СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии требованиям ФГОС. Содержатся важные для усвоения теоретические идеи, но вместе  с тем урок насыщен фактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"»



Тема:«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Дата проведения: 12.10.16

Цель: Формирование знаний о непростом пути становления Франции как мощного государства.

Задачи:  1.Образовательные: Усвоить знания об истории возникновения в XVIвеке во Франции абсолютной монархии. На основе анализа событий религиозной войны подвести учащихся к

2.Коррекционно-развивающие: Координировать и развивать умения работать с учебником; развивать умение анализировать историческую репродукцию.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к иным культурам и верам, прививать толерантное и гуманное отношение к представителям различных конфессий.

Основные термины и понятия: гугенот, Варфоломеевская ночь, абсолютизм, серый кардинал.

Оборудование:

- Учебник «Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2015.;

- Проектор;

- ПК;

- Презентация PowerPoint;

- Доска и мел;

Тип урока: Урок представления нового материала



Этапы урока

Действия учителя

Формирование УУД

I.Актуализация деятельности учащихся














II.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.


Обратите внимание на доску. Мы с вами видим 3 картинки. (сл 1)

-Скажите, что может их объединять?

Какие ассоциации у вас возникают?

-Как вы думаете, о какой стране сегодня на уроке пойдет речь?

-О каких событиях мы с вами будем говорить?

(Франция, Реформация, религиозная война)

Действительно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое страны Лувра, Эйфелевой башни, узнаем много нового для себя.


(Сл 2)

Снова давайте обратим внимание на доску. Вашему вниманию представлена таблица. Она дана вам на ваших рабочих листах.

Сравнительный анализ Реформации в странах Европы

1 Территория

Германия

2.Вероисповедание

лютеранство


3.Участники

Крестьяне бюргерство, князья


4.Причины

Недовольство католической церковью


5. Особенности

1524-1525-Крестьянская война

Религиозные войны между католиками и протестантами


6.Итоги

Аугсбургский мир,1555г



-О чем идет речь в первой колонке? О какой стране? ( о Реформации в Германии, ее особенностях и итоге)

Но вторая колонка пуста. Поэтому на протяжении урока мы должны будем ее заполнять.

Первую запись мы уже можем сделать.

Запишите в первую колонку название государства – Франция. (сл 3)

-Какой вопрос у вас возникает?(сл 4)

(Как происходила Реформация во Франции? Каковы ее особенности?)

Ответ на этот вопрос мы должны найти в течении этого урока.

(Сл 5, 6)

Тема нашего урока: «Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции» (запись в тетрадь).



Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


3.Актуализация знаний.

– Какие имеющиеся у нас знания пригодятся для решения нашей новой проблемы ? (слайд 7)

Можно ожидать от детей следующих предположений:

+ что такое монархия, король?

Вспомним, что мы знаем из истории средневековой Франции?

(Во Франции после Столетней войны начинается процесс становления абсолютизма.)

-Что такое абсолютизм?

(Абсолютизм- форма правления, при которой вся власть принадлежит одному правителю, монарху.)

-Каковы признаки абсолютизма?




4. Поиск решения проблемы.


1.Распространение Реформации во Франции.

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм.

-Вспомните, каковы его особенности?

Узнаем, кто сочувствовал протестантизму.

Перед вами выступят жители Франции 16 века.

А вы, слушая их, заполните таблицу, которую видите на доске. (сл 8)

Выделите причины поддержки кальвинизма разными слоями населения. (Заполнение таблицы)

Слои населения

Причины поддержки кальвинизма

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости.


Часть дворянства

Дворянство, особенно обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви.

Часть горожан и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни.

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви.


Итак, наши герои поддержали кальвинизм. Подведем итог, чем он их привлекал.

(Церковь была более дешевой, богослужения велись на родном языке.)


Мы можем заполнить вернуться к нашей таблице и заполнить следующие строки. (слайд 9)

Участники- старинная знать, дворяне, горожане и крестьяне.

- В чем причины их сочувствия кальвинизму?

Они были недовольны усилением королевской власти, ростом поборов.


Кальвинисты во Франции стали называться гугеноты.(слайд 10)

Запись в тетрадь- ГУГЕНОТЫ- это французские кальвинисты)

2.Начало религиозных воин.

Во Франции, как мы уже выяснили не было сильной королевской власти. На троне сменяли друг друга представители из династии Валуа, но не было человека с государственным умом.(слайд 11)

Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли «некоронованный король Парижа». Именно и с именем этого человека связывают начало религиозных воин.

В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами.

Этот случай и стал поводом для начала религиозных воин, которые длились более тридцати лет.

(Запись в тетрадь – 1562-1598 гг религиозная война во Франции)


А теперь я предлагаю обратить внимание на правовое положение католиков и гугенотов.(слайд 12)

-Кто из них бол более бесправными?

(Работа с учебником стр 127. –первая кровь)

(Если сравнить правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х годов 16 века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны.)



Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов.

Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивал


3.Варфоломеевская ночь

В истории бывали случаи, которые со временем становились фразеологизмами.

Можете ли вы привести пример?

-Слышали ли вы когда-нибудь выражение «Варфоломеевская ночь»?

-Знаете ли вы его значение?

(Варфоломеевской ночью называется стремительная и массовая расправа над противником, происходящая с использованием нечестных, подлых методов.)


Это выражение происходит от самого страшного события за все 36 лет войн

(рассказ сопровождается показом картины). (Слайд 13,14)

-Что вы видите на картине?

-Какие эмоции и чувства отразил художник?


Король Карл 9 принял решение закончить войну, примирить обе стороны, скрепив мир брачным союзом. Он отдал в жены предводителю гугенотов Генриху Наварра свою сестру Маргариту. На свадьбу в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользовавшись ситуацией.

В ночь перед праздником Святого Варфоломея (23 августа) шайки убийц организовали избиение гугенотов. Ночью толпы «добрых католиков» врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Резня продолжалась 3 дня.

(Запись в тетради- 1572 г.- Варфоломеевская ночь)

4. « Добрый король» Генрих IV Наваррский

(Слайд 15)

После смерти Карла IХ французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавил Генрих Гиз, а протестантов – Генрих Наварра.

В ночь Святого Варфоломея Генрих Наварра вынужден был отречься от протестантизма.

Прослушайте видеофрагмент о нем (слайд 16)

Взойдя на престол, Генрих Наваррский вновь отрекся от протестантской веры, приняв католицизм.

- Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих IV? Почему?


В 1598 г Генрих IV подписал важный документ –Нантский эдикт.

(сл 17,18,)

На странице 132 учебника дан фрагмент этого документа. Прочтите, выделите положения, уравнивающие гугенотов в правах с католиками. (слайд 20)

Итак мы можем закончить заполнение нашей таблицы и подвести небольшие итог.

(слайд 21 )



Генрих IV остался в истории Франции как «добрый король».

-Чем он заслужил такую оценку?

Из учебника приведите доказательства, что эта оценка верна.( слайд 22,23)

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

3) запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у него скот

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры

5) при нём было открыто много королевских мануфактур

6) участвовал сам в создании купеческих компаний

7) улучшилась жизнь народа

8) удалось преодолеть вызванную религиозной войной разруху




Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).



Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.


5.Выражения решения проблемы

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности:

наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы


4. Правление кардинала Ришелье.

После смерти Генриха IV. Престол перешел к его малолетнему сыну. В 1624 году министром короля стал кардинал Ришелье.



Домашнее задание

Параграф 14

Подготовить электронную презентацию или найти небольшой видеофрагмент о кардинале Ришелье.

Подготовиться к контрольной работе

Оценивание работы класса





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!