СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
  4. Уметь создавать рассказ-повествование, на основе изображённого на картине.
  5. Подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по  картине; 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цели урока:

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

  4. Уметь создавать рассказ-повествование, на основе изображённого на картине.

  5. Подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  2. Ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

  3. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В. Сыромятниковой.

Здоровьесберегающая:

  1. Создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, памятки «Как работать в группе» и «Рабочий словарик», фломастеры, магниты, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) карточки со словарём: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Задачи урока:

• знать тип текста – повествование;

• знать композицию рассказа-повествования;

• уметь подбирать нужные для описания слова;

• уметь создавать рассказ-повествование;

• развивать речь учащихся, мышление и творческое воображение детей;

• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.


На экране картинка с надписью «Хорошего дня!»

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2.Сообщение темы и цели урока.

Р а з г о в о р к у р о к у.

  1. - Что такое описание? (Тип речи).

  2. - Какие ещё типы речи знаешь? (повествование, рассуждение).

  3. - Над какими видами описаний мы работали в этом году?

  4. (Описание природы, помещения, предмета).

- Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

- Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

- Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.)


3.Знакомство с творчеством художника.

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

Сообщения заранее подготовленных учащихся.

Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая.

Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству. Создателю любого произведения требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

- Что будем писать в первом пункте плана?


(I.Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).


4.Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

Составление примерного плана сочинения.

1).Словарно-орфографическая работа.

- Впишите в слова пропущенные буквы:

Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен, м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.

2) - Картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

- Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

На переднем плане справа расположен…

Слева изображен…

Задний план занимает…

Вдалеке открывается...

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт?

Мольберт– подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

- Что такое палитра?

Палитра– небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.

- Как вы понимаете значение слова подрамник?

Подрамник– остов, на который натягивается холст для живописной работы.


а)- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

Этюдник– специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда.

Этюд– рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.


) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

в) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Герои картины — мальчики (ребята). Старший … (какой?). Младший парнишка … (какой?)…

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

г) - Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.)


- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

- Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)


д)- Попытайтесь передать общее настроение картины.

- Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

Дополните предложения:

Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…

Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

- Как называется третий пункт плана?

(Заключение).

- Как мы его назовём?

( III.Общее настроение картины.)


е). Вывод.

Картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна: здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

  1. Возвращение к эпиграфу урока.

Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

  1. Рефлексия: (использование сигнальных карточек)

Понравился ли вам урок?

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

1.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

2.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

3..Какая форма работы вам понравилась больше?

4.Что вызвало затруднения?

5.Что нового и интересного узнали на уроке?


7. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания: написать сочинение на черновике.


Примерное сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Письмо подруге

Дорогая Маша!

Недавно я побывала на выставке картин, где увидела чудесное полотно Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Эта картина произвела на меня огромное впечатление.

Когда смотришь на полотно, ты как бы попадаешь в комнату художника. В комнате просторно, нет ничего лишнего. Окно мастерской раскрыто, в него заглядывают два веселых мальчика. Мальчишка постарше внимательно рассматривает картину неизвестного нам художника. Что изображено на холсте, мы не знаем. Может, это высокие белоствольные березы. А может, это полевые ромашки, которые стоят на полу возле кресла. А возможно, на картине изображены те самые веселые мальчишки. Мальчика помладше больше интересует обстановка комнаты. Он с любопытством рассматривает палитру, необычные профессиональные кисти, мольберт, уже нарисованные картины.

Мне понравилось полотно Сыромятниковой «Первые зрители». Картина пронизана ярким, веселым настроением. Смотришь на картину, и самой очень хочется попасть в мастерскую художника, чтобы прикоснуться к тайне искусства.

Я советую тебе посетить эту выставку и обязательно посмотреть на это полотно.

До свидания, Алена.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!