Русский язык в 3 классе
Тема урока. Склонение имён существительных
Цель урока
Способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам»; содействовать развитию умения решать проблемные задачи. создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, способом определения их у имён существительных в предложении;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Задачи
Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.
Формировать работу в группах, парах постоянного состава
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач; формирование положительной мотивации учения , познавательной активности.
Регулятивные: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий, определение и формулирование задач урока , планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей ..
Познавательные: структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, овладение умениями ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме; совершенствование умения работать в паре , группе; развитие умения договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Оборудование: мультимедийная презентация «Изменение имен существительных по падежам», карточки для работы в паре, группе , фотографии города, звёздочки.
Тип урока : открытие знаний и способов действий.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. ( Орг. момент) Слайды 1,2
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
А теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь .
Улыбнитесь мне , гостям и садитесь по местам.
- Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжим знакомство с его тайнами.
- Я очень хочу , чтобы наш урок получился интересным , познавательным и продуктивным.
Надеюсь, что вы меня поддерживаете.
А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число.
2.Минутка каллиграфии. Слайд 3
Рр Ра Ри Ря оро ере яря
* Словарная работа.
[р о д' и н а ] Узнайте слово по транскрипции. Родина родина
Два варианта написания – учебник, орфографический словарь
Этимология слова + родственные слова
Родина- род, родители, родился, родственники
3.Актуализация опорных знаний.
-Какая часть речи? Какие грамматические категории знаем?
Приём «Ассоциативный куст» по словам « имя существительное»
*Морфологический разбор
Родина – сущ., н.ф. – Родина, неодуш., собств., ж.р., ед.ч., И.п.
-Какую категорию лучше определять по словам, связанным с ним по смыслу? (падеж)
* Диктант Слайд 4
Родина для человека, что песня для соловья. (Определяем, что сущ. стоит в И.П.)
! За правильные ответы накопительная система звёздочек
4.Сообщение темы и целей урока, постановка задач Слайд 5
Работа в группах « Умники и умницы» Слайды 6,7
Задание: вставить пропущенные буквы в слова, из данных букв собрать слово – тему урока.
креПкий нАрод завоД жЕлать пейзаЖ
- Что такое падеж? (Изменение слова по вопросам)
-Что такое склонение имён существительных? ( Изменение по падежам)
Вывод. Падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении и изменяет форму слова.
5. Работа над новой темой. Формулирование проблемы Слайд 8
-- Какую проблему решим на уроке?
-Как будем определять падеж?
Повторим падежные вопросы, используя жесты:
Именительный | есть | Кивните головой |
Родительный | нет | Помотайте головой вправо-влево |
Дательный | дать | Протяните ручки вперед |
Винительный | вижу | Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль |
Творительный | доволен | Погладьте животик, как после вкусного обеда |
Предложный | думаю | Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете |
*Игра на внимание «Падежи»
2. Фронтальная работа с таблицей: приём «Цветное пятно» -учебник, с.40 Слайд 9
Слайд слово – словосочетание – падежный вопрос – падеж Слайд 10
6. Формирование самообразовательных умений. Слайд 11
Работа с учебником. Упражнение 68.
- Выполнение упражнения с опорой на таблицу (1 ученик у доски с пояснением: 1-устно, 2-4 письменно, 5-6 для самоконтроля детям, которые быстро работают)
7.Физкультминутка. Слайд 12
Именительный подпрыгнул, Наш творительный – поплавал,
А родительный летал. А предложный – убежал.
Дательный -полез на гору, Падежи нам все нужны
А винительный – устал. И в грамматике важны.
8. Закрепление нового материала.
Работа с учебником: упр. 70 стр. 40 (работа в группах по одному предложению)
Итог: представитель каждой группы выходит к доске, выбирает слово из своего предложения и прикрепляет его напротив падежа.
9. Релаксация для глаз
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 13
Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня сложности :
3 уровень - сделаю все сам без подсказок и помощи;
2 уровень – воспользуюсь небольшой подсказкой;
1 уровень – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей.
3 уровень Спиши. Укажи падеж выделенных имен существительных.
История моего рода (___. п. ) , горжусь своей Родиной ( ___.п. ) , живу в городе Торезе ( ___. п. )
2 уровень Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
История (чего?) моего рода (___. п. ) , горжусь (чем?) своей Родиной ( ___.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Торезе ( ___. п. )
1 уровень Спиши . Выбери нужный падеж.
История (чего?) моего рода ( В. п. / Р.п.) , горжусь (чем?) своей Родиной ( Т.п. / Д.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Торезе ( Д. п. / П.п.)
* Самопроверка и самооценивание Слайд 14
11. Рефлексия «Хвалилочка» Слайд 15
Продолжите фразу…( слайд )
Я знаю….. Я умею…. Я научился….
12. Домашнее задание
Дома на выходных повторите все падежи и вопросы к ним, попросите родных поиграть с вами в «Падежи».
13. Итог урока. Слайды 16, 17
-Для чего нам нужны знания? (Чтобы быть умными)
-Для чего нужно быть умными? (Чтобы приносить пользу своей Родине)
-Посмотрите на эти фотографии. Что на них запечатлено? (Фото уголков Тореза)
-Дети, все вы – звёздочки. Я приготовила вам сюрприз. Найдите в своей тетради для записи правил себя - маленькую звездочку. Напишите на ней, какую пользу вы мечтаете принести нашей маленькой родине – своему городу, каким хотите его видеть.
Дети прикрепляют звездочки на доску вокруг фотографий города.