Приветствие. Определяет готовность к занятию. - Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра фотографий. Слайд №1 - Какие эмоции у вас вызывают эти фотографии? - Психологи утверждают, что созерцание картин спокойного моря и лиц улыбающихся людей снимает стресс. Не знаю, насколько это верно, но в нашей ситуации попробовать все-таки стоит. 3.Разминка (все на доске) На прошлом уроке мы изучали бинарные соединения. - Скажите, какие соединения называют бинарными? Предлагаю вам выполнить следующие задания: 1. Подчеркните формулы бинарных соединений: NaBr, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, HNO3, O2, CO2, Mg3P2 2. Найти “правильный путь” – бинарные соединения, прочитать формулы и назвать их. P2O5 | HNO3 | S | HCI | Mg | CuSO4 | CuS | KH | O2 | (ответы на доске) Молодцы ребята! - Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке. В конце урока мы снова к ним вернемся. Вызов (слайд№2) — На экране вы видите изображение Российской императорской короны, выполненной в 1724 году к коронации Екатерины I. Наряду с жемчугами и алмазами корона имела один большой красный камень. Это — рубин (Аl203). «Дела как сажа бела», — так говорят, когда дела идут плохо. Интересно, а бывает ли белая сажа? «Белая сажа» — это особым способом приготовленный аморфный оксид кремния (IV) белого цвета (SiO2). В состоянии покоя человек выдыхает за час около 12 л С02, во время интенсивной работы — в 10 раз больше. Повышенное содержание С02 в воздухе вредно действует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Особенно чувствителен к малейшему повышению концентрации углекислого газа головной мозг. В космическом корабле, пилотируемом Ю. Гагариным, содержание С02 не превышало 1 %, а затем допустимая концентрация в кабинах кораблей была снижена вдвое. В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». И так! Помогите назвать о каких веществах идет речь. (Оксиды.) Перед вами ряд формул, что вы можете сказать об этих веществах по их формулам MgО, АI2О3, SO3, SO2, N2О5, FeО, Fe2О3. (слайд №3) Что объединяет эти формулы Составление кластера 1. бинарные 2. сложные, 3. состоят из двух элементов 4. На втором месте кислород 5. оксиды Ребята как бы вы сформулировали тему урока? А Я предлагаю необычную тему урока «Путешествие в удивительный мир оксидов» (слайд №4) А что вам известно об оксидах? (прием знаю, узнал, хочу узнать). - Обратите внимание. Перед каждым из вас лежит листок, в котором даются характеристики оксидов. В течение минуты проставьте знаки «+» в колонке№1 «Я знаю» напротив тех характеристик, с которыми вы знакомы и кратко напишите что вы хотите узнать об оксидах в колонке №3 № п/п | Характеристики оксидов | Я знаю | Я узнал (а) | Хочу узнать | 1 | Определение оксидов | | | | 2 | Состав оксидов | | | 3 | Классификацию оксидов | | | 4 | Названия оксидов | | | 5 | Агрегатное состояние | | | 6 | Распространение оксидов в природе | | | 7 | Применение оксидов | | | - Что вы хотите узнать об оксидах? - Что нам предстоит узнать? (слайд №5) - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Цель урока: Конкретизировать понятие оксиды. Изучить классификацию оксидов. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле. Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. - Во время нашей работы не забывайте заполнять 2 колонку таблицы (я узнал). Ребята, мир оксидов уникален и велик. А в чем его уникальность мы пока не знаем. 1. Вспомните, какие вещества называют оксидами (слайд №6) 2. Каковы же основные признаки оксидов (слайд №7) Основные признаки оксидов: Сложные вещества Состоят из двух элементов Один из элементов – кислород Кислород имеет степень окисления -2 3. Подумайте, кто может быть в роли Э. (металлы и неметаллы) В зависимости от характера первого элемента оксиды по характеру бывают: основные и кислотные (слайд №8) Запишите в тетрадь: Основные оксиды – это оксиды металлов Кислотные оксиды – оксиды неметаллов Задание: Разобьем на группы предложенные формулы SO2 N2O5 CO2 MnO2 CuO ZnO CaO Na2O Na2O CO | Существует еще одна классификация по агрегатному состоянию бывают: (слайд №9) Жидкие, твердые, газообразные У меня на столе коллекция оксидов (оксид водорода, углекислый газ, оксид кремния, оксид меди, оксид магния, оксид азота, оксид железа). 4.Правило как правильно следует называть оксиды Схема: название оксида = “оксид” + название элемента в родительном падеже + с.о. римскими цифрами Задание: Волшебный цветок (на доске) Выбери формулы оксидов, назовите их. Определи степени окисления CaO, Fe2O3, CO, SO2 Ответ: оксид кальция, оксид железа (III), оксид углерода (II), оксид серы (IV ). – Оксиды – один из наиболее распространенных в природе класс неорганических соединений. И сегодня, они нащли широкое применение в жизни человека. Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в геологический музей, с вашего позволения я буду гидом. (слайд №11) Чтобы получить разрешение на экскурсию нужно отгадать что под колпаком игра “Что находится под колпаком?” Загадка : А ну, друзья, снимите шляпу! Я дочь космического папы. Я вездесуща и легка, Я снег, я пот, я облака! три подсказки – это самый распространённый на земле оксид, далее организм человека на 65% состоит из этого вещества; – оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое. – это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О). Слайд №12 Вода H2O - ОКСИД ВОДОРОДА Знакомы с детства мы с водою, Она есть всюду на Земле - И в облаках над головою, И в чайной чашке на столе... Она повсюду рядом с нами, И так нас радует порой Хрустящим снегом под ногами, И речки быстрою струей... Всяк зверь стремится к водопою, Ей рады птица и цветок... Где есть вода - там все живое, Где нет - пыль камень и песок. Слайд №13 Углекислый газ CO2 оксид углерода (4) Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел меня дает огонь в печи И пламя маленькой свечи. И стоит только сделать вдох, Чтоб я на свет явиться мог. Я в газированной воде, Я в хлебе, соде, я везде! Слайд №14 Негашеная известь CаO оксид кальция Я удивительный оксид. Меня ты сможешь загасить. Хотя огнём я не горю, Зато я все здесь побелю. Добавь ко мне чуть-чуть песка — Я плиты склею на века. Слайд №15 Песок SiO2 оксид кремния Из меня куличик печь удобно Только есть его нельзя, дружок. Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадался, кто я? Я - … Слайд №16 Глина… Al2O3 оксид алюминия Сыновья обычной глины, сквозь вулканы к нам пришли, На заводах, в каждом доме применение нашли. На коронах, в магазинах - украшение витрин, Братьев этих знает каждый как наждак, сапфир, рубин Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Но чтобы покинуть музей, мы должны преодолеть океан химических вопросов. Вспомните всё, что вы узнали нового на уроке, поставьте знак плюс в колонке «Я узнал». Перед вами черный ящик, что в нем вы догадались. Вопросы «Океан химических вопросов» Слайд №17 1.Оксиды это простые вещества или сложные. Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите почему вы так думаете. 2. Дайте определение понятия – оксиды. 3.Какую степень окисления имеет кислород в оксидах. 4.Какие виды оксидов вам известны по агрегатному состоянию. 5.Какие вы знаете оксиды по характеру. 6. Почему одни оксиды являются кислотными, а другие основными. Молодцы вы преодолели океан химических вопросов. Ребята я предлагаю вам исследовать некоторые свойства изученных оксидов. Л.О. «Исследование физических свойств оксидов» Слайд №18 Задание: рассмотрите предложенные вещества, занесите данные в таблицу (приложение 2) Название вещества | формула | Агрегатное состояние | цвет | Характер оксида | Оксид водорода (вода) | | | | | Оксид железа (3) красный железняк | | | | | Оксид кальция (негашеная известь) | | | | | Оксид кремния (кварц) | | | | | Проверка по доске. Слайд №19 Поднимите розовую карточку, если ваши данные таблицы совпали с таблицей слайда, и голубую - если не совпали. Выполнение теста «Оксиды» (приложение 1, ответы на слайде№20,21) Часть А самоконтроль, Часть Б и С проверяет учитель. Пар. 18 стр 67 у.1, На выбор: (слайд №22) 1.Напишите рассказ о том, что было бы, если бы один из изученных оксидов исчез? 2. Сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны оксиды»? 3. Составьте текст сказки на тему: «Путешествие капельки воды на Земле». 4. Составить загадки об оксидах. 5. Карточки на выбор (приложение 3) Ребята как вы считаете, мы достигли цели которую ставили в начале урока, вы узнали что хотели узнать. Обратите еще раз внимание на наш эпиграф. Подходят ли слова этой китайской пословицы к нашему уроку? Почему? Ребята, выберите наиболее точную оценку нашему уроку. Было интересно, занимательно, скучно, я узнал много нового, урок был обычный. Поставь отметку учителю по 5 – ти бальной системе? Поставь себе отметку по 5 - ти бальной системе? Жизнь на самом деле состоит Из невероятных комбинаций. Если все Отечество грустит, Не переставайте улыбаться! Это, разумеется, не путь Вовремя остановить ошибки. Но ведь должен, должен кто-нибудь просто так дарить свою улыбку! Спасибо за урок и хорошего вам настроения! |