СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«мой урок 5 класс»

Конспект урока по русскому языку по теме

Правописание приставок пре- и при-.


Цель урока: Формирование умений правильного написания приставок пре- и при-.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить знания и умения выделять в слове приставки.

  2. Повторить правописание согласных и гласных в приставках.

  3. Повторить порядок орфографического и лексического разбора слова.

  4. Формировать знания правильного написания слов с изучаемой орфограммой и графического обозначения орфограммы.

  5. Формировать умение применения орфографического правила на практике.

  6. Формирование умения выделять из текста необходимый материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку как к школьному предмету с помощью занимательного материала и игровых приемов обучения.

  2. Содействовать воспитанию чувств уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов.

  3. Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.

  4. Воспитывать любовь и чувство уважения к родному языку через использование материала из художественных текстов.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию орфографической зоркости.

  2. Способствовать развитию разных видов памяти.

  3. Способствовать развитию логического мышления в процессе морфемного и фонетического разбора.

  4. Способствовать развитию способности сопоставлять, анализировать.

  5. Обогащать словарный запас учеников путем выполнения задания с подбором синонимов, через логическое мышление.

  6. Способствовать развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык. 6 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский 33-е изд., М.: Просвещение, 2011. – 254 с.

  2. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова.— М.: Просвещение, 2002.

  3. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/nestandartnye-zadaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka Нестандартные задания на уроках русского языка.

  4. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2012.-304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

Перечень оборудования: Русский язык. 6 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский 33-е изд., М.: Просвещение, 2011. – 254 с., доска.

План урока:

  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Опорное повторение 6 мин.

  3. Изучение нового материала 7 мин.

  4. Первичное закрепление 7 мин

  5. Формирование умений 13 мин.

  6. Контроль первичного уровня 5 мин

  7. Домашнее задание 2 мин.

  8. Итог урока 3 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Прим.

I.Организа

ционный момент


Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово

-Здравствуйте, ребята!

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

-Молодцы, пожалуйста, садитесь!

Метод: слово учителя

Приём: вводное слово

- Сегодня на уроке мы научимся правильно употреблять и различать написание приставок пре- и при-. Сначала нам необходимо повторить материал прошлых занятий, затем мы выполним различные упражнения по новой теме и в конце урока проведем небольшую самостоятельную работу.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока.


Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание















Образец записи в тетради:

Третье февраля

Классная работа

Правописание приставок пре- и при-.

Эпиграф к уроку: «В разнообразии приставок- разнообразие смысла»

(К.И.Чуковский)

II. Опорное

повторение


Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

- Ребята, у некоторых из вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочитайте его и выполняйте. Остальные работают со мной.

Метод: беседа

Приём: репродуктивная, эвристическая беседа

-Обратите внимание на доску. Перед Вами эпиграф сегодняшнего урока – слова К. И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла». Согласны ли Вы с мнением известного писателя?

- Докажите.

- Вспомните, какая часть слова является приставкой? Для чего служит приставка?

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Хорошо! Замечательно!

Метод: списывание

Приём: осложненное списывание

-Ребята, перед нами ряд слов. Наша задача, раскрывая скобки, выбрать ту или иную орфограмму, указать ее место в слове и обозначить условие выбора. Один ученик пойдёт к доске, а остальные выполняют задание в тетрадях.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

-По окончании работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте своему товарищу отметку.

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Хорошо, я очень рада, что вы усвоили материал прошлого урока.

Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное

Образец карточки:

1.Найди слова, в написании которых допущена ошибка.

1.подытожить 2. збить 3. растояние 4.расчетливый 5. Бурьян

2. Найди слова, строение которых соответствует схеме:

¬ᴖ˄□

Бесследный, березняк, безвкусный, синий.



Устные ответы учащихся:

- Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.








Образец записи на доске:

Ра(з-с)бег, бе(с-з)корыстный, , бе(с-з)вкусица, ра(з-с)бег.

Метод: слушание;

Приём: детальное, неоценочное; наблюдение за языковым материалом.

Образец записи в тетрадях:

Разбег, бескорыстный, безвкусица, разбег, розыгрыш



III. Изучение

нового

материала

Метод: наблюдение

Приём: наблюдение за языковым материалом

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед Вами слова с выделенными буквами. Они записаны в 2 столбика.

- Скажите ребята, в какой части слова стоит выделенная буква?

- В ударном или безударном положении находится обозначенная орфограмма?

-Попытайтесь определить, под какое правило о правописании приставок подходят данные слова?

- Ребята, пожалуйста, запомните, что в русском языке есть приставки, правописание которых зависит не только от ударения или выбора следующего за приставкой звука, а от лексического значения самой приставки.

Метод: беседа

Приём: эвристическая беседа

- Глядя на слова, записанные на доске, попробуем выяснить, какое лексическое значение несет каждая приставка.

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Замечательно, ребята! Молодцы!

Метод: слово учителя

Приём: сообщающее слово

- Но помимо названных уже нами значений, существует еще несколько видов.

Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

- Ребята, я Вам расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую. Ваша задача по мере моего рассказа выписать те значения приставок, которые мы еще не назвали. Для этого оформим небольшую таблицу.

Метод: игровой

Приём: лингвистическая сказка

Жили-были два брата. Приставка пре-, и приставка при-. Были они всегда грустными и никогда не улыбались, а всё потому что в написании этих приставок люди допускают много ошибок, и им было обидно. И тогда братьям очень захотелось научить людей правильно писать слова с этими приставками, но они ещё не знали как... 
В один прекрасный день встретили братья своих друзей- приставок без-, бес- и рассказали им о своей проблеме. Узнав в чём её суть друзья посоветовали нашим братьям придумать правило написания приставок пре-, при-. 
Вернулись братья домой и сразу принялись за дело: начали правило составлять, да только сосредоточиться никак не могли . Вот они думали...думали...да так ничего не придумали.
На следующий день приставки пре- и при- решили попросить помощи у других приставок и пригласить их к себе в гости. Позвонили братья всем своим друзьям-приставкам. Они подумали и согласились. Стали они думать, как правило понятное людям составить. Думали...думали... И начали свои мысли излагать: 
-"Может правило начать так: Приставка при- пишется если..."-предложила приставка за-. 
-"А продолжить так: она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие. -добавила приставка с-. 
-"Приставка пре- пишется если..."-сказала приставка про-. 
-"Она близка по значению к слову очень или к приставке пере-. -закончила правило приставка над-. 
И вот, что в итоге получилось: 
Приставка при- пишется если она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие. 
Приставка пре- пишется если она близка по значению к слову очень или к приставке пере-. 

Метод: беседа

Приём: эвристическая беседа

-Какой вывод мы с вами можем сделать о правописании приставок пре- и при-?

-Постараемся сформулировать правило.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- А сейчас откроем учебники на странице 69 и проверим, правильно ли мы сделали вывод.

Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

-Прочитайте внимательно это правило три раза.

- Закройте учебники и пропишите это правило на листочках, которые лежат у вас на столе.

- Обменяйтесь, пожалуйста, листочками, откройте учебники и сверьте написанное. Поднимите руки те, у кого нет ошибок?

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

Хорошо, молодцы!

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Итак, правило, мы запомнили, сейчас будем учиться применять его на практике.

Метод: слушание;

Приём: детальное, неоценочное; наблюдение за языковым материалом.

Образец записи на доске:

ПрЕкрасный прИехать

прЕградить прИоткрыть

прЕувеличить прИшкольный


Устные ответы учащихся:

-Обозначенные орфограммы находятся в приставках.

- В безударном.

-Из ранее изученных нами правил о правописании приставок не одно не подходит.


Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное












Образец записи на доске:

Значение приставок пре- и при-

Приставка

Значение приставки

Пример

При-

1.

2.

3.

4.


Пре-

1.

2.






















































Устные ответы учащихся:


-Правописание приставок пре- и при- зависит от лексического значения слова. Приставка при- пишется в словах со значением приближения, присоединения и неполноты действия, а приставка пре- употребляется в двух значениях: близкое к значению слова очень и приставки пере-.

Метод: работа с теоретической статьёй учебника

Приём: критическое чтение


Метод: письмо

Приём: письмо по памяти


Взаимопроверка





VI. Первичное

закрепление

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

-Выполним упражнение 154-е. Запишем в тетради вид работы.

Метод: упражнение

- Нам необходимо определить, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких е, обозначая условия выбора.

- Прежде чем приступить к выполнению задания, определим алгоритм наших действий. Во-первых, определим значение слова. Во-вторых, сделаем вывод о правописании приставки. – Например: Приехать – это слово обозначает приближение. Поэтому в приставке нужно писать букву и.

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

Замечательно! Я очень рада, что тема вам понравилась и не вызвала больших затруднений.


Метод: списывание

Приём: комментированное списывание

Образец записи в тетради:

Упражнение 154

Приехать-приближение, прилететь-приближение, прискакать-приближение, примчаться-приближение приблизиться-приближение, привокзальная (площадь)-расположение вблизи чего-нибудь, приделать-присоединение, прибавить-прибавление, принять-присоединение, прескучный-=очень, пренеприятный-=очень, приусадебный (участок)-расположение вблизи чего-нибудь.



V. Формирование

умений

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Выполним еще одно упражнение: 155-е.

Метод: упражнение

-Запишите в тетради вид работы. Оформлять упражнение мы будем в виде таблицы из двух колонок. Озаглавим таблицу: правописание приставок пре- и при-. В левый столбик выпишем слова с приставкой пре-, а в правый с при-. Не забываем обозначать условие выбора.

- У доски будут работать три человека. Первый будет записывать слова в левый столбик таблицы, второй – в правый столбик, а третий выполнит разбор слова по составу гордый и фонетический разбор слова отъезд.

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Хорошо! Все справились с заданием.

Метод: диктант

Приём: диктант на замену

Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова я буду приводить примеры лексического значения слов. Ваша задача написать только общее значение этой группы, определить какую приставку будете писать и почему? Например, я говорю: слегка поднять, Вы записываете слово приподнять и определяете значение приставки, неполнота действия.

-Затем вы обменяетесь тетрадями и поставите друг другу отметки.

Лечь ненадолго. Сесть на краешек стула. Встать наполовину, не во весь рост. Временно остановиться. Немного ободрить. Заболеть несильно, ненадолго. Сильно увеличить.

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Прекрасно! Молодцы!





Метод: составление таблицы

Приём: заполнение таблицы


Образец записи в тетради:

Упражнение 155

Правописание приставок пре- и при-.


Пре-

При-

Преинтересный, преломить,

пренеприятный, претерпевать.


Прицепить, прибегать, приседать, приколоть,

прийти, прибрежный.

Гордый- корень –горд-, ый-окончание, основа –горд-.

Отъезд – от-езд (ат-й,э/ст)- 2 слога,

О-(а)- гл., безуд.

Т-(т)-согл., глух., твердый

Ъ – (-)

Е- (й)-согл., зв., мягкий

/)-гл., ударный

З- (с)- согл., глух., твердый.

Д- (т)-согл., глух., твердый.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

6 букв, 6 зв.



Образец записи в тетради:

Лечь ненадолго-прилечь. Сесть на краешек стула - присесть. Встать наполовину, не во весь рост - привстать. Временно остановиться - приостановиться. Немного ободрить - приободрить. Заболеть несильно, ненадолго - приболеть. Сильно увеличить – преувеличить.














VI. Первичный

контроль

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Сейчас, как я и говорила в начале урока, мы выполним самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, а ваша задача найти в представленном тексте ошибки и если они есть, то исправить их.

(На закрытой доске записан образец правильного выполнения задания)

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Ребята, а теперь давайте проверим правильность выполнения задания.

Учитель открывает закрытую доску

Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

- Проверьте свои работы. У кого нет ошибок, ставит себе отметку «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», более 4-х ошибок – «2».

Метод: слушание.

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное



Образец карточки:

Прикатился клубок, преостано-

вился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Презадумался.

Самопроверка


VII. Задавание на дом

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

-Откройте, пожалуйста, дневники. Запишем домашнее задание.

Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

- Ребята, предлагаю Вам дома выполнить упражнение на выбор. Первое задание заключается в том, что вам необходимо выучить правило на с.69 и выполнить 156 упражнение.

Метод: слово учителя

Приём: комментирующее слово

- Здесь необходимо в скобках рядом с выделенными глаголами, записать однокоренные глаголы с приставкой при- и указать значение этих глаголов. Например: щека распухла (припухла)-неполнота действия.

Метод: слово учителя

Приём: инструктирующее слово

-Второе задание носит творческий характер. Предлагаю вам написать сочинение в форме сказки или реферата на тему: «портрет приставок пре- и при-».

Метод: слово учителя

Приём: комментирующее слово

-Можно объединиться в группу из нескольких человек, придумать интересную историю, представить «портреты» приставок в форме зарисовки или комикса.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

- Есть вопросы по выполнению домашнего задания?

Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное


VII. Итог урока

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово

- Итак, подведём итог нашего занятия.

Метод: беседа

Приём: репродуктивная беседа

- Ребята, какую орфограмму мы изучили сегодня на уроке? Озвучьте правило. Приведите примеры.

- Какую орфограмму мы вспомнили сегодня на уроке?

Метод: слово учителя

Приём: оценочное слово

- Хорошо, молодцы! Отметки за урок:


Метод: слушание

Приём: детальное, рефлексивное



Устные ответы учащихся:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!