Тема урока. Парные согласные звуки в середине слова.
Цель: содействовать развитию умения проверять написание парных согласных в середине слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в середине слова; сопоставлять произношение и написание слов; определять проверочное и проверяемое слово; объяснять значение слова с помощью словаря; принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: интерактивная доска, таблица по теме урока, две карточки для каждого учащегося.
Ход урока
1 Мотивация учебной деятельности
В школу вы пришли учиться. Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно. Работаем старательно.
2. Самоопределение к деятельности
Запись на доске: сказка, зуб, шапка, ловкий, шкаф, нос
- По какому признаку подобраны слова?
Как вы понимаете значение слова «ловкий»? Кто желает найти значение этого слова в Толковом словаре Ожегова?
Ловкий – 1. Искусный; обладающий физической сноровкой; 2. Находящий выход из любого положения; хитрый, изворотливый; 3. Способный, хорошо умеющий делать что-нибудь.
- Назовите «лишнее» слово.
- Разделите слова на две группы?
- Как проверить парный согласный звук в середине слова?
- Назовите тему урока. Сформулируйте учебную задачу.
2. Чистописание.
Все на свете рыбаки Очень любят букву Ы. Без Ы не будет рыбы, За то Ы спасибо.
- Какую букву будем писать? Дайте характеристику этой букве. В русском языке нет слов, которые начинаются с буквы ы.
бып зып выф
- Что заметили? Какие еще тройки с Ы вы будете писать? А какое буквосочетание, учитывая правила орфографии, не напишите? Почему?
-Спишите поговорку.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
-Как вы понимаете эту поговорку. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о труде?
3. Работа по теме урока.
1) Работа по таблице «Парные согласные в середине слова»
- Назовите парные согласные звуки. Как проверить парный согласный в середине слова?
- Прочитайте первую пару слов. Назовите проверочное слово. Прочитайте проверяемое слово.
- Прочитайте вторую пару слов. Назовите проверяемое слово. Почему его надо проверять?
-Прочитайте проверочное слово в третьей паре.
- Какое из проверочных слов является формой этого же слова, а какое – однокоренное?
2)Запись на доске:
Дождик залил спортивную площа..ку. Ребята взяли лопа..ки. Прорыли они кана..ки для стока воды. Теперь на площа..ке можно делать заря..ку.
- Выпишите слова с пропущенными буквами, допишите проверочные слова.
(Фронтальная проверка)
- Чем является проверочное слово: формой одного и того же слова или однокоренным?
3) Физкультминутка. (Учитель произносит слова. Если в слове пишется буква «зэ» нужно два раза подпрыгнуть, если буква «эс» - присесть.)
Рис, груз, квас, грязь, рассказ, глаз, глобус, класс, ужас, мороз.
4) Работа в паре. (Задание написано на карточке)
1 вариант. Продиктуй соседу по парте. Шутка, скрипка, травка |
2 вариант Продиктуй соседу по парте. Улыбка, мышка, грядка |
5)Самостоятельная работа.
- Превратите действие в предмет, допишите проверочное слово.
1вариант 2 вариант
указывать - … завязывать - … находить - … разведать - … смазывать - … подсказывать - …
Самопроверка. (Используется интерактивная доска).
- К какой части речи относятся слова первого столбика? Что такое глагол? К какой части речи относятся проверочные слова?
6) Работа в карточках.
Допиши слова с противоположным значением. В скобках напиши проверочное слово. |
Клюква кислая, а малина _________________ ( ). Тополь высокий, а рябина ________________ ( ). Камень тяжелый, а ручей ________________ ( ). |
- Как называются слова с противоположным значением?
7) Работа над предложением.
- Спишите предложение. Подчеркните основу, над каждым словом укажите часть речи.
Оле.. в бесе..ке читает ска..ку про ре..ку.
( Один ученик работает у доски с комментированием).
8) Звуко-буквенный разбор слова ОЛЕГ.
Самопроверка. (Используется интерактивная доска)
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили? - Закончите предложения: У меня получилось… Я смог… Мне еще следует повторить… - Домашнее задание: записать 10 слов с парным согласным в середине слова.