СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, 3 класс

Тема: «Три склонения имен существительных».       

 Тип урока: ОНЗ

Московская область, г.Королев

гимназия № 9

Учитель: Соловьева Е.В.

Основные цели:

  1. сформировать у детей понятие о трех склонениях имен существительных;
  2. построить  алгоритм определения склонения имени существительного;
  3. сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование:

  • учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс, 2 часть,
  • компьютер, мультимедийный проектор,  экран;

Демонстрационный материал:

  • презентация;
  • картинки с изображениями Глазастика, трех дверей, Леса склонений
  • 2 шага учебной деятельности
  • эталон определения склонения имени существительного

Раздаточный материал:

  • Листы-заготовки  для групповой работы для этапа 5;
  • Индивидуальные задания для пробного действия;
  • Наклейки звездочек

Заметки на полях:

Основные структурные элементы урока:

1.         Новое знание, которое открывают для себя ученики – алгоритм определения склонения имен существительных

2.         Задание на пробное действие: попробуйте распределить существительные по склонениям

3.         Фиксация затруднения: «Я не могу распределить существительные по склонениям» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа».

4.         Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма определения склонения имен существительных».

5.         Цель деятельности учащегося: «Узнать алгоритм определения склонения имен существительных».

6.         Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксирован алгоритм определения склонения имен существительных.

 

 

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка:

 

Слайд 2

- Сегодня к вам на урок прискакал наш старый знакомый - Глазастик. Что он кричит на бегу? (Вперед, к знаниям!)

- Чем очень хочет заниматься Глазастик? (Учиться.)

- А зачем ему учиться? (Чтобы много знать и уметь.)

- А вы хотите учиться?

- Сегодня вы узнаете что-то новое о правилах русского языка.

- Как будете работать? (Поймём, что ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.)

- Напомните Глазастику, как происходит открытие? (повторяются шаги учебной деятельности)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.

- Улыбнитесь друг другу, и пожелаете удачи на уроке. В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

- Какое задание вы выполняли дома? (Изменяли существительные по падежам)

(задание дети выполняли по рядам:

1 ряд – изменяли по падежам существительные улыбка, солнце, любовь;

2 ряд – изменяли по падежам существительные радость, чувство, юноша;

3 ряд – изменяли по падежам существительные гордость, друг, песня;)

(параллельно правильное задание вывешивается на доску)

Слайд 3,4,5

 

 

 

- Как называется в русском языке изменение  по падежам? (Склонением)

- Молодцы. Проверим, что у вас получилось.

- Какие знания вам помогли? (Знание падежей, падежных вопросов)

Слайд 6

 

- Глазастик ввел в свою компьютерную программу известные правила и просклонял 897564 существительных. Когда на экране перед Глазастиком пронеслись тысячи разных слов, каждое в шести падежах, он кое-что заметил в окончаниях.

- А вы что-нибудь заметили? ( В одном и том же падеже у существительных разные окончания)

- Совершенно верно. Сегодня вам это пригодиться.

Слайд 7

 

- Убедимся, что вы и Глазастик правы. Прочитайте слова лама, лось, лань.     - Что общего в словах с точки зрения русского языка? ( Имена существительные)

- Распределите существительные на группы. Какие группы получились?

- Просклоняйте имена существительные. Не забудьте записать падежные вопросы и выделить окончания слов.

(у доски  три человека – по одному существительному)

И.п. (кто?) лама, лось, лань

Р.п. (кого?) ламы, лося, лани

Д.п. (кому?) ламе, лосю, лани

В.п. (кого?) ламу, лося, лань

Т.п. (кем?) ламой, лосем, ланью

П.п. (о ком?) о ламе, о лосе, а лани

- Молодцы. Какую работу выполнили? (Склоняли имена существительные).

Какое из слов домашнего задания склоняется также, как лама? (лось, лань)

Слайд 8

 

- В русском языке три типа склонения – 1,2 и 3.

Задание для пробного действия.

- Какое задание я вам предложу ? (Задание на пробное действие)

− С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)

- Определите тип склонения существительных лама, лось, лань, олень и распределите их по столбикам.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных листах.

− У кого задание не выполнено?

− Что вы не смогли сделать? (Написать данные существительные под нужной дверью по склонениям.)

Слайд 9

 

- Проверьте себя.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Лама

Лось

Олень

Лань

 

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Определить склонение имен существительных)

− Кто правильно записал слова, каким алгоритмом вы воспользовались?

(Учащиеся осознают отсутствие алгоритма определения склонения имен существительных )

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, которым можно воспользоваться, чтобы определить склонение имен существительных.)

Слайд 10

 

  1. Выявление причины затруднения

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Определить тип склонение имен существительных)

− Как вы выполняли задание?

− В чем затруднение? (Не смогли определить склонение имен существительных)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для определения  склонения имен существительных)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать , как определить тип склонение имен существительных)

− Сформулируйте тему урока. (Три склонения имен существительных)

(Запись темы на доске и в тетрадях)

 − Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану

Слайд 11

 

На доску вывешивается план:

  1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
  2. Сравнить между собой группы слов.
  3. Заполнить опорную схему.
  4. Обобщить  полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

− Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?

−Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

  1. Реализация построенного проекта

− Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).

« Рассмотрите картинку.

 Почему лиса и улитка – под березой, волк и гнездо – под дубом, а лань и мышь – возле ели?

 

Существительное в начальной форме

Заполните схему:

 

р. и      р.

 

            р.              р.

 

                     р. 

 

1

С

К

Л

 

2

С

К

Л

 

3

С

К

Л

 

 

 

 

 

 

Допишите  предложения:

  1. Определяем ____________ имен существительных в начальной форме.
  2. Выделяем __________________________ имени существительного.
  3. Определяем ________________________ имени существительного.»

Учитель организует защиту результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

Слайд 12 (эталон)

 

Слайд 13

− Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

− Откройте учебники на страницах 14,16,17. Проверьте.

Учащиеся читают правило на страницах 14-17.

− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)

 − Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

− Что вы можете теперь делать? (Определять склонение имен существительных.)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)

Слайд 14

 

 Проводите с Лес Склонений такие слова: тишина и тишь, олень и олениха, село и поселок, пальто и пальтишко, зима и зимовье, тетрадь и тетрадка.

Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют:

 Слайд 15

 

Физминутка.

  1. Самостоятельная работа

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

Слайд 16

 

 - Распределите слова в три столбика по склонениям: кольцо, любовь, подсказка, веревка, собачка, новость, здоровье, пение, милиция, творог, пароль, юноша, гордость.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях.

Слайд 17

 Самопроверка проводится по образцу:

подсказка                   кольцо                         любовь

веревка                      здоровье                       новость

собачка                      пение                            гордость

милиция                     творог

юноша                       пароль

 

− У кого возникли затруднения при выполнении задания?

− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)

− Каким правилом вы должны были воспользоваться?

− Исправьте ошибку.

− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

− У кого задание не вызвало затруднение?

− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

− Что нужно знать, чтобы правильно определять склонение имен существительных? (Нужно знать алгоритм определения склонения имен существительных.)

  1. Включение в систему знаний

Слайд 18

 

− Предлагаю вам потренироваться

Упр.302, стр.21

  1. Рефлексия учебной деятельности

− Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать  , как определить склонение имен существительных)

− Удалось ли достичь цели?

− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

− Кто встретил трудности? В чем? Почему?

Слайд 19

 

− Наш друг Глазастик очень доволен, что у вас все получилось. Ему пора домой. Скажем ему «До новых встреч!»

− Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

Слайд 20

 

- Попробуйте дома, глядя на рисунок, придумать маленькую сказку. Запишите ее для Глазастика.

Слайд 21

 

− А вам я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Выберете для себя на лесенке знаний ступеньку и приклейте звездочку.             

Учащиеся оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите картинку.  Почему лиса и улитка – под березой, волк и гнездо – под дубом, а лань и мышь – возле ели?

 

Заполните схему:

 

Существительное в начальной форме

р. и      р.

 

            р.           р.

 

                     р. 

 

1

С

К

Л

 

2

С

К

Л

 

3

С

К

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допишите  предложения:

1.         Определяем ____________ имен существительных в начальной форме.

2.         Выделяем __________________________ имени существительного.

3.         Определяем ________________________ имени существительного.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!