СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение по теме "Состав слова". Основная цель: повторить и закрепить знания о составе слова. К уроку разработана презентация. Смотрите в моих материалах. Надеюсь, мои разработки будут Вам полезны.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Состав слова".»

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»

Русский язык – 3 класс

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.


УУД:


Предметные:

-обобщить и систематизировать знания учащихся;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание;

- формировать умение разбирать слова по составу; формировать умение подбирать слова к их схемам.


Метапредметные:

-развивать познавательные процессы (внимание, память);

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания);

- сотрудничество;

-коммуникативность.


Личностные:

-привитие  интереса к предмету;

-воспитание у учащихся чувства товарищества;


Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, учебник «Русского языка»;


Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Вид урока: урок путешествие.

План урока:

1.Орг. момент

2.Минутка чистописания.

3.Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока.

5. Физ. Минутка

6.Закрепление изученного материала.

7. Итог урока







Ход урока

1.Организационный момент: (1 мин)

Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.

На уроке не зевать, а работать и писать.

  • Все ли вы приготовили для урока? Начинаем урок!

-Открываем тетради, пишем число, классная работа. Размяли пальчики.

II Минутка чистописания. (3 мин)

Учитель: (работа с артикуляцией) Мышка мордочку помыла

Мышка моется без мыла! (правила посадки)

-Сегодня мы напишем соединение с буквой «М» (прописано на доске)

Слова: Шоссе; пирог;

Мороз, морозы, заморозки, морозный.

Словарная работа (1 мин)

У. – прочитайте слова;

- подчеркните опасные места в этих словах.

- прочитайте слова так, как они пишутся (орфографически).

Мотивация. (2 мин)

Учитель:

- Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров знаний». На этот остров смогут попасть самые умные, смелые и внимательные ребята. Вы согласны? Чтобы вам было легче, вы будете сегодня работать в группах. Повторим правила работы в группах (на доске).

На пути нам будут встречаться преграды, которые мы должны преодолевать. За каждый правильный ответ группе будет выдаваться фишка. Те, в чьей группе в конце урока будет больше всего фишек, получат хорошую оценку.

Но что-то ветер стих, парусник не может отправиться в путь. Для того, чтобы ветер снова надул паруса нам, ребята, нужно вспомнить, какую тему мы учили с вами на протяжении последних уроков?

- Состав слова! (слайд) Ветер подул. И наш кораблик отправился в путь!

III. Сообщение темы урока.

Учитель:- Сегодня на уроке мы повторим с вами тему о составе слова.

-А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входит: приставка, корень, суффикс, окончание. (слайд)

Сегодня мы узнаем, как вы усвоили тему.

IV.Работа по теме урока.

Учитель: -И вот на пути у нас «Гавань грамотеев»

Учитель: Здесь мы остановимся и немного поиграем в игру «Вопрос – ответ». Для этого разделим класс на 2 группы. Группы будут по очереди тянуть вопросы и задавать их другой группе. Потом группы меняются ролями.

Ход игры (6 мин)

В. -Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.

От. -Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

МОРОЗ

В. - Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.

От. - Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


МОРОЗЫ

В. - Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.

От. - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

ЗАМОРОЗКИ

В. - Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.

От. - суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

МОРОЗНЫЙ

В. – Что такое основа слова? Выделите в словах на доске основу.

От. – часть слова без окончания называют основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.

В. – есть ли в слове МОРОЗ окончание? Если есть, то выделите его.

От. – есть, окончание нулевое.

Учитель: - есть ли окончание в слове ШОССЕ? Почему? Выделите в этом слове основу. Назовите еще неизменяемые слова (метро, пальто, радио, кафе, кино).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.

Учитель: - Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов.

- Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. (слайд)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.

Учитель: Отправляемся дальше. И у нас на пути

II преграда: Пиратский остров ( «Однокоренные слова») (слайд) (7 мин)

Учитель: Нам нужно выполнить задание пиратов.

Какие слова мы называем однокоренными?

Дети: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Учитель: Молодцы! И вот задание: образовать однокоренные слова от слов, 1 гр. – школа; 2 гр. – мир; 3 гр. – бег. (слайд)

- С помощью каких частей слов мы будем это делать? (3 ученика у доски.)

Учитель: Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели.

Физминутка. (ПО ВРЕМЕНИ) 2 мин

III преграда: «Река испытаний». «Третий лишний» (слайд) (3 мин)

Задание: Найдите и подчеркните лишнее слово.(слайд)

Золото, позолота, зола

Семя, семечко, семья

Часовщик, часть, час

Вдруг, подруга, друзья

Носильщик, нос, носатый

Горный, горка, городок

Вода, водяной, водитель

Учитель: Молодцы! Вы верно нашли лишнее слово. А как вы считаете, достаточно ли иметь однокоренным словам только общую часть?

Дети: Нет. Должно быть что-то общее по смыслу.

IV. Закрепление изученного. Наш корабль попал в бухту спокойствия. Нашему паруснику трудно выбраться из этой бухты. Нужно выполнить задание. (5 мин)

Работа по карточкам (3 ученика)

Выполнение упр. 183 фронтально (слайд) (c.97)

Учитель: Четвертую преграду мы преодолели. И нам осталось преодолеть еще одну «5» преграду и мы окажемся в «стране ЗНАНИЙ».

V преграда:

Фронтальная работа с электронным приложением. (Провер. Работа) (5 мин)

Учитель: Молодцы! Вот мы и причалили к берегам «Страны знаний»

А как называется город, который мы видим? Для того чтобы узнать это, нужно разгадать кроссворд. (слайд презентации) (2 мин)

  1. изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

  2. значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

  3. значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

  4. главная значимая часть слова

Учитель: Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Мы весь урок работали со словами: разбирали, образовывали ….

- И вот мы достигли цели, мы в «Стране знаний», в «городе Морфем»

Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.

VI. Домашнее задание. (2 мин)

Учебник с. 98, упр. 189. Вам нужно списать словосочетания и найти в каждом неизменяемое слово. Подчеркнуть его.

Оценивание (по количеству фишек). (2 мин)

VII. Итог урока. (слайд «берег трудолюбия») (2-3 мин)

Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке? Все ли было понятно?

- Давайте вы на листочках напишете, чтобы вы посоветовали детям, которые ещё не совсем поняли тему урока или еще ее не изучили. (по группам)

Зачитывание пожеланий от групп.

Вот и закончился наш урок – путешествие в Страну Знаний. Всем огромное спасибо. И всего доброго!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!