Цели урока: - способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; формировать способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам; формировать представление о роли русского языка, как государственного языка РФ через анализ текста. Планируемые результаты: Личностные - создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; - развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Метапредметные: - умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; Предметные: - развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный; - составление выступления по теме урока. Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация Конспект урока: Деятельность учителя Деятельность учеников I. Мотивация к учебной деятельности Ребята, сегодня мы проводим первый урок в новом учебном году. Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке. Вступительное слово учителя: Самое удивительное и мудрое, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна общая задача – помогать людям, понимать друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. -Какое слово чаще всего звучало в моем сообщении? Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о нашем родном языке, потому что это наш государственный язык. Дети отвечают: «Чаще всего звучало слово язык». II. Актуализация знаний На доске эпиграф к уроку: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…» Д.С. Лихачёв - Как думаете, какова тема нашего урока? - Какова главная цель урока? - Каковы задачи урока? СЛАЙДЫ 2,3 Формулируют тему урока (русский язык и его роль в современной жизни) Формулируют цель и задачи (помощь учителя) III. Проблемное объяснение нового знания - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать текст в учебнике на стр. 4 - Какая информация текста оказалась для вас новой? -О каких функциях русского языка в современном мире говорится в тексте? Подведение итогов сам.работы: Предоставляет слово каждой группе. - Оцените свою работу? - Какие трудности возникли? - Сделайте вывод (Русский язык является средством общения людей разных национальностей. Русский язык – государственный язык РФ.) (СЛАЙД 4) Запишите в тетрадь функции русского языка в современном мире: Русский язык – это язык межнационального общения народов России. Он не ущемляет прав национальных языков других народов. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он используется во всех видах официального общения. Русский язык стал общепризнанным мировым языком. Он входит в число шести языков, имеющих статус официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО. (СЛАЙД 5) Дети по цепочке читают текст. Самостоятельная работа в группах Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения: - группа 1 строит высказывание на личном опыте (задание для сильных учеников) -- группа 2- с использованием материала учебника строит устное высказывание -группа 3 подбирает прилагательные к слову язык из текста С.4 Текст №1 2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Анализ работ и вывод внутри группы IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - Прочитайте текст на стр.4 №2 и определите его тему. Объясните значение следующего термина: глобальный. - Проверьте себя по словарю. - Игра « Кто больше?» Подберите синонимы к данному слову: всеобщий, всемирный, вселенский, всесторонний, полный, всеобъемлющий и др. (СЛАЙД 6) Запишите синонимы к слову глобальный в тетрадь. - Какие дополнительные сведения мы получили из этого текста по теме урока? В чем мы еще раз убедились? Дают ответы: Русский язык может быть отнесен к мировым языкам. Выдвигают гипотезу: поскольку русский язык применяется во всех сферах международного общения, является средством общения ученых разных стран, изучается как иностранный в школах и вузах большинства стран, поэтому он может быть причислен к мировым языкам Выполняют задание в парах (использование толкового словаря) Проверяют и оценивают свою работу Делают выводы (мы еще раз убедились, что русский язык как государственный язык РФ широко распространен за пределами России, применяется в глобальных системах коммуникации). V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - используя информацию текста упр.№3 и теста №2, кратко запишите признаки, которыми обладает русский язык как один из мировых. - выучите наизусть одно из высказываний о русском языке. (СЛАЙДЫ 7-12) - подготовке презентацию на тему: « Русский язык в современном мире». (задание на выбор учащихся) Дают ответы на вопросы (русский язык и его роль в современной жизни) Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |