Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Прим. |
I.Организа ционный момент | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово -Здравствуйте, ребята! Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок!? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! -Молодцы, пожалуйста, садитесь! Метод: слово учителя Приём: вводное слово - Сегодня на уроке мы научимся правильно употреблять и различать написание приставок пре- и при-. Сначала нам необходимо повторить материал прошлых занятий, затем мы выполним различные упражнения по новой теме и в конце урока проведем небольшую самостоятельную работу. Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока. | Метод: слушание Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Образец записи в тетради: Третье февраля Классная работа Правописание приставок пре- и при-. | Эпиграф к уроку: «В разнообразии приставок- разнообразие смысла» (К.И.Чуковский) |
II. Опорное повторение | Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово - Ребята, у некоторых из вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочитайте его и выполняйте. Остальные работают со мной. Метод: беседа Приём: репродуктивная, эвристическая беседа -Обратите внимание на доску. Перед Вами эпиграф сегодняшнего урока – слова К. И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла». Согласны ли Вы с мнением известного писателя? - Докажите. - Вспомните, какая часть слова является приставкой? Для чего служит приставка? Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Хорошо! Замечательно! Метод: списывание Приём: осложненное списывание -Ребята, перед нами ряд слов. Наша задача, раскрывая скобки, выбрать ту или иную орфограмму, указать ее место в слове и обозначить условие выбора. Один ученик пойдёт к доске, а остальные выполняют задание в тетрадях. Метод: слово учителя Приём: ведущее слово -По окончании работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте своему товарищу отметку. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Хорошо, я очень рада, что вы усвоили материал прошлого урока. | Метод: слушание Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное Образец карточки: 1.Найди слова, в написании которых допущена ошибка. 1.подытожить 2. збить 3. растояние 4.расчетливый 5. Бурьян 2. Найди слова, строение которых соответствует схеме: ¬ᴖ˄□ Бесследный, березняк, безвкусный, синий. Устные ответы учащихся: - Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Образец записи на доске: Ра(з-с)бег, бе(с-з)корыстный, , бе(с-з)вкусица, ра(з-с)бег. Метод: слушание; Приём: детальное, неоценочное; наблюдение за языковым материалом. Образец записи в тетрадях: Разбег, бескорыстный, безвкусица, разбег, розыгрыш | |
III. Изучение нового материала | Метод: наблюдение Приём: наблюдение за языковым материалом -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед Вами слова с выделенными буквами. Они записаны в 2 столбика. - Скажите ребята, в какой части слова стоит выделенная буква? - В ударном или безударном положении находится обозначенная орфограмма? -Попытайтесь определить, под какое правило о правописании приставок подходят данные слова? - Ребята, пожалуйста, запомните, что в русском языке есть приставки, правописание которых зависит не только от ударения или выбора следующего за приставкой звука, а от лексического значения самой приставки. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа - Глядя на слова, записанные на доске, попробуем выяснить, какое лексическое значение несет каждая приставка. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Замечательно, ребята! Молодцы! Метод: слово учителя Приём: сообщающее слово - Но помимо названных уже нами значений, существует еще несколько видов. Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово - Ребята, я Вам расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую. Ваша задача по мере моего рассказа выписать те значения приставок, которые мы еще не назвали. Для этого оформим небольшую таблицу. Метод: игровой Приём: лингвистическая сказка Жили-были два брата. Приставка пре-, и приставка при-. Были они всегда грустными и никогда не улыбались, а всё потому что в написании этих приставок люди допускают много ошибок, и им было обидно. И тогда братьям очень захотелось научить людей правильно писать слова с этими приставками, но они ещё не знали как... В один прекрасный день встретили братья своих друзей- приставок без-, бес- и рассказали им о своей проблеме. Узнав в чём её суть друзья посоветовали нашим братьям придумать правило написания приставок пре-, при-. Вернулись братья домой и сразу принялись за дело: начали правило составлять, да только сосредоточиться никак не могли . Вот они думали...думали...да так ничего не придумали. На следующий день приставки пре- и при- решили попросить помощи у других приставок и пригласить их к себе в гости. Позвонили братья всем своим друзьям-приставкам. Они подумали и согласились. Стали они думать, как правило понятное людям составить. Думали...думали... И начали свои мысли излагать: -"Может правило начать так: Приставка при- пишется если..."-предложила приставка за-. -"А продолжить так: она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие. -добавила приставка с-. -"Приставка пре- пишется если..."-сказала приставка про-. -"Она близка по значению к слову очень или к приставке пере-. -закончила правило приставка над-. И вот, что в итоге получилось: Приставка при- пишется если она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие. Приставка пре- пишется если она близка по значению к слову очень или к приставке пере-. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа -Какой вывод мы с вами можем сделать о правописании приставок пре- и при-? -Постараемся сформулировать правило. Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - А сейчас откроем учебники на странице 69 и проверим, правильно ли мы сделали вывод. Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово -Прочитайте внимательно это правило три раза. - Закройте учебники и пропишите это правило на листочках, которые лежат у вас на столе. - Обменяйтесь, пожалуйста, листочками, откройте учебники и сверьте написанное. Поднимите руки те, у кого нет ошибок? Метод: слово учителя Приём: оценочное слово Хорошо, молодцы! Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Итак, правило, мы запомнили, сейчас будем учиться применять его на практике. | Метод: слушание; Приём: детальное, неоценочное; наблюдение за языковым материалом. Образец записи на доске: ПрЕкрасный прИехать прЕградить прИоткрыть прЕувеличить прИшкольный Устные ответы учащихся: -Обозначенные орфограммы находятся в приставках. - В безударном. -Из ранее изученных нами правил о правописании приставок не одно не подходит. Метод: слушание Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное Образец записи на доске: Значение приставок пре- и при- Приставка | Значение приставки | Пример | При- | 1. 2. 3. 4. | | Пре- | 1. 2. | | Устные ответы учащихся: -Правописание приставок пре- и при- зависит от лексического значения слова. Приставка при- пишется в словах со значением приближения, присоединения и неполноты действия, а приставка пре- употребляется в двух значениях: близкое к значению слова очень и приставки пере-. Метод: работа с теоретической статьёй учебника Приём: критическое чтение Метод: письмо Приём: письмо по памяти Взаимопроверка | |
VI. Первичное закрепление | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово -Выполним упражнение 154-е. Запишем в тетради вид работы. Метод: упражнение - Нам необходимо определить, в каких словах в приставке надо писать гласную и, в каких е, обозначая условия выбора. - Прежде чем приступить к выполнению задания, определим алгоритм наших действий. Во-первых, определим значение слова. Во-вторых, сделаем вывод о правописании приставки. – Например: Приехать – это слово обозначает приближение. Поэтому в приставке нужно писать букву и. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово Замечательно! Я очень рада, что тема вам понравилась и не вызвала больших затруднений. | Метод: списывание Приём: комментированное списывание Образец записи в тетради: Упражнение 154 Приехать-приближение, прилететь-приближение, прискакать-приближение, примчаться-приближение приблизиться-приближение, привокзальная (площадь)-расположение вблизи чего-нибудь, приделать-присоединение, прибавить-прибавление, принять-присоединение, прескучный-=очень, пренеприятный-=очень, приусадебный (участок)-расположение вблизи чего-нибудь. | |
V. Формирование умений | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Выполним еще одно упражнение: 155-е. Метод: упражнение -Запишите в тетради вид работы. Оформлять упражнение мы будем в виде таблицы из двух колонок. Озаглавим таблицу: правописание приставок пре- и при-. В левый столбик выпишем слова с приставкой пре-, а в правый с при-. Не забываем обозначать условие выбора. - У доски будут работать три человека. Первый будет записывать слова в левый столбик таблицы, второй – в правый столбик, а третий выполнит разбор слова по составу гордый и фонетический разбор слова отъезд. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Хорошо! Все справились с заданием. Метод: диктант Приём: диктант на замену Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова я буду приводить примеры лексического значения слов. Ваша задача написать только общее значение этой группы, определить какую приставку будете писать и почему? Например, я говорю: слегка поднять, Вы записываете слово приподнять и определяете значение приставки, неполнота действия. -Затем вы обменяетесь тетрадями и поставите друг другу отметки. Лечь ненадолго. Сесть на краешек стула. Встать наполовину, не во весь рост. Временно остановиться. Немного ободрить. Заболеть несильно, ненадолго. Сильно увеличить. Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Прекрасно! Молодцы!
| Метод: составление таблицы Приём: заполнение таблицы Образец записи в тетради: Упражнение 155 Правописание приставок пре- и при-. Пре- | При- | Преинтересный, преломить, пренеприятный, претерпевать. | Прицепить, прибегать, приседать, приколоть, прийти, прибрежный. | Гордый- корень –горд-, ый-окончание, основа –горд-. Отъезд – от-езд (ат-й,э/ст)- 2 слога, О-(а)- гл., безуд. Т-(т)-согл., глух., твердый Ъ – (-) Е- (й)-согл., зв., мягкий (э/)-гл., ударный З- (с)- согл., глух., твердый. Д- (т)-согл., глух., твердый. _________________________ 6 букв, 6 зв. Образец записи в тетради: Лечь ненадолго-прилечь. Сесть на краешек стула - присесть. Встать наполовину, не во весь рост - привстать. Временно остановиться - приостановиться. Немного ободрить - приободрить. Заболеть несильно, ненадолго - приболеть. Сильно увеличить – преувеличить. | |
VI. Первичный контроль | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Сейчас, как я и говорила в начале урока, мы выполним самостоятельную работу. Я раздам вам карточки, а ваша задача найти в представленном тексте ошибки и если они есть, то исправить их. (На закрытой доске записан образец правильного выполнения задания) Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Ребята, а теперь давайте проверим правильность выполнения задания. Учитель открывает закрытую доску Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово - Проверьте свои работы. У кого нет ошибок, ставит себе отметку «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», более 4-х ошибок – «2». | Метод: слушание. Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное Образец карточки: Прикатился клубок, преостано- вился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Презадумался. Самопроверка | |
VII. Задавание на дом | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово -Откройте, пожалуйста, дневники. Запишем домашнее задание. Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово - Ребята, предлагаю Вам дома выполнить упражнение на выбор. Первое задание заключается в том, что вам необходимо выучить правило на с.69 и выполнить 156 упражнение. Метод: слово учителя Приём: комментирующее слово - Здесь необходимо в скобках рядом с выделенными глаголами, записать однокоренные глаголы с приставкой при- и указать значение этих глаголов. Например: щека распухла (припухла)-неполнота действия. Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово -Второе задание носит творческий характер. Предлагаю вам написать сочинение в форме сказки или реферата на тему: «портрет приставок пре- и при-». Метод: слово учителя Приём: комментирующее слово -Можно объединиться в группу из нескольких человек, придумать интересную историю, представить «портреты» приставок в форме зарисовки или комикса. Метод: слово учителя Приём: ведущее слово - Есть вопросы по выполнению домашнего задания? | Метод: слушание Приём: детальное, неоценочное | |
VII. Итог урока | Метод: слово учителя Приём: обобщающее слово - Итак, подведём итог нашего занятия. Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа - Ребята, какую орфограмму мы изучили сегодня на уроке? Озвучьте правило. Приведите примеры. - Какую орфограмму мы вспомнили сегодня на уроке? Метод: слово учителя Приём: оценочное слово - Хорошо, молодцы! Отметки за урок: | Метод: слушание Приём: детальное, рефлексивное Устные ответы учащихся: | |