СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное. Повторение."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: комплексное повторение главы  «Имя числительное»

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока:  урок- путешествие

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, развивать навыки устной и письменной речи;

Содержательная:  научить обобщению полученных знаний,  закрепить умения и навыки в склонении числительных, его правописании, употреблении числительных в устной и письменной речи.

Русский язык 6 класс, под ред. А.Д.  Шмелёва "УМК "Алгоритм успеха", изд. "Вентана - Граф" - М., 2014.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное. Повторение."»


План -конспект урока русского языка в 6 классе

(учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»р.п.Степное

Бухонкина А. В.)

Тема урока: комплексное повторение главы 7 «Имя числительное»

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока: урок- путешествие

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, развивать навыки устной и письменной речи;

Содержательная:  научить обобщению полученных знаний, закрепить умения и навыки в склонении числительных, его правописании, употреблении числительных в устной и письменной речи.

Ход урока

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня видеть вас, откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Записали, посмотрите за окно. Давайте с вами вспомним, какие праздничные даты ожидают нашу страну весной? (9 мая, 1 мая и т.д). А самый ближайший праздник, который отметит все человечество (12 апреля).

Что это за дата? (ролик длительностью 4 минуты демонстрируется не весь, время для прослушивания сообщения 1 мин. 7 секунд)

Итак, 12 апреля 1961 года – первый полет человека в космос. Какая часть речи представлена в этой дате? А какую часть вы изучаете сейчас на уроках? (Числительное) СЛАЙД

И сегодня мы с вами отправляемся в космический полет по галактике «Числительное». Перед вами лежат ваши бортовые журналы, в которых вы будете отмечать каждый этап нашего путешествия. (СЛАЙД с планетами)

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ.

Но для начала давайте вспомним, что такое имя числительное, какими бывают числительные? СЛАЙД (самая молодая часть речи, отвечает на вопрос: сколько? какой по счёту? разряды: количественные, дробные и собирательные; порядковые)

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, вы вспомнили, что такое числительное, его разряды. Тогда зачем нам еще вести разговор о нем? (закрепить умения и навыки в склонении числительных, его правописания, употреблении в устной и письменной речи).

Совершенно верно. Это и будет целью нашего урока.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ, СТРАТЕГИЙ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ.

Как мы будем это делать? С чего начнем? Давайте составим план повторения и закрепления знаний о числительных.

  1. Повторить разряды И.Ч.

  2. Склонение имен числительных.

  3. Употребление числительных на письме и в устной речи.

5.РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫБРАННОГО ПРОЕКТА (ОТПРАВЛЕНИЕ В ПУТЕШЕСТВИЕ)

Маршрут А. Первая планета «Имя числительное»

Мы прилетели на первую планету. Задание: выписать числительные. СЛАЙД

4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли.  Началась космическая эра. Он представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Теперь перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо. И им удалось вывести сразу двоих – это были собаки.

Я предлагаю вам поделиться на 4 группы и продолжить нашу работу. Приступайте к работе.1 группа – дать определение и выписать порядковые числительные, 2 группа – дать определение и выписать количественные числительные, 3 группа – дать определение и выписать дробные числительные, 4 группа – дать определение и выписать собирательные числительные.

(Проверка СЛАЙД. Порядковые: 4е, 1957й, первый. Количественные: два, 58, 28800,15. Дробные: полтора, 83,6;Собирательные: двоих).

Самооценка. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ в бортовом журнале в нужной строке.

Маршрут Б. «Черная дыра» .

Ребята, иногда космонавтам встречаются на пути «черные дыры». Нам она тоже встретилась. Чтобы не угодить в нее, нам надо избегать «ловушек». Для этого из данных словосочетаний следует выписать только числительные.

(Задания «черной дыры». Одиннадцать часов, двенадцать звезд, дюжина камней, два героя, пара перчаток, пять кнопок, пятерка за удачный старт, семнадцать огней, сотня встречающих, восемьдесят минут, десяток идей, сто человек).

Вопрос: Как мы выбирались «из черной дыры» - отличали числительные от других частей речи?

Самооценка. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ в бортовом журнале

Маршрут В. «Своя планета» (Работа в группах).

Первая группа находится на планете «Порядковые числительные», вторая – «Количественные числительные», третья – «Собирательные числительные», четвертая – «Дробные числительные»

Задания 1-ой группы. Планета «Порядковые числительные».

Для вас на планетах находятся пакеты с заданиями. Члены группы получают карточки с заданием.

Задание: выпишите порядковые числительные, и одно просклоняйте, а также выпишите прилагательное из текста. Какую закономерность вы выявили? (СЛАЙД с заданиями)

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. Отважные Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами.

Сравните окончания у получившихся вариантов. Вывод: порядковые числительные изменяются по падежам как прилагательные.

Заданеие 2-ой группы. Планета «Количественные числительные»

В качестве умственных упражнений космонавтам предлагаются загадки, и ваша группа получает загадку.

Задание: прочитайте текст, каких числительных в загадке больше, назовите их, определите разряд, и выпишите лишнее числительное. Выпишите количественные числительные, определите их падежи. Устно ответьте на вопрос, чем вы руководствовались, когда определяли падежи?

     3. Многоногая загадка.

     Две ноги на трех ногах,                                                       

     А четвертая в зубах.                            Закричали на весь дом,-

     Вдруг четыре прибежали                        Да тремя по четырём!

     И с одною убежали.                                 Но четыре завизжали

     Подскочили две ноги,                              И с одною убежали.

     Ухватили три ноги,                                                         (К. Чуковский)

(Ответ: две ноги – человек, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная.)

Чем вы руководствовались, определяя падежи? Заданным вопросом и синтаксической ролью И.Ч.

Задания 3-ей группы. Планета «Собирательные числительные».

Запишите, выбирая собирательные числительные из предложений. Устно ответьте на вопрос, чем отличаются собирательные числительные от других разрядов.

У кузницы стояло (два, двое) сан.. ..

(Два, двое) сут.. продолжалась метель.

(Четыре, четверо) друз.. отправились в туристический поход.

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Нас было (три, трое).

Вывод: почему со словом «девушек» мы употребили количественное? ( с ж.р. не употребляются) С какими словами мы используем собирательные? (м.р., имеющими только форму мн.ч., обозначающими группу людей, с личными местоимениями)

Задания 4-ой группы. Планета «Дробные числительные».

Задание: запишите дробные числительные словами. (СЛАЙД)

А.1/5 часть, 2/5 части,

Б. около 4/7, для 6/9,

B.  0,5; 0,07.

Вывод: как пишутся дробные числительные? (Раздельно, изменяется при склонении каждая часть слова).

Самооценка. ОЦЕНИТЕ СВОЙ ВКЛАД В РАБОТУ ГРУППЫ. Оценку записать в бортовой журнал.

Маршрут Г. «Открытый космос»

Вам известно, что космонавты выходили еще и в открытый космос.

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. Общее время выхода составило 23 минуты 41 секунда, из них 12 минут 9 секунд – непосредственно вне корабля.

(ВИДЕОРОЛИК демонстрируется полностью)

Я предоставляю вам такую возможность - «выход в космос» и приглашаю самых смелых представителей групп к доске для решения кроссворда (выходят по очереди 2 человека из группы, остальные ребята помогают им).

КРОССВОРД:

1) Сколько раз лучше увидеть, чем сто раз услышать? (один)

2) Какой по счету в году месяц ноябрь (одиннадцатый)

3) Какой блин всегда комом? (Первый)

4) Сколько витязей прекрасных выходят из морских вод на берег Лукоморья? (тридцать)

5) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г - кучей сена (стог); буквы н – звуками издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)? (СТО)

6) Сколько человек одного не ждут? (семеро)

7) Сколько зайцев нужно, чтобы погнаться, но ничего не поймать? (два)

8) Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (семь)

9) Какое число в народе называют «чертовой дюжиной»? (Тринадцатое)

10) Назовите волшебное число многих сказок (Три).

Самооценка. Смельчаки, вышедшие в «открытый космос», поставьте себе дополнительный балл в бортовой журнал.


ФИЗМИНУТКА. Молодцы, ребята. Но, наверное, вы немного устали, давайте отдохнем и представим себя в кинозале. Расслабиться поможет нам видеоролик о первом полете в космос. 1,5 минуты (начало ролика с надписью «50-летию…» не демонстрируется). А теперь продолжаем наш полет.

6.ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

1вариант. По пути домой мы получили радиограмму, нам надо расшифровать ее, для этого надо числительные записать буквами и в нужном падеже? Прочитайте текст, определите его тему, стиль и тип речи, запишите числительные буквами и в нужном падеже.

После первых успешных полетов в космос Юрия Гагарина и Германа Титова Сергей Королев принял решение отправить в космос женщину. Старт "Востока-6(шесть)" произошел утром 16(шестнадцатого) июня 1963 (тысяча девятьсот шестьдесят третьего) года, а приземлилась Валентина Терешкова утром 19 (девятнадцатого) июня. В общей сложности полет длился двое суток 22 ( двадцать два) часа и 41 (сорок одну) минуту. За это время космонавт совершила 48 (сорок восемь) витков вокруг Земли, пролетев в общей сложности примерно 1,97 (одну целую, девяносто семь сотых) миллиона километров.

2вариант. Прочитайте текст, определите его тему, стиль и тип речи, запишите числительные буквами и в нужном падеже.

Самый длительный полет в истории совершил российский космонавт Валерий Поляков в 1995 (тысяча девятьсот девяносто пятом) году. Продолжительность его составила 437 (четыреста тридцать семь) суток 17 (семнадцать) часов 58 (пятьдесят восемь) минут.
То есть Поляков провел в космосе примерно в 7000 (семь тысяч) раз больше времени, чем Юрий Гагарин.

3вариант. Прочитайте текст, определите его тему, стиль и тип речи, запишите числительные буквами и в нужном падеже.

Рекорд пребывания на орбите был дважды побит Сергеем Авдеевым - за три полета 747 (семьсот сорок семь) суток 14 (четырнадцать) часов 12 (двенадцать) минут и Сергеем Крикалевым - к 2005 (две тысяча пятому) году он пробыл на орбите 800 (восемьсот) суток 09 (девять) часов 39 (тридцать девять) минут 09 (девять) секунд.)

ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭТАЛОНУ.

Самооценка. ОЦЕНИТЕ самостоятельную работу в бортовом журнале

Вы здорово потрудились в Галактике «Имя числительное», но нам необходимо вернуться домой на родную землю. На пути домой мы встретили препятствие «Творческое задание».

Попробуем выполнить эту творческую работу – написать мини- сочинение из 4-5 предложений на тему «Мир космоса».

Взаимооценка творческих работ. ОЦЕНКУ занести в бортовой журнал.

7.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Поздравляю вас, ребята, мы побывали на разных планетах, обобщили и привели в систему наши знания о такой галактике, как имя Числительное, и благополучно вернулись назад. Понравилось вам путешествие? Поднимите сигнальные карточки:

- кто чувствовал себя во время путешествия комфортно, кто доволен своей работой - зеленую;

- кто считает, что ему нужно потрудиться еще немного – желтую;

- кто чувствовал себя некомфортно, что-то не понял - красную.

А теперь посмотрите в свои бортовые журналы, в которых вы оценивали каждый этап своей работы на наших планетах, и поставьте себе общую оценку.

8. ИТОГ УРОКА

Поднимите руку, кто поставил себе оценку «5». Почему? (спросить 1-2 учеников);

Поднимите руку, кто поставил себе оценку «4». Почему? (спросить 1-2 учеников);

Поднимите руку, кто поставил себе оценку «3».Почему?(спросить 1-2 учеников).

Домашнее задание:

Повторение главы 7. На «4» выполнить Упр. 231 (только первое задание).

На «5» выполнить упр.231( задания 1-3).





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!