СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Решение задач на нахождение плотности вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  закрепления знаний учащихся о плотности вещества  формирует умения учащихся вычислять плотности различных веществ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение задач на нахождение плотности вещества"»

Урок физики в 7-м классе .Решение задач по теме"Плотность"

Цели:

  • образовательные: закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел правильной и произвольной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; учить практически и теоретически вычислять плотность твердых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом; повторить алгоритм решения расчетных задач;

  • развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;

  • воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.

Тип урока: урок применения знаний.

Оборудование: измерительный цилиндр, весы, набор гирь, клубень картофеля, морковь мультимедийная установка.

Ход урока

1. Организационный момент . (Дежурный знакомит с температурой и атмосферным давлением в классе). Комментирует, всё ли соответствует нормам СанПиНа.

Учитель: Ребята! Сегодня на урок я пришла к вам с хорошим настроением и хочу положительные эмоции передать вам. Вы в свою очередь, будьте активными, внимательными. Так давайте, начнём работать!

2. Проверка домашнего материала.( Учащиеся должны вычислить плотность снега в школьном саду). Объём снега в школьном саду рассчитать легко, измерив ширину, длину и высоту слоя снега. А для определения плотности снега пользуются специальным прибором, называемый плотномером. На весах определяют массу снега.

m =600г = m / V

V=3000см3

=? =0,6 кг: 0,003м3=200кг/м3 Ответ: 200 кг.

Вопросы: Для чего нужно знать плотность снега? ( Зная плотность можно рассчитать массу снега на всём садовом участке.) А зачем? ( Чтобы рассчитать массу осадков.) Где это может пригодиться? ( Для определения влаги ).

Задание: Рассчитать запас влаги в школьном саду. Площадь сада 25 соток.

3. Повторение ранее изученного материала

  1. Что называется массой тела?

  2. Какой буквой она обозначается?

  3. Какова единица измерения массы в системе СИ?

  4. Что называется плотностью?

  5. Какой буквой она обозначается?

  6. Какова единица измерения плотности в системе СИ?

  7. Какую еще единицу измерения плотности вы знаете?

Ответы:

  1. Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.

  2. m – масса.

  3. кг.

  4. Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

  5. – плотность.

  6. кг/м3.

  7. г/см3.

Ученик выходит к доске и прикрепляет листок с надписью магнитом в нужном месте. На доске только верхняя строка.

Величина

Обозначение

Единицы измерения

Формулы для вычисления

Плотность

кг/м3

= m / V

Масса

m

кг

m = · V

Объем

V

м3

V = m /

– Молодцы!

3. Решение расчетных задач

Задача 1. Определить плотность твердого тела.

– Что нам необходимо знать для того, чтобы определить плотность твердого тела?

Массу и объем тела.

– С помощью какого прибора мы можем определить массу тела?

С помощью весов.

– С помощью какого прибора мы можем определить объем тела?

Если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то по формуле V = а·b·c, а если тело имеет неправильную форму, то с помощью измерительного цилиндра.

– Вспомним правила пользования весами.

У вас на партах лежит листочек, на котором написаны правила взвешивания.

Весы предназначены для определения массы тела.

  1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

  2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

  3. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

  4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

  5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.

  6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

  7. Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д., пока не будет достигнуто равновесие.

  8. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

  9. Затем переносят гири с чашки весов в футляр.

  10. Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.

– Вспомним правила пользования измерительным цилиндром. И способ определения объема тела с помощью измерительного цилиндра.

  1. Измерительный цилиндр изготовлен из стекла. Он предназначен для определения объема жидкости.

  2. Необходимо определить цену деления измерительного цилиндра.

  3. Для этого находим два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины. Вычитаем из большего значения меньшее и полученное число делим на число делений, находящихся между ними.

  4. Определяем начальный объем жидкости.

  5. Опускаем тело, удерживая его за нитку, в измерительный цилиндр.

  6. Определяем объем жидкости.

  7. Вычитаем из большего значения объема меньший. Полученное значение – это объем тела.

Записываем в тетрадях тему урока.

На школьном участке выращивают - свёклу, картофель, морковь. Как в быту можно определить какой овощ более плотный? ( Ножом резать тяжелее свёклу, чем картофель или морковь).
Определим плотность клубня картофеля и моркови.
Выполняем измерения и записываем решение задачи в тетради.
Один учащийся взвешивает, другой определяет объем, третий записывает решение на доске.

Дано:

m = 7г
V = 6 см3
– ?

Решение:

= m / V
= 7г /6см3 = 1,17 г/ см3

Ответ: 1,17 г/ см3

В словаре В. Даля записано: “Свойство вещества, общее свойство тела, густота вещества в данном объеме, выражается числом”. О чем идет речь?

А вы, ребята, знаете ответ?

О плотности.

4. Решение качественных задач ( использовать таблицу плотности на ст.50-51 учебника)

Задача 2

Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объем какого бруска больше?

Железного, так как плотность железа меньше, чем у свинца.

Задача 3

Объемы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?

Воды, потому что ее плотность больше, чем керосина.

Задача 4

Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяются масса, плотность, объем детали?

Объем детали увеличивается, плотность уменьшается, а масса остается прежней.

5. Решение расчетных задач

Один ученик решает за доской. Затем проверяем решение.

Задача 5

Крот – это маленький слепой зверек с широкими ладошками, вывернутыми наружу, настоящий трудяга. Длиной всего 10 – 15 см и весом 100 г, он выносит на поверхность за год до 10 т земли с площади 1 га березового леса. Настоящая миниатюрная землеройная машина!

Какой объем земли плотностью 2000 кг/м3 перерабатывает крот за год?

Дано:

m = 10 т = 10000 кг
= 2 000 кг/м3
V – ?

Решение:

V = m /
V = 10000кг / 2 000 кг/м3 = 5м3

Ответ: 5м3

Задача 6

Обычная корова дает в год 3–5 тыс. л молока, но существуют и коровы-рекордсменки, от которых надаивают до 20 тыс. л. Мировой рекорд поставила в 1941 г. корова ярославской породы из Вологодской области. За сутки от нее получили 82,15 л молока.

Определите массу молока, надоенную у рекордсменки из Вологодской области за сутки. Плотность молока 1 028 кг/м3.

Дано:

V = 82,15 л = 0,08215 м3
= 1 028 кг/м3
m – ?

Решение:

m = · V
m = 1 028 кг/м3 · 0,08215 м3 = 84,45 кг

Ответ: 84,45 кг

6. Итоги урока

– Что понравилось на уроке?
– Какую тему мы повторили?
– С какими приборами работали?
– Сможете ли вы теперь с помощью весов определить массу помидора, огурца?
– Сможете ли вы с помощью мензурки определить объем?
– Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?

Спасибо за работу на уроке!

    1. Кроссворд на дом

Вопросы:

  1. Мельчайшая частица вещества

  2. Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

  3. Единица длины.

  4. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

  5. Величина, которую можно измерить с помощью мензурки.

  6. Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.

  7. Прибор для измерения температуры.

Ответы: 1 – молекула, 2 – скорость, 3 – метр, 4 – инерция, 5 – объем, 6 – масса, 7 – термометр.

Ключевое слово: плотность.

    1. Рассчитайте массу воздуха в классе.



Как это сделать? Как найти объём классной комнаты? Чем удобнее измерять длину, ширину, высоту: метром или рулеткой? Плотность воздуха принять за 1, 3 кг/м3

Отметьте галочкой смайла, который соответствует вашему вашему настроению. Сдайте тетради на проверку.

Выставление оценок.

Спасибо за работу на уроке!








  • Мне все понятно, у меня все получается!






  • У меня еще есть ошибки, но я стараюсь!




  • Я ничего не понимаю, у меня не получается!







  • Мне все понятно, у меня все получается!






  • У меня еще есть ошибки, но я стараюсь!




  • Я ничего не понимаю, у меня не получается!


Вопросы:

  1. Мельчайшая частица вещества

  2. Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

  3. Единица длины.

  4. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

  5. Величина, которую можно измерить с помощью мензурки.

  6. Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.

  7. Прибор для измерения температуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!