I.Знакомство с биографией автора. Работа в парах . У вас на партах лежат 2 биографические справки. Одна полная, развёрнутая. А другая краткая с пропусками. Прочитайте развёрнутую справку и вставьте недостающие сведения в краткую статью. Обратная связь. Фронтальная проверка. Словарная работа. Естественные науки – Филология – Геология – Минерология – Антиквариат- Монетного – Бриллианты – Как мы узнали, Распе был человеком одарённым. Занимался не только литературой, но и разными науками. Кроме того, он много путешествовал, был авантюрной личностью. Его герой – барон Мюнхузен, чем-то похож на автора. Сегодня мы познакомимся с некоторыми приключениями этого человека. Барон Мюнхузен известен как путешественник и фантазёр. А знаете ли вы, что он существовал реально и был современником Распе? Я расскажу вам немного о нем. Карл Фридрих Мюнхгаузен (родился в 1720 —1797 в Германии) — немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. Иероним Карл Фридрих был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к одному герцогу. В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию. Служит при императорском дворе. В 1744 году он командует почетным караулом, встречавшим в Риге будущую императрицу Екатерину II. Позже возвращается на родину. С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен живет в родовом замке, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи». Рассказы барона про въезд в Петербург на волке, запряженном в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, конь на колокольне, взбесившиеся шубы или вишневое дерево, выросшее на голове у оленя широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать. Эти рассказы слышал и Распе. Он записал их и издал под своим именем. Мюнхгаузен, узнав об этом, рассердился и даже затеял судебный процесс. Но Распе уже так прославился, что суд отказал барону в возбуждении дела. Умер барон Мюнхгаузен в 1795 году в бедности. Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «их откусил на охоте белый медведь». II. Знакомство с произведением. (стр.145) 1) Перед тем как мы приступим непосредственно к чтению произведения, проведем небольшую словарную разминку. Словарная разминка. Подберите синонимы к словам: находчивый, смелый 2) Обсуждение критериев успешности. Приготовьтесь к выразительному чтению. - Давайте представим себя на месте барона Мюнхаузена и вообразим, как будто это мы с вами сидим дома, в уютном кресле и рассказываем эти истории. С какой интонацией мы будем читать? (Хвастливо, меняя голос на самых интересных моментах, то громко, то тихо, то вкрадчиво, то быстро) - Что должны понять наши слушатели? (То, что мы хвастаем, выдумываем то, чего быть не может) - Какие чувства мы должны у них пробудить, во что заставить поверить? - По каким критериям мы будем оценивать выразительное чтение? 3)Выразительное чтение 1 главы. а) Оценивание. б).Беседа по тексту. - О чем рассказано в первой истории? (Как конь барона оказался привязанным к флюгеру на церковной колокольне.) - Где происходит действие рассказа? - В какое время года?
- Как случилось, что после пробуждения барон потерял своего коня и обнаружил его болтающимся на церковном флюгере? (Выпал глубокий снег, покрывший всю деревню и только торчал из-под снега флюгер, к которому герой и привязал коня.) - Как освободил своего коня герой? - Что он хотел сказать своим выстрелом? (Он непревзойденный стрелок, попавший в недоуздок коня.) - Чем закончилась эта необыкновенная история? - Что было реального, а что выдумал Мюнхгаузен? - Что можно сказать в данной ситуации о герое? Каков он? (Смел, предприимчив, имеет быструю реакцию в условиях меняющейся ситуации, оптимист, уверен в своих силах.) - Прочитайте, как въехал барон в Санкт- Петербург. 4)Чтение 2 главы. а)Предсказание. Прежде чем мы познакомимся со следующей историей, произошедшей с бароном Мюнгаузеном, посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, что за история произошла с ним? б) Знакомство со второй историей. Чтение цепочкой. Не забываем о критериях успешности. в) Оценивание. г)Беседа по тексту. - Совпали ли предположения с замыслом автора? Какая мысль посетила барона на озере во время охоты? - Как он ее реализовал? - Почему все утки оказались на одном шнуре? - Какое происшествие случилось с бароном, когда он нес всех уток? - Что он придумал, чтобы спуститься вниз? - Где он оказался к концу истории? - Что в этой истории вызвали у вас смех и недоверие? Почему? - Так эти рассказы, правда или выдумка? - Причиняла ли эта выдумка кому-то вред? (Нет) - Почему? (Все знали, что он выдумывает) - Каким человеком можем назвать Барона Мюнхгаузена - фантазёр, выдумщик, лжец? Прежде чем ответить на этот вопрос , давайте посмотрим в «Толковом словаре» какое лексическое значение у этих слов.
III. Исследовательская работа.Работа по толковым словарям. Работа в группе. Задание. Найти лексическое значение слова. 1.Фантазия - воображение, мечта, изобретательная сила ума; творческая сила художника, причуда. 2.Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать. 3.Выдумщик – человек, изобретательный, ловкий на выдумки.
4.Ложь – обман, неправда, намеренное искажение истины, призванное ввести в заблуждение. 5. Лжец – человек, который клевещет, возводит напраслину на кого-либо; обманщик. Итак, опираясь на лексическое значение слов. Дайте характеристику нашему главному герою.
IV. Характеристика барона Мюнхгаузена. а)Кумулятивная беседа. - Так кем же был Барон Мюнхгаузен? (Фантазёр, выдумщик) - А почему, не лжец? Какая разница? (Лжец приносит вред, от неё нет пользы) - Какая польза от этих рассказов? (Посмеяться, повеселиться, отдохнуть) - Что можно сказать о характере Барона Мюнхгаузена? (Добрый, весёлый, гостеприимный, щедрый, находчивый) б)Работа в группе. Каждая группа получает портрет барона Мюнгхаузена. Задание: составить характеристику барона Мюнгхаузена. (прием «Ассоциации») в)Выступления групп. г)Формативное оценивание. (Большой палец) |