Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I. Мотивирование к учебной деятельности | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Самостоятельно организовывают своё рабочее место. |
II. Чистописание | - На минутке чистописания мы напишем букву, которая стоит в слове порядок. Эта буква обозначает согласный звук, звонкий, непарный, по звонкости-глухости, мягкий, парный по твёрдости- мягкости. | По характеристике определяют букву для чистописания. Вырабатывают каллиграфический почерк | |
III. Актуализация знаний | На доске представлены карточки с фразами, из которых ученики должны составить четверостишие: Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не пропадёт, Тот никого не подведёт! -Ребята, а как вы думаете, какие слова в четверостишии самые главные? - На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают? Правильно, запишите их в тетрадь. | - Верит, чувствует, не пропадёт, не подведёт - Что делает? Что сделает? Они обозначают действие предмета. | Используют ранее полученные знания для ответов на вопросы, анализируют предложенный материал. |
IV. Постановка учебной задачи | - Приведите ещё примеры слов, которые бы отвечали на вопросы «Что делать?» «Что сделать?» - Как вы думаете, может ли у этих слов быть название? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам глагол. - Сформулируйте тему нашего урока. - Верно, тема сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся) - По какому плану мы изучаем части речи? 1.Что я знаю об этой части речи? 2.Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Какие признаки имеет? 5. Чем является в предложении? 6. На какие из поставленных вопросов можете ответить? | - Дети называют примеры слов Высказывают мнение Называют тему, предлагают учебную задачу урока. | Принимают учебную задачу, сформированную под руководством учителя. Определяют тему и задачи урока. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Понятие «глагол». Работа по учебнику с. 62 | Работа по определённому алгоритму: 1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал:«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем:«Глагол — это речь человека, разумный говор, язык». - По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть. - Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное. 2.Что обозначает?(обозначает действие предмета) 3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет) 4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное) 5. Чем является в предложении?(сказуемым) | Отвечают на поставленные вопросы | Фронтальный опрос. Вопросы по теме, фиксация затруднений. Повторение алгоритма учебной деятельности(работа со справочниками) |
VI. Физминутка | - Теперь проведём разминку Под весенние напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. | Выполняют движения, проговаривая стихотворение | Профилактика утомляемости |
2. Глагол в предложении С. 63 упр. 1 | - Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы? | Высказывают мнение Отвечают на вопрос | Исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении. |
VII. Закрепление знаний и способов действий 1. Работа в парах (по карточкам) 2. Самостоятельная работа по учебнику с. 62 | Прочитайте слова. Запишите предложения из данных слов, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому. Ласточки светит Месяц щебечут Солнце смотрит Лёд треснул Тучки набежали - Какой частью речи выражено сказуемое? - Подчеркните глаголы. Проводится взаимопроверка в парах. Запиши глаголы в два столбика. Что делать? Что сделать? писать убрать верить написать петь вылететь лететь поверить убирать запеть Проверка. | Составляют предложения, задают вопросы к словам Дают ответ на основе знаний, полученных на уроке Самостоятельно выполняют упражнение. Двое учащихся работают на индивидуальной доске. | Самостоятельное выполнение задания со взаимопроверкой. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Чему научились сегодня на уроке? Что получалось хорошо? Что вызывало затруднение? | Отвечают на вопросы Я узнал: Я научился | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность |
IX. Домашнее задание С.63 упр. 4 | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя, делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |