Урок 137
Значение и употребление глаголов в речи
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
Развивать интерес у детей к предмету.
Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, ответственность,
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Планируемые результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы –синонимы и антонимы в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, под рукой!
Чистописание
- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.
глоалг
- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)
Учитель записывает на доске.
- Что такое глагол?
Актуализация знаний
1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь у проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки, ..., ... вёдра да топор.
Самоопределение к деятельности
Мир строит, а война ... .
Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
Как называются слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы.)
Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.)
Учитель записывает слова на доске.
Работа по теме урока
-Давайте проведем небольшое исследование
Учитель читает запись на доске.
По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
- Понравилось ли вам предложение по конструкции?
- Как можно избежать повторения слов в предложении?
Подберите синонимы к глаголу проходят
-Отредактируйте предложение, используя слова для справок
(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)
- Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)
Работа по учебнику
Упр. 177 (с. 104).
Прочитайте текст. Найдите глаголы.
Почему автор использует такие глаголы?
К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 178 (с. 104).
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
Работа со словом из словаря
Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму.
Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.
Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!
Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.
«Завтра, - думал я вчера -
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
Физкультминутка
- Вы хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться можно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И трудиться вновь начните!
Закрепление изученного материала
Упражнения в подборе антонимов
Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... .
Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и ....
Объясните смысл пословиц.
Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.)
Откройте учебники на стр.154-155
1 вариант - выписать две пары глаголов-синонимов
2 вариант - выписать две пары глаголов-антонимов
Проверка.
Рефлексия
(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
Объясните значения фразеологизмов.
Что такое глагол?
Какие глаголы называются синонимами?
Какие глаголы называются антонимами?
Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.)
Закончите предложения:
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Упр. 180 (с. 105).