Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Тема. Буквы а–о в корне кас – кос
Цели как деятельность учеников.
- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать;
- находить корни кас – кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с орфограммой проверяемой буквой безударного гласного, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя и учащихся | УУД |
Актуали-зация изученного | Откроем тетради и запишем дату и слова «классная работа». На слайде ряд слов с пропущенными буквами: Приз…мляться, выр…стать, объ…снять, соб…рать, предл…жить, т…нцевать. Задание: запишите слова • На какие две группы вы могли бы разделить эти слова? • Какими орфографическими правилами вы пользовались при выполнении данного задания? Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Корни с чередующимися гласными. | Познавательные: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
Введение в тему с постановкой задачи урока. | Представим себя учеными и проведем небольшое исследование. На доске представлены слова, прочитайте их: Касается, коснётся, коснулось, коса, касание. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Отличается по ЛЗ) – Выделите корень в однокоренных словах. - Какую особенность мы можем отметить в корнях этих слов? Какое ЛЗ имеют эти слова? (Буквы в корнях этих слов чередуются и стоят не под ударением, к ним нельзя подобрать проверочные слова. ЛЗ – дотронуться до чего-л.). - Сформулируем тему нашего занятия. (Буквы А – О в корне -кас- - -кос-). Исходя из темы, скажите, какие задачи необходимо решить, чему необходимо научиться: - выяснить (узнать), в каких случаях пишется буква о, в каких а; - научиться находить корни -кас- - -кос- и правильно писать гласные в них. Запись темы урока на доске и в тетрадях. | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
Открытие новых знаний. | Продолжим наше наблюдение. Выясним, почему в корне одних слов мы пишем гласную А, а в других – О. Найдем суффиксы в этих словах. Какую закономерность мы наблюдаем? ВЫВОД. Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишем гласную А, и если после корня такого суффикса нет, то пишем гласную О. 2. Чтение правила в рамке. Беседа по вопросам: – Как называется орфограмма? Назовите её опознавательный признак. – Каково основное условие выбора буквы о или а? – Дополняем таблицу в справочнике Корни с чередующимися гласными | Примеры | | | – Составьте схему правила или его графическую модель: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/10/s_58753142c102d/s525202_0_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/10/s_58753142c102d/s525202_0_2.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/10/s_58753142c102d/s525202_0_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/10/s_58753142c102d/s525202_0_1.png) √ ___ √ К А С А К О С (нет А ) ═ ═ - Обобщим еще раз. | Регулятивные: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: 1. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему). 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. |
Развитие учебноязыко- вых и правописных умений. | 1. Работа по учебнику. Упр. 580 (выборочное списывание) – развивается умение различать слова с орфограммойбуквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова. Выполняется под руководством учителя. 2. Упражнение 1. (На слайде) Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму. Какие значения имеют слова с корнями кас – кос? Самолет плавно ____________ земли. (прямое значение: дотрагиваться до чеголибо). Ученый несколько раз в своем выступлении __________ этого вопроса. (переносное значение: затрагивать в статье, разговоре). Эта проблема __________меня меньше всего. (переносное значение: иметь отношение к чемулибо). Мама нежно _______________ моего плеча. (прямое значение: дотрагиваться до чеголибо). Вывод: слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры. 3. Объяснительный диктант. Записать под диктовку, устно и графически объяснить выбор о–а в кас – кос: Коснись воды, прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, чуть-чуть соприкоснулись, касание мяча о сетку, неприкосновенность личности. 4.Самостоятельная работа: выполнение теста по изученному материалу со взаимооценкой. (См. Приложение). | Познавательные: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
Итог | – Какую задачу решали на уроке? Чему научились. – Запишите ключевые слова урока. - С какими трудностями столкнулись? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? | Регулятивные: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
Домашнее задание | Выучить правило. Упр. учебника по выбору учителя. | |
Приложение.
Тест по теме «Правописание корней с чередующимися гласными»
В корне -кас - кос- следует писать букву А, если:
а) после корня стоит суффикс А;
б) можно проверить гласную ударением, подобрав проверочное слово;
в) после корня нет суффикса А.
Какое слово лишнее?
а) прикоснусь;
б) костлявый;
в) касание.
3. Какое слово лишнее?
а) коса;
б) косолапый;
в) соприкоснуться.
4. Какое слово с изучаемой орфограммой употреблено в прямом значении?
а) Я коснулся стены рукой.
б) Автор книги касается темы воспитания детей.
в) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей.
5. Найди ряд слов с чередующимися гласными в корне.
а) приберечь, протирать, касаешься;
б) коснись, расстелить, берег;
в) блестит, прикосновение, положить.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»