СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Имя существительное, его синтаксическая функция"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный с творческим домашним заданием.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное, его синтаксическая функция"»




Поурочная разработка (Русский язык).

Тема урока: Имя существительное как часть речи, его синтаксическая функция

Цель урока:

1) Повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

• общее значение;

• морфологические признаки;

• синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

Эпиграф к уроку (на доске):

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословица.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

АМО «Искры счастья» Учитель перед проведением читает приветствие.

«Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу». Дети пускают ладошками искры счастья и передают по цепочке каждому однокласснику.

II. Вступительная беседа

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Значит, представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

Зачитываю слова: карьера, материальные блага, отдых, дети, семья.

-Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

По очереди называют слово. (3 человека) ( А почему вы считаете, что это слово семья?

Потому что семья – это главное в жизни человека.

Да, действительно. Семья – это главное в жизни человека. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. (Что хорошо? Что плохо? Что можно/нельзя?);

- А какой частью речи является слово «семья?» (Имя существительное)

- В каком разделе языкознания изучается имя существительное? (Морфология)

-Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания – Морфологии.

И открывает этот раздел часть речи - имя существительное

И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи, его синтаксическая функция». Запишите тему урока в тетрадях.

Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах . И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно

• общее значение;

• морфологические признаки;

• синтаксическую роль.

Перед тем как начать работать, нам необходимо проверить домашнее задание. АМО «Я сегодня сам учитель». Учитель предлагает учащимся поработать учителем, обменяться тетрадями с соседом по парте и непредвзято оценить работу одноклассника, выставить карандашом отметку, следуя критериям на доске.

- А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.

Итак, приступаем к решению задач нашего урока:

-Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль

- К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.

Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

О чем говорится в этих предложениях? ( О семье).

Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?

(Нет. Они не связаны между собой грамматически.)

А что такое текст? (Ответ)

Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Анализ лингвистического материала.

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

- Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский



Обсуждение текста и заглавия к нему.

• Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)

• Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

А кто такой дедушка?

- Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти этимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. Еще есть дополнения?

1) То же, что: дед; отец отца или матери

2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).

3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.

4) военн., жарг. старослужащий срочной службы

•Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношении к пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей

К какому жанру относится текст? По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль. Что такое мораль? Вы, наверное, обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).

К какому стилю относится текст? Тип речи?

А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.

Тест

1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.



2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.



3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.



4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?

(Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.

падеж ед. ч. мн. ч.

Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)

Им. де́душка де́душки

Р. де́душки де́душек

Д. де́душке де́душкам

В. де́душку де́душек

Тв. Де́душкой де́душкою де́душками

Пр. о де́душке о де́душках

-Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка

Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а

-Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)

-Подберите синонимы к слову дедушка (дед, праотец, старик, родоначальник, основоположник, дембель, старослужащий)

Подберите антонимы (бабушка; младенец, ребёнок, юноша)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Какой яркий фразеологизм есть в русском языке? (на деревню дедушке)

Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Дедушка

Молодец

мать

Рука

Рот

старость

Невестка

Суп

печь

Чашка

Дитя


Щепочка

Старик


коробочка

сынок


Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

Мать

Стол

Отец

Миска

Сынок

Коробочка

тятенька

пол



Категория рода имен существительных

Мужской род

Женский род

Средний род

молодец

Чашка

Дитя

Тятенька

старость

полотенце

суп

печь







Проверка

Учитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?

1) (Падежные окончания имен существительных : Старости ( 3 скл., ж.р., Р.п.), невестке( 1 скл., ж.р., Д.п.).

2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом ( ударная позиция), полотенцем ( безударная позиция).

3) Какую еще категорию имени существительного мы не повторили? (Категория числа, собственности-нарицательности имен существительных)

5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)

(У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).

6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)

7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)

8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).

Физкультминутка.

АМО «4 стихии», проводится физкультминутка, чтобы эмоционально разрядить атмосферу в классе, дать отдохнуть учащимся, повысить уровень энергии в классе, укрепить здоровье (Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы кисти рук, локти, плечи, бедра, колени).

-Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Тестирование

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное не изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) семьей

Г) стол

4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) у дорог..

Б) о книг…

В) в сумк…

Г) о песн…

6.В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Роль имени существительного в речи.

Ребята, в начале урока мы с вами узнали, что на 100 слов в русском языке

приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу, что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?

(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

-А каковы жизненные правила по отношению к старикам в семье?

(Забота и уважение)

-А какие правила нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?

(Во- первых, это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)

Запишите эти существительные, определите род и склонение.

Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа (на доске) и вывод.

Существительные на –ие- Понимание , внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.

-Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?

- Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? ( Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)

Итог урока.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.

АМО «Выбери пословицу». В заключение урока мы с вами проведем следующую коллективную работу:

Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье, уважения к пожилым.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

Уважай старика, сам будешь стар

Слава сына - отцу отрада.

Какое дерево, такие у него и листочки.

Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Рефлексия. Выставление и мотивировка оценок.

-По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном?

VII. Информация о домашнем задании.

1) Написать мини-сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!