СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект предназначен для учащихся 5 класса, т.к. в работе был использован учебник русского языка для 5 класса под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др. Изд. Баласс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Тема. Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­


Цели как деятельность учеников.

- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать;

- находить корни ­кас­ – ­кос­ с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с орфограммой ­ проверяемой буквой безударного гласного, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока


Этапы

Деятельность учителя и учащихся

УУД

  1. Актуали-зация изученного

Откроем тетради и запишем дату и слова «классная работа».

На слайде ряд слов с пропущенными буквами:

Приз…мляться, выр…стать, объ…снять, соб…рать, предл…жить, т…нцевать.

Задание: запишите слова

• На какие две группы вы могли бы разделить эти слова?

• Какими орфографическими правилами вы пользовались при выполнении данного задания?

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Корни с чередующимися гласными.

Познавательные:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


  1. Введение в тему с постановкой задачи урока.

Представим себя учеными и проведем небольшое исследование.

На доске представлены слова, прочитайте их:

Касается, коснётся, коснулось, коса, касание.

Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Отличается по ЛЗ)

– Выделите корень в однокоренных словах.

- Какую особенность мы можем отметить в корнях этих слов? Какое ЛЗ имеют эти слова? (Буквы в корнях этих слов чередуются и стоят не под ударением, к ним нельзя подобрать проверочные слова. ЛЗ – дотронуться до чего-л.).

- Сформулируем тему нашего занятия. (Буквы А – О в корне -кас- - -кос-).

Исходя из темы, скажите, какие задачи необходимо решить, чему необходимо научиться:

- выяснить (узнать), в каких случаях пишется буква о, в каких а;

- научиться находить корни -кас- - -кос- и правильно писать гласные в них.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

  1. Открытие новых знаний.

  1. Продолжим наше наблюдение.

Выясним, почему в корне одних слов мы пишем гласную А, а в других – О.

Найдем суффиксы в этих словах. Какую закономерность мы наблюдаем?

ВЫВОД. Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишем гласную А, и если после корня такого суффикса нет, то пишем гласную О.

2. Чтение правила в рамке.

Беседа по вопросам:

– Как называется орфограмма? Назовите её опознавательный признак.

– Каково основное условие выбора буквы о или а?

– Дополняем таблицу в справочнике

Корни с чередующимися гласными

Примеры



– Составьте схему правила или его графическую модель:

√ ___ √

К А С А К О С (нет А )

═ ═

- Обобщим еще раз.

Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

  1. Развитие учебно­языко-

вых и правописных умений.

1. Работа по учебнику.

Упр. 580 (выборочное списывание) – развивается умение различать слова с орфограммой­буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова. Выполняется под руководством учителя.

2. Упражнение 1. (На слайде)

Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму. Какие значения имеют слова с корнями ­кас­ – ­кос­?

Самолет плавно ____________ земли.

(прямое значение: дотрагиваться до чего­либо).

Ученый несколько раз в своем выступлении __________ этого вопроса.

(переносное значение: затрагивать в статье, разговоре).

Эта проблема __________меня меньше всего. (переносное значение: иметь отношение к чему­либо).

Мама нежно _______________ моего плеча. (прямое значение: дотрагиваться до чего­либо).

Вывод: слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

3. Объяснительный диктант.

Записать под диктовку, устно и графически объяснить выбор о–а в ­кас­ – кос­:

Коснись воды, прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, чуть-чуть соприкоснулись, касание мяча о сетку, неприкосновенность личности.

4.Самостоятельная работа: выполнение теста по изученному материалу со взаимооценкой. (См. Приложение).

Познавательные:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

  1. Итог

– Какую задачу решали на уроке? Чему научились.

– Запишите ключевые слова урока.

- С какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Регулятивные:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.


  1. Домашнее задание

  1. Выучить правило.

  2. Упр. учебника по выбору учителя.





Приложение.

Тест по теме «Правописание корней с чередующимися гласными»

  1. В корне -кас - кос- следует писать букву А, если:

а) после корня стоит суффикс А;

б) можно проверить гласную ударением, подобрав проверочное слово;

в) после корня нет суффикса А.

  1. Какое слово лишнее?

а) прикоснусь;

б) костлявый;

в) касание.

3. Какое слово лишнее?

а) коса;

б) косолапый;

в) соприкоснуться.

4. Какое слово с изучаемой орфограммой употреблено в прямом значении?

а) Я коснулся стены рукой.

б) Автор книги касается темы воспитания детей.

в) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей.

5. Найди ряд слов с чередующимися гласными в корне.

а) приберечь, протирать, касаешься;

б) коснись, расстелить, берег;

в) блестит, прикосновение, положить.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

На какие две группы вы могли бы разделить эти слова?   Приз…мляться, выр…стать, объ…снять, соб…рать, предл…жить, т…нцевать.

На какие две группы вы могли бы разделить эти слова?

Приз…мляться, выр…стать, объ…снять, соб…рать, предл…жить, т…нцевать.

Проверяем

Проверяем

  • Приз Е мляться, объ Я снять, т А нцевать.
  • Выр А стать, предл О жить, соб И рать.
Буквы А – О в корне  -кас- - -кос-    Задачи: - выяснить, в каких случаях пишется буква о , в каких а ; - научиться находить в словах корни -кас- - -кос- и правильно писать гласные в них.

Буквы А – О в корне -кас- - -кос-

Задачи:

- выяснить, в каких случаях пишется буква о , в каких а ;

- научиться находить в словах корни -кас- - -кос- и правильно писать гласные в них.

Дополните предложения словами с корнем -КАС – КОС-. Графически обозначьте орфограмму. Какие значения имеют слова с данными корнями?

Дополните предложения словами с корнем -КАС – КОС-. Графически обозначьте орфограмму. Какие значения имеют слова с данными корнями?

  • Самолет плавно ____________ земли.
  • Ученый несколько раз в своем выступлении __________ этого вопроса.
  • Эта проблема __________меня меньше всего.
  • Мать нежно _______________ моего плеча.
Проверяем

Проверяем

  • Самолет плавно кОснулся земли.
  • Ученый несколько раз в своем выступлении кОснулся этого вопроса.
  • Эта проблема кАсается меня меньше всего.
  • Мама нежно кОснулась моего плеча.
Тест  1. В корне -кас - кос- следует писать букву А, если: а) после корня стоит суффикс А; б) можно проверить гласную ударением, подобрав проверочное слово; в) после корня нет суффикса А.  2. Какое слово лишнее? а) прикоснусь; б) костлявый; в) касание. 3. Какое слово лишнее? а) коса; б) косолапый; в) соприкоснуться. 4. Какое слово с изучаемой орфограммой употреблено в прямом значении? а) Я коснулся стены рукой. б) Автор книги касается темы воспитания детей. в) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей. 5. Найди ряд слов с чередующимися гласными в корне.

Тест

1. В корне -кас - кос- следует писать букву А, если:

  • а) после корня стоит суффикс А;
  • б) можно проверить гласную ударением, подобрав проверочное слово;
  • в) после корня нет суффикса А.

2. Какое слово лишнее?

  • а) прикоснусь;
  • б) костлявый;
  • в) касание.

3. Какое слово лишнее?

  • а) коса;
  • б) косолапый;
  • в) соприкоснуться.

4. Какое слово с изучаемой орфограммой употреблено в прямом значении?

  • а) Я коснулся стены рукой.
  • б) Автор книги касается темы воспитания детей.
  • в) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей.

5. Найди ряд слов с чередующимися гласными в корне.

  • а) приберечь, протирать, касаешься;
  • б) коснись, расстелить, берег;
  • в) блестит, прикосновение, положить.
Проверяем Критерии оценки: 5 правильных ответов - «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3» Менее 3 правильных ответов – «2» Ответы:

Проверяем

Критерии оценки:

5 правильных ответов - «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

Менее 3 правильных ответов – «2»

Ответы:

  • А
  • Б
  • В
  • А
  • В


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!