в удивительный мир оксидов» (слайд №4)

А что вам известно об оксидах? (прием знаю, узнал, хочу узнать).

- Обратите внимание. Перед каждым из вас лежит листок, в котором даются характеристики оксидов. В течение минуты проставьте знаки «+» в колонке№1 «Я знаю» напротив тех характеристик, с которыми вы знакомы и кратко напишите что вы хотите узнать об оксидах в колонке №3


№ п/п

Характеристики оксидов

Я знаю

Я узнал (а)

Хочу узнать

1

Определение оксидов




2

Состав оксидов



3

Классификацию оксидов



4

Названия оксидов



5

Агрегатное состояние



6

Распространение оксидов в природе



7

Применение оксидов




- Что вы хотите узнать об оксидах?

- Что нам предстоит узнать? (слайд №5)

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Цель урока:

Конкретизировать понятие оксиды.

Изучить классификацию оксидов.

Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле.

Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений.

Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

- Во время нашей работы не забывайте заполнять 2 колонку таблицы (я узнал).

Ребята, мир оксидов уникален и велик.

А в чем его уникальность мы пока не знаем.

1. Вспомните, какие вещества называют оксидами (слайд №6)

2. Каковы же основные признаки оксидов (слайд №7)

Основные признаки оксидов:

  • Сложные вещества

  • Состоят из двух элементов

  • Один из элементов – кислород

  • Кислород имеет степень окисления -2

3. Подумайте, кто может быть в роли Э. (металлы и неметаллы)

В зависимости от характера первого элемента оксиды по характеру бывают: основные и кислотные (слайд №8)

Запишите в тетрадь:

Основные оксиды – это оксиды металлов

Кислотные оксиды – оксиды неметаллов

Задание: Разобьем на группы предложенные формулы

SO2 N2O5 CO2 MnO2 CuO ZnO CaO Na2O Na2O CO


Существует еще одна классификация по агрегатному состоянию бывают: (слайд №9) Жидкие, твердые, газообразные

У меня на столе коллекция оксидов (оксид водорода, углекислый газ, оксид кремния, оксид меди, оксид магния, оксид азота, оксид железа).

4.Правило как правильно следует называть оксиды

Схема: название оксида = “оксид” + название элемента в родительном падеже + с.о. римскими  цифрами

Задание: Волшебный цветок (на доске)

Выбери формулы оксидов, назовите их. Определи степени окисления CaO, Fe2O3, CO, SO2

Ответ: оксид кальция, оксид железа (III), оксид углерода (II), оксид серы (IV ).

– Оксиды – один из наиболее распространенных в природе класс неорганических соединений. И сегодня, они нащли широкое применение в жизни человека. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в геологический музей, с вашего позволения я буду гидом. (слайд №11)

Чтобы получить разрешение на экскурсию нужно отгадать что под колпаком

игра “Что находится под колпаком?”

Загадка :

А ну, друзья, снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка,
Я снег, я пот, я облака!

три подсказки

– это самый распространённый на земле оксид, далее организм человека на 65% состоит из этого вещества;

– оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое.

– это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О).

Слайд №12 Вода H2O - ОКСИД ВОДОРОДА


Знакомы с детства мы с водою,
Она есть всюду на Земле -
И в облаках над головою,
И в чайной чашке на столе...
Она повсюду рядом с нами,
И так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами,
И речки быстрою струей...
Всяк зверь стремится к водопою,
Ей рады птица и цветок...
Где есть вода - там все живое,
Где нет - пыль камень и песок.

Слайд №13 Углекислый газ CO2 оксид углерода (4)

Чтоб появиться я сумел,
прокаливают белый мел
меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, соде, я везде!

Слайд №14 Негашеная известь CаO оксид кальция

Я удивительный оксид.

Меня ты сможешь загасить.

Хотя огнём я не горю,

Зато я все здесь побелю.

Добавь ко мне чуть-чуть песка —

Я плиты склею на века.

Слайд №15 Песок SiO2 оксид кремния


Из меня куличик печь удобно Только есть его нельзя, дружок. Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадался, кто я? Я - …

Слайд №16 Глина… Al2O3 оксид алюминия


Сыновья обычной глины, сквозь вулканы к нам пришли,

На заводах, в каждом доме применение нашли.

На коронах, в магазинах - украшение витрин,

Братьев этих знает каждый как наждак, сапфир, рубин

Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Но чтобы покинуть музей, мы должны преодолеть океан химических вопросов.

Вспомните всё, что вы узнали нового на уроке, поставьте знак плюс в колонке «Я узнал».

Перед вами черный ящик, что в нем вы догадались.

Вопросы «Океан химических вопросов» Слайд №17

1.Оксиды это простые вещества или сложные. Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите почему вы так думаете.

2. Дайте определение понятия – оксиды.

3.Какую степень окисления имеет кислород в оксидах.

4.Какие виды оксидов вам известны по агрегатному состоянию.

5.Какие вы знаете оксиды по характеру.

6. Почему одни оксиды являются кислотными, а другие основными.

Молодцы вы преодолели океан химических вопросов. Ребята я предлагаю вам исследовать некоторые свойства изученных оксидов.

Л.О. «Исследование физических свойств оксидов» Слайд №18

Задание: рассмотрите предложенные вещества, занесите данные в таблицу (приложение 2)

Название вещества

формула

Агрегатное состояние

цвет

Характер

оксида

Оксид водорода

(вода)





Оксид железа (3) красный железняк





Оксид кальция (негашеная известь)





Оксид кремния (кварц)






Проверка по доске. Слайд №19

Поднимите розовую карточку, если ваши данные таблицы совпали с таблицей слайда, и голубую - если не совпали.

Выполнение теста «Оксиды» (приложение 1, ответы на слайде№20,21)

Часть А самоконтроль, Часть Б и С проверяет учитель.

Пар. 18 стр 67 у.1,

На выбор: (слайд №22)

1.Напишите рассказ о том, что было бы, если бы один из изученных оксидов исчез?  

2. Сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны оксиды»?

3. Составьте текст сказки на тему: «Путешествие капельки воды на Земле».

4. Составить загадки об оксидах.

5. Карточки на выбор (приложение 3)

Ребята как вы считаете, мы достигли цели которую ставили в начале урока, вы узнали что хотели узнать. Обратите еще раз внимание на наш эпиграф. Подходят ли слова этой китайской пословицы к нашему уроку? Почему?

Ребята, выберите наиболее точную оценку нашему уроку.

  1. Было интересно, занимательно, скучно,

  2. я узнал много нового, урок был обычный.

Поставь отметку учителю по 5 – ти бальной системе?

Поставь себе отметку по 5 - ти бальной системе?

Жизнь на самом деле состоит

Из невероятных комбинаций.

Если все Отечество грустит,

Не переставайте улыбаться!

Это, разумеется, не путь

Вовремя остановить ошибки.

Но ведь должен, должен кто-нибудь

просто так дарить свою улыбку!

Спасибо за урок и хорошего вам настроения!

Настраиваются на работу.






Отвечают на вопросы.








Выполняют задания

И проверяют друг у друга










Проверяют работы, сверяя с записью на доске





























Отвечают на вопросы, составляют кластер

определяют тему урока














Заполняют таблицу, работая в двойках








Записывают схему в тетрадь.





Выдвигают цель урока



















Отвечают на вопросы, делают записи в тетради



























Отгадывают о чем идет речь























Отвечают на вопросы




















































Проводят исследование и данные заносят в таблицу

Самоконтроль













Индивидуально выполняют и самоконтроль



Выбирают индивидуально для себя д.з.






Участвуют в рефлексии













Приложение 1

Тест «Оксиды» 8 класс

Часть А

Выберите один правильный ответ

1. При нормальных условиях оксиды – это вещества:

н) только газообразные б) только жидкие
в) газообразные, жидкие и твердые г) только твердые.

2. Как называется оксид SO3?

ж) оксид серы е) оксид серы (IV) о) оксид серы (VI)

3. СаО – это:

д) основной оксид к) кислотный оксид о) кислота п) простое вещество

4. NO2 – это:

м) основной оксид а) кислотный оксид.


Часть Б

Из перечисленных веществ, выберите пожалуйста оксиды и назовите их.

1 вариант H2SO4; ВаО; H2S; Р2О5; ZnO; Н3РО4; SiO2;

2 вариант Na2O; Са(ОН)2; Na2O; CL2O7; AL(OH)3. SO3;

Часть С 1. «Подъем с препятствиями».
Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их.











2. Составьте формулы оксидов по их названиям:

1 вариант

а) оксид алюминия; б) оксид серы(VI); в) оксид железа(III); г) оксид азота (IV);


2 вариант

д) оксид натрия; е) оксид меди(II); ж) оксид фосфора (V); з) оксид кальция.



Приложение 2

Л.О. «Исследование физических свойств оксидов»

Оборудование: лоток, стаканчики с предложенными веществами.

Задание: рассмотрите предложенные вещества, занесите данные в таблицу


Название вещества

формула

Агрегатное состояние

цвет

Характер оксида

Оксид водорода (вода)





Оксид железа (3) красный железняк





Оксид кальция (негашеная известь)





Оксид кремния (кварц)






Приложение 3

Задание №1

Определите соответствие между названием вещества и его формулой. Выпишите буквы, которые находятся на пересечении.


Название

оксида

Формула оксида

Оксид натрия

Оксид серы (IV)

Оксид бора

Оксид углерода (II)

Оксид азота (V)

Оксид кальция

Оксид углерода (IV)

Оксид марганца (IV)

Оксид цинка

Оксид меди (II)

SO2

Ц

И

Э

К

Л

О

Ж

С

Ц

С

N2O5

Ё

Е

Ъ

Т

Ч

Ь

Я

А

О

Д

CO2

Д

К

А

Н

А

П

С

Д

Г

А

MnO2

Ш

Й

Л

Ч

О

Ю

Ц

К

Я

Т

CuO

Э

Д

Г

Р

С

Э

В

Л

Х

Е

ZnO

У

Щ

Ь

Щ

Ы

И

Р

Ь

И

Щ

B2O3

Г

В

М

В

Ц

А

Ч

Б

У

Ч

CaO

О

С

О

Л

У

Е

К

Г

В

О

Na2O

Х

П

Ю

П

К

Т

У

О

Д

Х

CuO

Н

А

Ц

Я

Д

Ц

Г

Э

Т

М

CO

К

В

И

И

Х

Ф

Л

У

Ю

В


Задание №2

Определите соответствие между формулой оксида и степенью окисления элемента в нем. Выпишите буквы, которые находятся на пересечении.


Формула


Степень

окисления

Na2O


Mn2O7

Cu2O

Cr2O3

N2O5

H2O

CaO

P2O5

+1

С

Ч

О

Ё

Ц

Т

Э

Х

+2

Ы

Ш

И

Т

Ж

И

В

Ж

+3

Ф

Л

Ф

Й

П

Ш

П

Ф

+4

К

Й

М

Ч

Б

Я

Ч

С

+5

З

О

Я

Ш

С

Н

К

А

+6

Г

А

Ы

Б

Ь

Ж

Т

О

+7

Ц

В

Ц

К

З

О

Й

В









3 группа

Определите соответствие между формулой оксида и его агрегатным состоянием при нормальных условиях. Выпишите буквы, которые находятся на пересечении.


Формула

Агрегатное

состояние

Fe2O3


CO

Cu2O

SO2

NO

H2O

CO2

Твердое вещество

О

Ё

С

К

Е

Б

Н

Жидкое вещество

Ы

М

У

П

Г

О

Ю

Газообразное вещество

Й

К

М

И

Д

И

В


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!