СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие предназначено для учащихся 6 класса.

Тема урока  «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных». Этап обучения по данной теме – начальный (1-й урок по данной теме).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Н и НН в суффиксах прилагательных"»

Тема урока

"-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных"

Цели:

  • Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

  • Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;

  • Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

Материальная база, оборудование урока:

  • Презентация.

  • Таблица "Оцени свою работу"

  • Опорный конспект «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных»

  • Карточки со словарными словами

  • «Толковый словарь» С.И. Ожегова

  1. . Организационный момент.

  • приветствие;

  • фиксация отсутствующих

  • проверка подготовленности к уроку, организация внимания (перечислить, какой материал лежит на партах).

2 . Повторение.

  1. Создание эмоционального настроя

Дорогие ребята, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий - это потеря всякого интереса ко всему происходящему.

Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.

  1. А сейчас мы запишем предложение. (1 учащийся работает у доски)

Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин

- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)

-Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.

3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

1) Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

- Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный - таинство, длинный - длина, журавлиный - журавль)

- Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный - с одной?

2) Мотивация.

- Не торопитесь с ответом. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, а для этого обратимся к слайду (слайд 2)

Выделите в словах суффиксы

от какой части речи образуются все эти прилагательные?

– Перечислите отдельно суффиксы, которые мы выделили.

– Осталось только вывести правило. А я приготовила вам подсказку. (Работаем в тетрадях с опорным конспектом; исключения не записаны).

- Сколько букв н пишется в кратких прилагательных?

- Обратите внимание на значение слов с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-)?

3) Работа с опорным конспектом.

– Скажите, пользуясь опорным конспектом и записью в тетради, когда пишется одно Н, когда – две?

Ребята, мы с вами рассмотрели правописание  н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как и полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.

4) Работа со словами-исключениями.

– Но в русском языке не бывает правил без исключений. Отгадайте загадку и назовите слова – исключения:

Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Окно).

4) Работа с учебником.

- Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли вы сформулировали правило?

- Обратите внимание на правописание слов ветреная – ветряная (слайд 4)

5) Правописание непроизводных прилагательных.

- Кроме того, ребята, в русском языке есть прилагательные, которые вообще не имеют суффиксов и совершенно безвинно страдают, ведь их вечно путают и пишут неправильно. Вот они: (слайд 5)

- Написание таких слов надо запомнить, а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю.

5. . Закрепление полученных знаний.

1) . Цифровой диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист (слайд 6)

2) Работа со словосочетаниями.

– А сейчас я буду читать словосочетания, а вы перестройте их так, чтобы одно из слов было прилагательным и соответствовало изученному правилу. (Пример на доске. Работа по цепочке на месте.).

Пух лебедя, сок лимона, чай на травах, солдатик из олова, каша из тыквы, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, гора песка, стол в кухне, крыша из соломы, сироп из клюквы, скатерть из полотна, писк комара, шляпка из соломы.

– Как называются словосочетания одинаковые по значению, но разные по написанию и строению?

– Такие словосочетания называются синонимичными.

3) Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами

Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый

Проверь себя (слайд 7)

4) Работа в группах

А сейчас, ребята, поработаем в группах (работа в группах по 4 человека)

У вас на столах лежат листочки, переверните их - это словарные слова. Прочитайте их: коллекция, экскурсия, реставрация, репродукция (показываются на доске). Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём значение этих слов. А теперь, используя суффиксы нашего урока, попробуйте из данных существительных образовать прилагательные. Сколько Н имеет суффиксы образованных прилагательных? Давайте запишем полученные слова и обозначим орфограмму.

6. Подведение итогов работы.

- Какую орфограмму мы с вами сегодня изучали на уроке?

- Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных? (слайд 8)

- От слов какой части речи образуются прилагательные на изученную орфограмму?

7. Оценивание (слайд 9)

Ребята, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа "Оцени свою работу". Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?

(Оценивание работы учащихся за урок с комментарием)

8. Рефлексия. Наш урок подошел к концу и сейчас я вновь попрошу поднять кружочки, соответствующие вашему настроению, и мы вместе посчитаем их. Списибо всем за работу (слай 10)




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!