СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Значение и употребление глаголов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Значение и употребление глаголов в речи"»

Урок 137

Значение и употребление глаголов в речи


Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.

  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 

  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.

  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.

  3. Развивать интерес у детей к предмету.

  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,

  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Планируемые  результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся  распознавать глаголы  среди  других  частей  речи,  употреблять  глаголы –синонимы  и  антонимы  в  речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, под рукой!

  1. Чистописание

- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.

глоалг

- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)

Учитель записывает на доске.

- Что такое глагол?

  1. Актуализация знаний

  • Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь у проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки, ..., ... вёдра да топор.

  1. Самоопределение к деятельности

  • Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война ... .

  • Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)

  • Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют зна­чение? (Они имеют противоположное значение.)

  • Как называются слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы.)

  • Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.)

Учитель записывает слова на доске.

  • Опираясь на записанные слова, сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока

-Давайте  проведем  небольшое  исследование

Учитель читает запись на доске.

По нашей  улице  проходят  троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

Подберите  синонимы  к  глаголу  проходят

-Отредактируйте  предложение,  используя  слова  для  справок

(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)

- Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

  • Прочитайте текст. Найдите глаголы.

  • Почему автор использует такие глаголы?

  • К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

  • К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.

  • Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

  • Прочитайте пары слов. Сравните их.

  • Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

  1. Работа со словом из словаря

  • Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

  • Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму.

  • Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

  • Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животно­го, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно при­готовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, - думал я вчера -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

  1. Физкультминутка

- Вы хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться можно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И трудиться вновь начните!

  1. Закрепление изученного материала

Упражнения в подборе антонимов

  • Допишите глаголы с противоположным значением.

  1. Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... .

  1. Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и ....

  • Объясните смысл пословиц.

  •  Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.)

  • Откройте  учебники  на  стр.154-155

  • 1 вариант - выписать  две  пары  глаголов-синонимов

  • 2 вариант - выписать  две  пары  глаголов-антонимов

Проверка.

  1. Рефлексия

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

  • Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответ­ствующим значением.

баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

  • Объясните значения фразеологизмов.

  • Что такое глагол?

  • Какие глаголы называются синонимами?

  • Какие глаголы называются антонимами?

  • Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.)

  • Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке мне удалось...

  • Я похвалил бы себя...

  • Особенно мне понравилось...

  • Было интересно...

  • Было трудно...

  • Сегодня я бы похвалил...

  • Дома я расскажу о ...

  1. Подведение итогов урока

  • С какой целью глаголы употребляются в речи?

Домашнее задание

Упр. 180 (с. 105).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!