Урок русского языка, 3 класс
Тема: «Три склонения имен существительных».
Тип урока: ОНЗ
Московская область, г.Королев
гимназия № 9
Учитель: Соловьева Е.В.
Основные цели:
- сформировать у детей понятие о трех склонениях имен существительных;
- построить алгоритм определения склонения имени существительного;
- сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование:
- учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс, 2 часть,
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Демонстрационный материал:
- презентация;
- картинки с изображениями Глазастика, трех дверей, Леса склонений
- 2 шага учебной деятельности
- эталон определения склонения имени существительного
Раздаточный материал:
- Листы-заготовки для групповой работы для этапа 5;
- Индивидуальные задания для пробного действия;
- Наклейки звездочек
Заметки на полях:
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание, которое открывают для себя ученики – алгоритм определения склонения имен существительных
2. Задание на пробное действие: попробуйте распределить существительные по склонениям
3. Фиксация затруднения: «Я не могу распределить существительные по склонениям» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа».
4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма определения склонения имен существительных».
5. Цель деятельности учащегося: «Узнать алгоритм определения склонения имен существительных».
6. Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксирован алгоритм определения склонения имен существительных.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка:
Слайд 2
- Сегодня к вам на урок прискакал наш старый знакомый - Глазастик. Что он кричит на бегу? (Вперед, к знаниям!)
- Чем очень хочет заниматься Глазастик? (Учиться.)
- А зачем ему учиться? (Чтобы много знать и уметь.)
- А вы хотите учиться?
- Сегодня вы узнаете что-то новое о правилах русского языка.
- Как будете работать? (Поймём, что ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.)
- Напомните Глазастику, как происходит открытие? (повторяются шаги учебной деятельности)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.
- Улыбнитесь друг другу, и пожелаете удачи на уроке. В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
- Какое задание вы выполняли дома? (Изменяли существительные по падежам)
(задание дети выполняли по рядам:
1 ряд – изменяли по падежам существительные улыбка, солнце, любовь;
2 ряд – изменяли по падежам существительные радость, чувство, юноша;
3 ряд – изменяли по падежам существительные гордость, друг, песня;)
(параллельно правильное задание вывешивается на доску)
Слайд 3,4,5
- Как называется в русском языке изменение по падежам? (Склонением)
- Молодцы. Проверим, что у вас получилось.
- Какие знания вам помогли? (Знание падежей, падежных вопросов)
Слайд 6
- Глазастик ввел в свою компьютерную программу известные правила и просклонял 897564 существительных. Когда на экране перед Глазастиком пронеслись тысячи разных слов, каждое в шести падежах, он кое-что заметил в окончаниях.
- А вы что-нибудь заметили? ( В одном и том же падеже у существительных разные окончания)
- Совершенно верно. Сегодня вам это пригодиться.
Слайд 7
- Убедимся, что вы и Глазастик правы. Прочитайте слова лама, лось, лань. - Что общего в словах с точки зрения русского языка? ( Имена существительные)
- Распределите существительные на группы. Какие группы получились?
- Просклоняйте имена существительные. Не забудьте записать падежные вопросы и выделить окончания слов.
(у доски три человека – по одному существительному)
И.п. (кто?) лама, лось, лань
Р.п. (кого?) ламы, лося, лани
Д.п. (кому?) ламе, лосю, лани
В.п. (кого?) ламу, лося, лань
Т.п. (кем?) ламой, лосем, ланью
П.п. (о ком?) о ламе, о лосе, а лани
- Молодцы. Какую работу выполнили? (Склоняли имена существительные).
Какое из слов домашнего задания склоняется также, как лама? (лось, лань)
Слайд 8
- В русском языке три типа склонения – 1,2 и 3.
Задание для пробного действия.
- Какое задание я вам предложу ? (Задание на пробное действие)
− С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)
- Определите тип склонения существительных лама, лось, лань, олень и распределите их по столбикам.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных листах.
− У кого задание не выполнено?
− Что вы не смогли сделать? (Написать данные существительные под нужной дверью по склонениям.)
Слайд 9
- Проверьте себя.
1 склонение
|
2 склонение
|
3 склонение
|
Лама
|
Лось
Олень
|
Лань
|
− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Определить склонение имен существительных)
− Кто правильно записал слова, каким алгоритмом вы воспользовались?
(Учащиеся осознают отсутствие алгоритма определения склонения имен существительных )
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, которым можно воспользоваться, чтобы определить склонение имен существительных.)
Слайд 10
- Выявление причины затруднения
− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)
− Какое задание вы должны были выполнить? (Определить тип склонение имен существительных)
− Как вы выполняли задание?
− В чем затруднение? (Не смогли определить склонение имен существительных)
− Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для определения склонения имен существительных)
- Построение проекта выхода из затруднения
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать , как определить тип склонение имен существительных)
− Сформулируйте тему урока. (Три склонения имен существительных)
(Запись темы на доске и в тетрадях)
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану
Слайд 11
На доску вывешивается план:
- Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
- Сравнить между собой группы слов.
- Заполнить опорную схему.
- Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
− Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?
−Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)
- Реализация построенного проекта
− Выполните план в группах.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).
« Рассмотрите картинку.
Почему лиса и улитка – под березой, волк и гнездо – под дубом, а лань и мышь – возле ели?
Существительное в начальной форме
|
Заполните схему:
Допишите предложения:
- Определяем ____________ имен существительных в начальной форме.
- Выделяем __________________________ имени существительного.
- Определяем ________________________ имени существительного.»
Учитель организует защиту результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.
Слайд 12 (эталон)
Слайд 13
− Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
− Откройте учебники на страницах 14,16,17. Проверьте.
Учащиеся читают правило на страницах 14-17.
− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)
− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
− Что вы можете теперь делать? (Определять склонение имен существительных.)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)
Слайд 14
Проводите с Лес Склонений такие слова: тишина и тишь, олень и олениха, село и поселок, пальто и пальтишко, зима и зимовье, тетрадь и тетрадка.
Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют:
Слайд 15
Физминутка.
- Самостоятельная работа
− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)
Слайд 16
- Распределите слова в три столбика по склонениям: кольцо, любовь, подсказка, веревка, собачка, новость, здоровье, пение, милиция, творог, пароль, юноша, гордость.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях.
Слайд 17
Самопроверка проводится по образцу:
подсказка кольцо любовь
веревка здоровье новость
собачка пение гордость
милиция творог
юноша пароль
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)
− Каким правилом вы должны были воспользоваться?
− Исправьте ошибку.
− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)
− У кого задание не вызвало затруднение?
− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)
− Что нужно знать, чтобы правильно определять склонение имен существительных? (Нужно знать алгоритм определения склонения имен существительных.)
- Включение в систему знаний
Слайд 18
− Предлагаю вам потренироваться
Упр.302, стр.21
- Рефлексия учебной деятельности
− Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать , как определить склонение имен существительных)
− Удалось ли достичь цели?
− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
Слайд 19
− Наш друг Глазастик очень доволен, что у вас все получилось. Ему пора домой. Скажем ему «До новых встреч!»
− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)
Слайд 20
- Попробуйте дома, глядя на рисунок, придумать маленькую сказку. Запишите ее для Глазастика.
Слайд 21
− А вам я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Выберете для себя на лесенке знаний ступеньку и приклейте звездочку.
Учащиеся оценивают себя.
Рассмотрите картинку. Почему лиса и улитка – под березой, волк и гнездо – под дубом, а лань и мышь – возле ели?
Заполните схему:
Существительное в начальной форме
|
Допишите предложения:
1. Определяем ____________ имен существительных в начальной форме.
2. Выделяем __________________________ имени существительного.
3. Определяем ________________________ имени существительного.